Это случилось однажды на узком загородном шоссе где-то в Нижегородской области. Мы с группой паломников и нашим духовником отцом Игорем возвращались из Дивеево. Вдруг наш автобус резко затормозил. Все вскочили. Те, кто сидели ближе к водителю, громко ахнули и стали быстро, почти бегом из автобуса выходить. Я услышал обрывки фраз: «Сбили… Девочку на дороге сбили…»
Я тоже выбежал из автобуса. «Что? Как? Наш автобус сбил?» Оказалось, что нет — не наш. Посередине проезжей полосы лежала девочка лет двенадцати. Было видно, что она то приходит в сознание, то снова его теряет. На ее одежде была видна кровь.
Рядом на обочине стоял другой автобус. Тоже с группой паломников и священником. Как стало ясно из разговоров, они увидели эту девочку уже лежащей на дороге. То есть, сбил ее кто-то другой — тот, кто уже уехал.
Передо мной открылась странная картина. Меня, на тот момент лишь недавно начавшего воцерковляться, она поразила. И многое объяснила о том, что такое жизнь по вере.
А увидел я следующее. Вокруг бедной девочки стояли паломники из того — другого — автобуса и… молились с молитвословами в руках. Их священник стоял среди них и тоже тихим голосом бормотал молитвы. Они усердно кланялись и крестились. Причем судя по всему стояли уже давно. И на фоне этих молитвенников бегал наш отец Игорь с телефоном в руках — он не молился: он поочередно звонил в скорую помощь, в милицию и в Дивеево. Стучался в дома, стоявшие вдоль дороги, спрашивал, можно ли занести девочку в кому-то в дом, собрал людей, чтобы аккуратно ее поднять и перенести…
В этот момент я впервые в жизни увидел, как могут парадоксально не совпадать буква христианской веры и дух христианской веры. С точки зрения буквы, толпа молящихся вокруг девочки все делала правильно — потому что по молитвам творятся чудеса. Но обычная жизнь — жестче. И мне кажется, что христианин отличается от не-христианина не частотой молитвы, а тем, что христианин не имеет права не броситься другому на помощь. И дух христианской веры призывает именно к этому: сначала сделать все, что можешь здесь и сейчас ты сам — вызвать скорую и помочь пострадавшему. И только потом просить что-либо сделать Бога. Так поступил отец Игорь.
…А сев в автобус, мы все вместе стали молиться. И до самой Москвы читали молитвы об исцелении рабы Божьей, имени которой мы даже не знали.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.