
Икона «Сошествие Христа во ад» отображает события субботы Страстной недели и Пасхи.
Согласно православному вероучению, после Распятия и смерти Христос спустился в ад, разрушил его, и освободил людей, томящихся там – начиная, с Адама и Евы. Сошествие Христа во ад и Его победа над смертью, Воскресение, всегда воспринимались Церковью неразрывно, как единое целое. И на древнерусских и византийских иконах, посвященных Пасхе, изображался не тот момент, когда Иисус выходит из гроба, а именно тот, в который Он сокрушает преисподнюю. Чаще всего Христос изображается протягивающим руки к Адаму, Еве и ветхозаветным праведникам. По левую сторону от него в нерешительности стоят грешники во главе с Каином. Спаситель попирает ногами черную бездну, в которой видны обломки ворот ада, ключи и замки, бессильные кого-то удержать. Одним из самых ярких образцов пасхальной иконогрАфии можно назвать икону «Сошествие во ад», выполненную в пятнадцатом веке преподобным Андреем Рублевым. Образ хранится в Третьяковской галерее.
Екатерина Сабирова. Отрывок из произведения «Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»?»
Иконы Воскресения Христова создавались начиная с девятнадцатого века в академической школе Иконописи, где Спаситель выходит в белых ризах, а воины, стерегущие Его гроб, падают ниц. Однако данный сюжет не каноничен, поскольку об этом не упоминается ни в Священном Писании, ни в преданиях и апокрифах. Канонической является икона «Сошествие Христа во ад».