Икона «Сошествие Христа во ад» отображает события субботы Страстной недели и Пасхи.
Согласно православному вероучению, после Распятия и смерти Христос спустился в ад, разрушил его, и освободил людей, томящихся там – начиная, с Адама и Евы. Сошествие Христа во ад и Его победа над смертью, Воскресение, всегда воспринимались Церковью неразрывно, как единое целое. И на древнерусских и византийских иконах, посвященных Пасхе, изображался не тот момент, когда Иисус выходит из гроба, а именно тот, в который Он сокрушает преисподнюю. Чаще всего Христос изображается протягивающим руки к Адаму, Еве и ветхозаветным праведникам. По левую сторону от него в нерешительности стоят грешники во главе с Каином. Спаситель попирает ногами черную бездну, в которой видны обломки ворот ада, ключи и замки, бессильные кого-то удержать. Одним из самых ярких образцов пасхальной иконогрАфии можно назвать икону «Сошествие во ад», выполненную в пятнадцатом веке преподобным Андреем Рублевым. Образ хранится в Третьяковской галерее.
Екатерина Сабирова. Отрывок из произведения «Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»?»
Иконы Воскресения Христова создавались начиная с девятнадцатого века в академической школе Иконописи, где Спаситель выходит в белых ризах, а воины, стерегущие Его гроб, падают ниц. Однако данный сюжет не каноничен, поскольку об этом не упоминается ни в Священном Писании, ни в преданиях и апокрифах. Канонической является икона «Сошествие Христа во ад».
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке. Современность
В программе о храме Живоначальной Троицы на Шаболовке его настоятель Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о том, как он стал священником, уделяет внимание вопросам подлинного воцерковления современных прихожан храма. Большую роль в этом играет их расположение к исповеди и Причастию Святых Христовых Тайн, участие в приходских делах и взаимное общение в атмосфере любви, взаимопонимания и благоговейного отношения к Богослужению.
Батюшка делится своими мыслями о современном периоде жизни в храме его постоянных прихожан и тех людей, которые впервые переступают порог Церкви.




с прихожанами





и с братом Игуменом Сергием

и тетей Анной Павловной
Фотографии предоставлены храмом Живоначальной Троицы на Шаболовке.
Все выпуски программы Места и люди








