Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер

«Церковные традиции». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

«Церковные традиции». Иеромонах Геннадий (Войтишко)


У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).

Мы говорили о том, что такое церковные традиции, как они возникали, могут ли меняться и чем отличаются от привычек.

Ведущие: Алексей Пичугин, Марина Борисова


А.Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте!

«Светлый вечер» на светлом радио.

Здесь, в этой студии, приветствуем вас мы — я, Алексей Пичугин...

М.Борисова:

— ... и Марина Борисова.

А.Пичугин:

— С удовольствием представляем нашего гостя. Ближайший час, эту часть «Светлого вечера», здесь, в этой студии, вместе с вами и вместе с нами — иеромонах Геннадий Войтишко, руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Здравствуйте!

О.Геннадий:

— Добрый вечер!

М.Борисова:

— Отец Геннадий — вот, вопрос, как к знатному просветителю... ( Смеются ) Ну... из песни слова не выкинешь!

Есть вечный антагонизм, что ли, внутри каждого из нас. Мы, с одной стороны, все приверженцы сохранения церковных традиций, а, с другой стороны, мы не очень понимаем, что это такое. И, с третьей стороны, мы понимаем, что жизнь не стоит на месте, она как-то движется, и, если посмотреть на церковную историю, то и традиции, периодически, претерпевают какую-то эволюцию. И, вот, в этом во всём мы разобраться сами, без помощи Вашей, навряд ли сможем.

Итак... а что же такое церковная традиция, до какой степени и где её необходимо соблюдать, и где уже просится эта самая эволюция, и как бы, с этой эволюцией, не нарушить, вообще, сам строй церковной жизни?

О.Геннадий:

— Наверное, всё-таки... конечно, надо было начинать плясать от печки, и, всё-таки, договориться нам о терминах. Потому, что для кого-то, традиция — это какая-то, такая, замшелость, которая: «Да, Бог ты мой... зачем это всё тащить сейчас? Мы — современные люди, а традиция — это, такой, чемоданчик, у некоторых и без ручки, который совесть не позволяет бросить, но и нести невозможно...»

М.Борисова:

— Этнографический музей.

О.Геннадий:

— Да... хорошо, если это ещё воспринимается, как музейная ценность!

Вот, например, скажем... когда бываешь в каких-то музеях интересных... вот, я помню Фонтенбло, это под Парижем... есть такой замечательный музей — резиденция Жозефины и Наполеона. И там выставлены были ночные вазы этого дворца. Ну, замечательно красивые... и даже, наверное, они на аукционах стоят каких-то денег... то есть, в общем, ценность. В том числе, музейная ценность. Но, когда сейчас мы имеем водопровод и все удобства, что называется, в одной, даже малометражной, квартире, то, в общем, возникает вопрос — зачем нам ночная ваза, пусть и такая замечательная, и даже из Фонтенбло?

И, для многих, действительно... в лучшем случае, для многих людей, не очень, наверное, понимающих суть и предназначение традиций... это, действительно, в лучшем случае — про музейную ценность. Которую... ну... хорошо на полочку поставить, посмотреть, водить экскурсии. А мы — современные люди... и, как бы, до свидания!

А для кого-то это, вообще, то, что надо выкинуть, и вынести, как Ленина из мавзолея, выбросить или закопать где-нибудь. Но... тут опять, ведь... от непонимания того, что есть традиция.

Традиция — это даже не артефакт, который хранится где-то, и мы на него смотрим. Традиция — это способ. Это способ передачи ценностей — того, что для человека, для семьи, для народа, для, в целом, человечества, важно, и что необходимо бережно передавать из поколения в поколение.

Второй момент... конечно же, возникает вопрос: а что мы передаём, и каково содержание того, что мы передаём? И это может быть, действительно, по меткой метафоре, «угасший пепел», который из поколения в поколение передаётся, а может быть огонь, возжжённый единожды, передающийся от первоисточника... пока сейчас так, завуалировано скажу... через людей к следующим поколениям.

Возвращаясь к вопросу о церковной традиции. Безусловно, для нас важно всё то, что дал нам Господь — вот, тот самый главный Первоисточник. Он есть начало всей нашей жизни, Он есть первоисточник не только нашего существования, но и понимания того, что, на самом деле, ценно и важно, и что важно для жизни здесь и сейчас, и будет важно в будущем, и что будет не ограничено, вообще, временными какими-то рамками.

Ну, об этом, наверное, чуть позже и подробнее.

М.Борисова:

— Но... если мы не будем углубляться в теорию, а посмотрим на практику...

Вот, из года в год, постепенно... даже в церковном обиходе... очень многое меняется.

О.Геннадий:

— Да.

М.Борисова:

— Но приходят новые люди, и они воспринимают это... вот... как церковную традицию — «так в Церкви принято».

О.Геннадий:

— Да.

М.Борисова:

— Но, вот... скажу по собственному опыту... то, что было принято в Церкви 40 лет назад, сильно отличается от того, что принято в Церкви сейчас.

О.Геннадий:

— Во многом есть отличие, да.

М.Борисова:

— Я имею в виду какие-то самые простые вещи. И они... не носят какого-то глубинного смысла, а это, просто — некие привычки.

А.Пичугин:

— Маркеры, что ли... маркеры времени... А это... более того... это не только во времени, ведь, происходит. Если вы приедете... я не знаю, там... в Воронежскую область, придёте в храм, и потом приедете в Архангельскую область и придёте в храм, вы увидите совершенно разные традиции... которые люди в Воронежской области считают чем-то незыблемым, и люди в Архангельской — тоже.

М.Борисова:

— Ну, вот, в качестве примера. У меня — подруга, ходит в храм недалеко от Серпухова. И там есть такая традиция: человек, приходя на исповедь, идёт со свечкой и на аналое, рядом со священником, оставляет свечку.

О.Геннадий:

— Хорошо, если свечку! В одном месте, мне рассказывали, как кладут под Евангелие деньги — я был в ужасе от этой истории!

А.Пичугин:

— А, Вы что... подождите, отец Геннадий... это же — старая традиция! Я даже помню...

О.Геннадий:

— Какая пошлятина эта традиция!

А.Пичугин:

— ... да... заплатить батюшке за исповедь! Это хорошо описано в книге про Павла Груздева... вернее, вот, где его воспоминания, где он говорит, что он в ссылке в Казахстане, и очень хочется пойти в храм, но его останавливает то, что у него нет денег, а хочется батюшке за исповедь — дать.

О.Геннадий:

— Вот, у меня мама так рассказывала, что она... Ну, мы с ней созванивались, и я её спросил: «А как ты... ты когда была в храме — причащалась и исповедовалась?» Она, вроде церковный человек, говорит: «Ты знаешь, сейчас денег нет». Я: «Что?.. Почему?.. Объясни, пожалуйста». Она: «Ну... есть такая традиция — приносить деньги...» — и это для меня был шок, на самом деле... Я был в курсе этой «как бы» традиции.

М.Борисова:

— Но, понимаете... это не «как бы» традиция. Если чуть-чуть заглянуть в наше не столь далёкое прошлое, окажется, что объяснение-то — самое реальное, жизненное. Это — 1958 год, когда советская власть решила уже окончательно закрыть церковный вопрос. И, там, одномоментно, был в 70 раз повышен налог на свечи...

О.Геннадий:

— Да-да-да...

М.Борисова:

— ... и люди, которые ходили в храмы, оказались перед выбором: либо храм закроют — просто, как банкрот, — либо надо что-то делать. И традиция приносить свечку — она оттуда. Потому, что, просто, люди стали покупать, или добывать, или сами держали ульи — брать воск и делать, кустарным образом, свечи, и приносить в храм, чтобы обойти, вот, эту, вот... чудовищные условия.

И оттуда же, вот, это, вот, желание поддержать. Но, поскольку, если ты кладёшь, в те времена, в общую кружку, то общую кружку вскрывает староста.

О.Геннадий:

— Да... а он, нередко, был «под колпаком у Мюллера», то есть, у уполномоченного... иначе — у КГБ...

М.Борисова:

— Да, и, в таком случае, до священника ничего не доходит.

А.Пичугин:

— Ну, подождите... опять же... здесь же... мы про какое время говорим? В 1961 году было принято новое законодательство, которое не предполагало, вообще, участия священника в каком-либо финансовом...

О.Геннадий:

— Ну, да, да... Хрущёв делал всё, чтобы, вообще, уничтожить Церковь, и, собственно говоря, прихожане пытались выкручиваться, как могли из той ситуации, которая была...

М.Борисова:

— Поэтому, эта традиция имеет смысл только...

О.Геннадий:

— Да, имеет. Но сейчас она звучит в другом контексте.

М.Борисова:

— Вот, о чём я и хотела Вас расспросить! Потому, что таких, вот, традиций — и в кавычках, и без кавычек — достаточное количество в нашей церковной жизни.

А сейчас, чем больше новых людей приходит в Церковь, тем больше у них первый посыл внутренний — разобраться в смыслах.

О.Геннадий:

— Правильно.

М.Борисова:

— Но эти смыслы... как-то... очень быстро схлопываются. Потому, что, если посмотреть... вот... даже в центральном московском храме, как себя народ ведёт на Воскресной Литургии...

Вот, начинается Евхаристический канон. Казалось бы, чего проще? Ты знаешь, что это — от «Верую» до «Отче наш». Но...

А.Пичугин:

— Ну, чуть подальше...

О.Геннадий:

— Ну, плюс-минус, да... ну, уж не будем цепляться к деталям...

А.Пичугин:

— Но считается — до «Отче наш», кстати говоря, почему-то...

О.Геннадий:

— Ох, ты ж... ё-моё!..

А.Пичугин:

— Не-не-нет... нет...

М.Борисова:

— Вот, пожалуйста, вам! Традиции...

О.Геннадий:

— Ну, хорошо, хорошо...

А.Пичугин:

— А... ну, сам канон-то нет... сам канон-то, понятно...

М.Борисова:

— Но, при этом, когда ты видишь реакцию людей — на возгласы, на какие-то песнопения — она не совпадает с ощущением того, что происходит, в данный момент, в алтаре! По крайней мере, внешние проявления религиозного чувства — они иногда просто обескураживают именно в этом месте. Они, может быть, были бы очень уместны в любом другом... но здесь они какие-то странные.

О.Геннадий:

— Согласен. И, более того, я вам скажу, что... хорошо, что Вы этот именно пример привели... не очень правильно смотреть на идеалы Церкви и учение Церкви, исходя из реальности жизни верующих, и декларирующих этот идеал.

Ну, правда... сказать, что, вот, верующие ошибаются и грешат, и, поэтому, заповедь такая-сякая, против которой прегрешают эти люди, неуместна — это абсурд. Заповедь — есть заповедь, правило — есть правило, идеал — есть идеал. А, вот, не получается...

Более того, про центральный храм, про который Вы сказали — наверняка там зевак больше половины... ну, во всяком случае, экскурсантов... наверное. Я не берусь уж судить до конца, но у меня есть такая... интуиция, на этот счёт.

Я думаю, что первое, с чего надо начинать — это задать себе вопрос: а, вот, то, о чём мы говорим, то явление, которое имеет место быть — оно Богом установлено, или это — искажение того, что Богом установлено?

Ну, пример приведу. До революции, и долгое время... вот, эти тридцать лет, о которых вы говорите, нормой, или даже традицией, можно сказать, было Причастие единожды в год. Не то, чтобы нормой, но это — факт, и это — традиция. И, поэтому... ну, так сложилось... что это Причастие, предшествовавшее этому говение, совершалось в течение Великого поста. Пост прошёл — аминь, и побежали по своим делам дальше. Ну, и как-то это ещё отмечалось в исповедных ведомостях — для того, чтобы фиксировать, что человек, действительно, православный. Ну, раз в год Причастился — и аминь.

Можно ли признать это нормой? Нет, нельзя. Потому, что Господь совершенно другой императив дал своим апостолам. Апостолы — именно об этом проповедовали? Вот, про такое Причастие, про такую Литургию, или — как-то иначе? Нет. Опыт первых христиан — он соответствует этой традиции Причащаться раз в год? Нет, абсолютно. Ну, и какие-то дальнейшие поколения. Когда мы читаем святых отцов — соответствует ли, вот, эта традиция единожды в год Причащаться, или не соответствует? Нет, не соответствует. Это — искажение. Но, поскольку оно уже вошло в обиход, то, давайте, применим, по отношению к нему, не просто слово «традиция» — оно здесь, мне кажется, неуместно... «привычка»!

Вот, «привычка» и «традиция» — эти два слова, два понятия нам позволят разграничить всё, что ненормально, всё, что не соответствует изначальному Божьему посылу и, вот, тому источнику, от которого мы черпаем всю нашу жизнь — и личную, и в Церкви. И то, что исказилось и стало уже как бы абсолютной реальностью нашего бытия.

Вот, пример про частое Причастие... или Причастие раз в год. Скажем так.

А.Пичугин:

— Друзья, мы напомним, что в гостях у светлого радио сегодня иеромонах Геннадий Войтишко, руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

М.Борисова:

— Но, смотрите... Мы же не можем полностью вернуться к первоисточнику. И это было бы, наверное, странно, если рассматривать... всё-таки, христианство...

О.Геннадий:

— Мы и к Богу не можем вернуться?

М.Борисова:

— К Богу... хотелось бы!

О.Геннадий:

— Вот, Он и есть Первоисточник. И, в этом смысле, нам не надо никуда возвращаться. Потому, что Он — здесь и сейчас. И, если Он сказал тогда: «Приидите, примите и ешьте, и пейте от Чаши сей...» — то эти слова актуальны и сейчас. И, поэтому, не надо никуда бежать — в античную лавку, в раритетный музей или какой-нибудь древний архив. Потому, что это — здесь и сейчас. Это актуально здесь и сейчас.

Но... хорошо. Апостолы жили когда-то давно...

М.Борисова:

— Но мы же не знаем, как происходила Евхаристия в Апостольские времена!

А.Пичугин:

— Ну, у нас есть определённые свидетельства на этот счёт...

О.Геннадий:

— Кое-что знаем...

М.Борисова:

— Но это же, в любом случае, некая реконструкция.

О.Геннадий:

— Ну... смотрите... у нас есть... давайте, так... хорошо. Норматив. Причастие раз в год — это не норматив. А норматив — какой? Мы открываем постановления Соборов — в том числе, и Вселенских — канонические правила Церкви зафиксированы на бумаге, тут не надо нам фантазировать, — где написано: «Кто находится на Евхаристии, будучи верным ( то есть, христианином ), и не Причащается, отклоняясь от установленного порядка...» — и можно здесь добавить: по какой-либо умозрительной причине, — «то, как творящий бесчиние, должен быть, если он клирик, извергнут из сана, а, если он мирянин, должен быть отлучён от церковного общения, доколе не покается».

А.Пичугин:

— Но, тут, знаете, есть такая история...

О.Геннадий:

— Прописано! История... так...

А.Пичугин:

— ... будут говорить, что я опять... вот... всё... сюда свожу...

Хочет человек Причаститься... ну, прям, хочет... а ему священник говорит: «Не, не... я тебя отстранил».

Хотя, если уж мы посмотрим те же правила, то отстранить человека от Причастия священник может не больше, чем на одну службу. А дальше уже он должен идти к епископу...

О.Геннадий:

— Конечно...

А.Пичугин:

— ... и епископ, как глава епархии, фактически, глава малой Церкви, должен разбирать эту ситуацию сам.

Но у нас же так никто не делает, и, в итоге, у нас огромное количество людей — верных — про разным причинам, не Причащаются. Это могут быть какие-то серьёзные причины.

О.Геннадий:

— Могут быть.

А.Пичугин:

— Это могут быть причины — в голове у священника...

О.Геннадий:

— Могут быть...

А.Пичугин:

— ... потому, что он, вот, так трактует какие-то правила. Это может быть совсем что-то элементарное, на которое в других приходах и внимания не обратят, но, вот... для кого-то — важно, и он человека отстранит. И, в итоге... и я с этим сталкивался... достаточно много людей, которые хотели бы Причаститься, но не могут этого сделать, поскольку...

О.Геннадий:

— Да, согласен, увы! Факт есть факт.

А.Пичугин:

— Есть уже проблема...

О.Геннадий:

— Есть.

М.Борисова:

— Но... мне кажется, есть ещё тут проблема в том, что вступают в противоречие те самые исторически сложившиеся привычки...

О.Геннадий:

— Та-ак...

М.Борисова:

— ... которые принимаются за незыблемую традицию.

А.Пичугин:

— Во-от!

М.Борисова:

— Скажем, понятно, что, при условии, что человек Причащается раз... ну, пускай, четыре раза в год — большими постами... понятно, что перед Причастием ему требуется сугубая подготовка и исповедь. Поскольку, это бывает достаточно редко, и, за эти промежутки, у него накопилось... там... много чего...

О.Геннадий:

— Ну, очевидно, будет... там... набор...

М.Борисова:

— Если он Причащаться хочет за каждой Литургией, если он... ну, пусть, он посещает Литургию раз в неделю по Воскресеньям... он хочет Причащаться. Ну, нечего ему исповедовать каждую неделю!

О.Геннадий:

— Вот, и не надо высасывать грехи из пальца! Потому, что Исповедь — это не билет к Причастию.

А.Пичугин:

— Да.

М.Борисова:

— Но... опять... почему я говорю, что здесь — зазор... вот, эта, вот, исторически сложившаяся привычка — она, ведь, не только у паствы, она — и у священников...

О.Геннадий:

— Она и у нас в голове. У священников.

А.Пичугин:

— Но, ведь, это ещё часто и невозможно переломить. Потому, что... сам знаю такие случаи.

Служил в городе священник, которого, действительно... ну, там... на протяжение десятилетий, все считали... и, возможно, что это так и есть... очень духоносным, очень правильным, старцем. Вот, его нет, много лет уже, а у людей в голове, всё равно, это сидит: «Вот, отец такой-то так заповедал, и мы, всё равно, будем ходить... и ходить... и вы тут, батюшки новые и молодые, служите мало, недолго, опыта у вас нет никакого — вы нас не убедите обратном!» — это та ситуация, с которой, вот, я, например, сталкивался... я видел её... и, вот, так люди...

О.Геннадий:

— Да, так есть. Так, к сожалению, было... и... я думаю, что так будет.

Но, во-первых, мне кажется, не надо никого ломать и... прям, «ломать»... это мне не близкое, вообще, слово. А, уж, тем более, никого об колено не надо ломать. В том числе, и...

А.Пичугин:

— Но «ломать», «переломить» и «ломать об колено» — это разное. «Переломить ситуацию»...

О.Геннадий:

— Да я ж нагнетаю! Я ж нагнетаю... понятное ведь дело... но, смотрите, какая вещь. Есть такой очень хороший... то ли история, то ли анекдот... когда в сеемое готовили сосиски, и варили их подрезая по краям. Ну, и, проходит какое-то время, кто-то из молодых задал вопрос: «А почему мы это делаем? Что, сосиски от этого вкуснее будут?» — «Но так моя бабушка делала!»

Поехали к бабушке — задавать эти вопросы, зачем нужно подрезать сосиски по краям. «Ой, а что же вы, деточки, всё той же маленькой кастрюлькой пользуетесь?» — «В смысле?» — «Ну, просто, по-другому эти сосиски туда бы не поместились!»

Ну, вот, знаете, про такие милые случаи... вот, смотрите. Это какая, там... бобровая или медвежья шапка на голове у почётного караула в Великобритании? Ну, вообще — она про что? Она ни про что! Она — неудобная, эти солдатики падают в обморок от этой дикой жары, смотрится это, с нашей колокольни, сейчас, ну, мягко говоря, нелепо... чеканный шаг с поднятием под странный этот градус ноги... но... всё равно, это — мило, для кого-то это — некий аттракцион, и вряд ли, я думаю, британцы, в ближайшее время, откажутся и от этих шапок, и от этих способов построения в почётный караул. Точно так же — мы берём наших солдат... ну, зачем так ногу поднимать высоко для того, чтобы чеканить идти... наверное, это красиво, но это не функционально! Эти аксельбанты, которые висят... ну, красиво... ну, а про что они?...

А.Пичугин:

— Камилавка тоже — не функциональна, но...

О.Геннадий:

— Ой... на больное наступил!

А.Пичугин:

— Почему? Нет... ну, это же...

О.Геннадий:

— Но камилавка — в Русской Церкви. Это... есть большая разница... потому, что камилавка...

А.Пичугин:

— В Греческой Церкви таблетка — это другое совсем...

О.Геннадий:

— ... и, более того, те же скуфейки... вопрос там — функционала.

И, вот... это интересный момент, когда происходит потеря смысла и содержания, зачем это было нужно, в конкретный момент, и переносится туда, где уже этот функционал — вот, предназначение, смысл, зачем это всё создавалось — теряется. Как так получилось? Стоит ли за это держаться?

Ну, если это милая какая-то история, никому не причиняющая вреда — когда мы созерцаем эту, вот, разводку почётного караула, и она по своей традиции выстроена...

А.Пичугин:

— Ну, она красивая...

О.Геннадий:

— Симпатичная...

А.Пичугин:

— Так же, и облачения в Церкви — они, что, очень функциональные? Они, что — очень удобные? Ну, по-разному бывает... но, просто, это такая традиция, которая не несёт никаких — ни положительных, ни отрицательных...

О.Геннадий:

— Она просто есть.

А.Пичугин:

— Есть и есть. Она — красивая. Я считаю, что это — красиво.

О.Геннадий:

— А барьер к Причастию — это уже проблема. Это — проблема.

И, вот, мне кажется, вот, здесь надо, всё-таки, голову включать и понимать, что есть важно, а что — второстепенно, с чем можно согласиться в качестве или привычки, или традиции, но — не терять из фокуса внимания смысл... смысл, главное! А, ведь, главное — это Евангельский императив, Евангельская позиция. Это то, что сказал Христос. То, чем жили апостолы. То, чем жили святые. Разные святые — поэтому, у нас есть разный опыт, и разные традиции, в этом смысле. Есть традиция исихазма, есть традиция нестяжателей, есть традиция — одних, других, третьих... и эта широкая палитра, из которой мы можем выбирать. Беда начинается тогда, когда всех, как в прокрустово ложе, начинают загонять в несущественные вещи, возвышая их на самый высокий уровень.

И... почему так происходит? Потому, что, к сожалению, эти годы атеизма и, в принципе, разрухи в головах... я сейчас — не только про период СССР... в том числе, и дореволюционную разруху в головах я имею в виду сейчас... у нас исказился... или даже, может быть, потерялся... если, таким, умным языком говорить... богословский метод.

Что я имею в виду? У нас исказилось понимание, что есть первичное, главное, второстепенное, третьестепенное и, вообще, никакое не степенное. Мы каноны — правила — выставляем, нередко, в качестве догматов...

А.Пичугин:

— Тут я бы попросил Вас разъяснить разницу — поскольку, для многих она неочевидна.

О.Геннадий:

— Догмат — это некое понимание всего того, что связано с Богом, и это является истиной веры. Если уж с таким, вот... это сложно прозвучало, или... понятно?

А.Пичугин:

— Нет, нет... это уже понятно.

О.Геннадий:

— Это самое главное, что мы знаем о Боге — вот, так скажем. Самое главное, и что не может быть изменено — потому, что мы не можем влиять на свойства Бога. Вот, Бог — Он таков. Христос — Он, вот, таков...

А.Пичугин:

— Простите... Бог — таков, насколько... как это в догматах прописано... насколько Он Сам нам это открывает.

О.Геннадий:

— Конечно. Бог Сам говорит о Себе нам, открывает Себя человеку — для того, чтобы мы строили отношения в Богообщении, в Богопознании.

Второй момент — это всё, что связано с порядком и возможностями существования Церкви, и... можно даже сказать: в какой-то конкретный период времени.

Вот, пример классический. Про Евхаристию, между прочим, коль уж мы затронули эту тему. Сейчас — какое правило? Мы Причащаемся после Евхаристического поста — ничего не вкушая и не испивая никакой воды. Обычно, утром. Если мы говорим про Воскресную Литургию.

Но, для ранних христиан, Евхаристия — Таинство Благодарения — это про вечер, во-первых, про трапезу сначала — ужин, и, по трапезе — совершается Благодарение: преломление хлеба и Причастие Тела и Крови Христа.

Спустя время, возникли какие-то нестроения, которые потребовали реакции церковного сообщества. И было принято решение, что важно теперь нам совершать Евхаристию, Причастие — без всяких ужинов, трапез и прочая, прочая.

А.Пичугин:

— Это, вот, тоже проблема. Потому, что приходят люди, особенно пожилые, которые говорят, что они выпили таблетку, и — не хотят... не могут...

О.Геннадий:

— ... и им дают отлуп.

А.Пичугин:

— Такое тоже бывает.

О.Геннадий:

— Да, безусловно, бывает. И тут не надо нам удивляться, что, иногда мы впадаем в тех самых фарисеев, законников, о которых мы читаем в Евангелии, и как громко мы на эту тему возмущаемся: «Боже мой! Они — не веруют, и не считают необходимым, чтобы исцеление этого сухорукого произошло в субботу... или чтобы прокажённый был очищен Христом! Ой, ужас, какие негодяи! Никакого милосердия!» Но... часто происходит в нашей реальной жизни: «Что, ты выпила таблетку? Какой кошмар! Ужас!!!» — что тут на этот счёт сказать?...

Но мы — люди, как люди. И нет ничего прекрасного, нет ничего замечательного, что бы мы, люди, носители испорченной природы после грехопадения, сами бы не испортили! К сожалению, это факт.

А.Пичугин:

— Мы продолжим беседу с отцом Геннадием Войтишко, иеромонахом, руководителем сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации, буквально, через минуту.

Марина Борисова и я, Алексей Пичугин, также здесь.

А.Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио, друзья!

Напомню, что в гостях у нас сегодня иеромонах Геннадий Войтишко — руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.

Марина Борисова и я, Алексей Пичугин, здесь.

М.Борисова:

— Вот, отец Геннадий, коснёмся теперь сочетания традиции и смысла. Богослужение тут — очень хороший пример.

О.Геннадий:

— Да.

М.Борисова:

— Если мы возьмём Всенощную... ну, начнём с того, что...

О.Геннадий:

— Того, что называется сейчас, в современной российской традиции, Всенощной...

М.Борисова:

— Да. Я просто хочу оставить за скобками бесконечные разговоры о том, что Всенощная — это то, что ночью... заутреня — это то, что рано утром...

А.Пичугин:

— Да, нет... это, просто, для... там... Имперской Церкви Синодальной дореволюционной было нормой: вечером — вечерня, утром — утреня...

М.Борисова:

— Я уже не говорю о том, что, если открыть Следованную Псалтирь, увидишь там такие экзотические вещи, как «междучасие»...

О.Геннадий:

— Да, да...

М.Борисова:

— ... и никто не может объяснить, куда его вставлять.

Но... всё это замечательно — для очень небольшого числа людей, одарённых вкусом к Богослужению, которые готовы 24 часа в сутки, действительно, с пользой для себя, проводить в церкви за Богослужением.

О.Геннадий:

— Да, да...

М.Борисова:

— Если взять повседневную реальность нашей жизни, вот, мы, грешные прихожане, вечером в субботу приходим на службу... и дальше — опять: стремление, с одной стороны, современного прихожанина осмысленно стоять на службе, а, с другой стороны, традиция, почерпнутая в очень глубокой древности, требует достаточно длительных Богослужений, которые мы не в состоянии физически вынести.

Поэтому, естественно, на протяжение истории, эти Богослужения — сокращаются, сокращаются и сокращаются, за счёт очень разных приёмов. Где-то что-то отрезается... где-то что-то переходит в скороговорку...

О.Геннадий:

— «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй...»

М.Борисова:

— ... и, вот, честно сказать, меня это немножко обескураживает. Потому, что я не понимаю — зачем? Лучше отрежь ты там половину тропарей, или половину стихир, оставь две, но произнеси ты их так, чтоб понятно было, о чём они.

О.Геннадий:

— Я согласен.

М.Борисова:

— Но, когда ты стараешься вместить... вот... в ужавшееся время огромный объём — в результате, человек стоит на службе и не понимает ничего.

О.Геннадий:

— Я вам скажу, человек, который — и в храме стоит, и в алтаре стоит — не понимает ничего. Потому, что эта скороговорка... просто... ну, с моей колокольни... безумие. Тут — нечего возражать... факт!

М.Борисова:

— Но, в то же время, как трансформировать службу, не задевая смысловую часть?

О.Геннадий:

— Для это должно быть: а) рассуждение, и б) понимание последствий. Ну, и, изначально, конечно — понимание того, ради чего мы это делаем.

Если мы это делаем ради конъюнктуры, угоды нашим страстям-похотям — это одна история. Это, конечно, нетерпимая мотивация, и она, вообще, даже не может быть взята в расчёт.

Я специально сейчас уйду в сторону для того, чтобы пояснить, как в угоду человеческим страстям и похотям что-то пытаются менять на глобальном уровне.

Ну, скажем... вся эта гендерная повестка мировая — она есть продолжение страстей и похотей повреждённого человечества. И, для того, чтобы легитимизировать это — что бы это ни было — начинают покушаться... или не начинают, а давно уже покусились, и давно уже пытаются это всё изнасиловать... на незыблемые вещи, Богом данные. В том числе, на понимание природы человека, отношения полов, понятие семьи, и так далее, и так далее. И, соответственно, весь «церковный» ( в кавычках, потому, что тут уже о церковности с трудом можно, наверное, говорить ) строй подгоняется под страсти и похоти — ну, это беда. Это — караул, катастрофа. Там, наверное, уже, действительно, о Церкви говорить вряд ли возможно. И некие религиозные сообщества, в том числе и претендующие на именование себя христианскими, наверное... сейчас берусь рассуждать об этом аккуратно... наверное, вряд ли можно признать таковыми. То есть, христианскими.

Если мы вернёмся к нашей действительности. Я полагаю, что трансформации возможны только при паре условий.

Первое. Незыблемыми остаются вероучительные смыслы, которые передаются из поколения в поколение, и которые в нас поддерживаются Духом Святым. Потому, что Дух Святой, живущий в Церкви, наставляет на каждый день, на каждый миг нас на всякую истину и правду. Это — первое.

Второе. Важно понимать мотив — зачем мы хотим это всё менять? Если речь идёт о том, мы читаем: «Исполним нашу утреннюю молитву...» — а у нас 18.00 вечера... ну... как-то... тут, наверное, есть смысл подумать: а почему бы нам не поставить, всё-таки, утреню — утром? Или, каким-то образом, трансформировать...

А.Пичугин:

— Или, хотя бы, опустить некоторые вещи, которые, конкретно, к утру нас отправляют.

Я знаю священников, которые, например, читают, вот, те самые, утренние, молитвы, которые во время Шестопсалмия читаются... ну, просто, потому, что там...

О.Геннадий:

— Да... вот... это — широкое поле для рассуждений. И здесь, первое, что важно — рассуждение, спокойствие, без всякого... знаете... ажиотажа. Без компанейщины... без того, что об этом сказал тот или иной важный богослов, проповедник или кто-то... вот, компанейщина здесь будет мешать всему доброму.

И — третье. Вы знаете... люди, которые входят в понимание, почему так в Церкви произошло... в какой-то момент, для них это несоответствие «исполним утреннюю нашу молитву...» уходит на 33-й план. Оно становится настолько незначимым... А значимым — что остаётся? Да предстояние пред Богом! И я — вздохну перед Богом молчаливо... либо я Ему так скажу... или так — наверное, это будет уже вопрос 33-го порядка. Главное — что мы перед Богом, главное — что мы здесь, и что мы собрались... Наверное, было бы, конечно, неплохо это привести в какой-то адекватный порядок, и, поэтому, нормально, когда в Церкви собираются мужи церковные, архиереи, миряне, которые образованы и богословски подкованы, и хороший имеют... как это... модное слово такое... «бэкграунд»... то есть... подготовку, назовём так... и опыт — и рассуждают на эти темы, и выносят какие-то решения. Нормально... это всё возможно.

Но, мне кажется... Церковь — живой организм, который может меняться. Но тут есть ещё одна очень-очень печальная оговорка. Дело в том, что в Церкви есть и печальный опыт трансформаций, — в том числе, и политически обусловленных трансформаций, — которые вызывали... или причиняли телу Церкви раны, и некоторые из этих ран не уврачёваны до сих пор.

М.Борисова:

— Знаете, мне тут довелось услышать такую формулировку — тоже из уст священника, — что наша Церковь была настолько сильно ушиблена расколом, что, с тех пор, любые изменения — это просто героический подвиг.

О.Геннадий:

— Я с этим полностью согласен. И неуврачёванность раны русского раскола, во многом, мне кажется до сих пор кровоточащей раной. До сих пор отзывается у нас серьёзными болями. И я думаю, что одна из важнейших задач наших — и в молитве, и в практических действиях — в том числе, уврачевание этого раскола. Это — крайне необходимая вещь.

Но... действительно, когда государь, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон предприняли реформы, наворотив делов... действительно, расколов всё общество... они, действительно, сделали то, что... таким... гулким эхом отзывается до сих пор. И, поэтому, всякий раз, любое прикосновение к теме перемен каких-то... ну, вот... адекватности потребностям Церкви сейчас, будет вызывать некое... не знаю... слово-то подобрать... такое... приличное... некую оторопь. Вот, так.

А.Пичугин:

— Хорошая мысль. Я, например, вот, в таком контексте никогда не думал. Что, вот, эта болезненность ощущения перемен — она корнями уходит... что можно найти, куда она уходит корнями. И, во многом, она, наверное, действительно, и вправду, уходит, именно, в раскол XVII века...

О.Геннадий:

— Многие наши современники — русские люди... вот... простые миряне... или даже священники — на самом деле, вообще, даже не представляют, насколько это страшная рана — русского раскола. И насколько она — проблема до сих пор.

Поэтому... ну, кстати... вы знаете, интересно... про традиции и перемены, и как эти перемены сохраняются до сих пор.

Вот, мы говорили о Евхаристии, об участии верных в Евхаристии... есть определённая разница... разность... этой традиции в Русской Церкви... скажем... и 30-летней нашей давности... сейчас мы... немножко, так... меняемся тоже... и, например, Греческих Церквей. Но, вот, ещё одна и прекрасная особенность. В современных Русских церквах традиция стала — все девушки покрывают — неважно, маленькие, большие, взрослые... неважно, замужем, незамужем — покрывают голову платком...

А.Пичугин:

— ... и все ходят, умиляются... трёхлеточка, такая, ходит...

О.Геннадий:

— ... наверное, это интересно и прекрасно.

Понятно, что речь идёт о покрове платка, или какого-то головного убора, как знака покрова мужа... ну... у нас сейчас, вот, немножко другая ситуация. А в греческой традиции — женщина, входящая в церковь, снимает платок, снимает головной убор. Почему? Потому, что это был ответ на исламское, османское завоевание Константинополя, Византийской Империи. И всякая женщина, носившая платок — это, в общем, скорее всего... ну, во-первых, это требования исламские — потому, что это хиджаб... и для того, чтобы было понятно, что в церковь, в церковное собрание входит не мусульманка в хиджабе, этот платок необходимо было снимать.

И так происходит до сих пор. И, наверное, это — милая, трогательная традиция, которая подчёркивает, что — нет, мы сохранили христианство даже в этом исламском мире!

Ну, надо сказать... бывшая Византия — это не только нынешняя Эллада, или Греция. Это — Турция, во многом, и это, фактически, исламский, хоть и... такой... европиезированный мир. И в этом европиезированном исламском мире, всё равно, важно сохранять свою христианскую идентичность. И эти женщины её подчёркивают, и, входя в храм, снимают головной убор, снимают платок.

Как это всё меняется! Вот, предложи сейчас это в Русской Церкви — это будет воспринято просто в штыки. А почему? И, вот, здесь очень важно иметь в виду ещё один параметр — контекст.

В каком-то контексте, этот платок снятый, будет очень уместен и крайне необходим. А в другом контексте — это будет фронда, это будет... знаете, такое... протестующий феминизм... и ещё какая-нибудь дурь.

И, вот, этот контекст важно учитывать. Важно учитывать звучание, отражение твоих стремлений к переменам или ещё к чему бы то ни было. В резонансах с другими людьми, с тем обществом, в котором ты живёшь.

Вот, у нас русское общество — оно такое сейчас. А греческое общество — оно, вот, такое. И к этому надо бережно относиться, и иметь в виду.

А.Пичугин:

— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня иеромонах Геннадий Войтишко — руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Церкви.

Мы продолжаем говорить о традициях в Церкви — насколько они живы, насколько они позволяют Церкви быть живой...

М.Борисова:

— Но у нас, очень часто, за скобки попадает очень важный элемент Богослужения. Собственно, если идти от Предания, то послов князя Владимира, потрясло в святой Софии в Константинополе именно то, что они — были поражены красотой. И, вот, эта самая красота — она, последнее время, периодически, вступает в противоречие с поисками смысла.

О.Геннадий:

— Поясните.

М.Борисова:

— Да, поясню, что я имею в виду.

Вот, Первая неделя поста. Идёт вечером чтение канона преподобного Андрея Критского. И, так уж повелось, что... ну... я просто помню, когда я пришла в Церковь, так было везде... эта служба — при приглушённом свете, и все прихожане стоят с горящими свечами в руках.

Что происходит теперь? Вот... опыт этого года.

Прихожу на службу, покупаю свечку...

О.Геннадий:

— ... и Вы — одна, посреди храма, со свечой?

М.Борисова:

— Да...

А.Пичугин:

— А остальные — со смартфонами!

М.Борисова:

— Остальные — с телефонами! Причём, я могу понять, когда это — молодые люди, может быть, недавно начавшие ходить в храм. Но с этими телефонами теперь стоят и бабушки! И, вот, это зрелище настолько потрясло настоятеля нашего храма, что он даже в проповеди, в первый день, сказал об этом. Потому, что... поиск смысла, конечно — замечательно, но что тебе, такому ищущему существу, мешает заняться этим поиском дома, перед тем, как ты придёшь на службу? А на службу прийти — не как в библиотеку, а, именно, как на службу — то есть, участвовать в ней, а не следить за текстом!

А.Пичугин:

— И я знаю священников, которые выходят на амвон и говорят... пример я, да, слышал: «Как же хорошо! Раньше все стояли со свечками, а теперь все стоят с телефонами — и слава Богу! Потому, что люди начинают... мы читаем на церковно-славянском, или в каком-то адаптированном виде, а люди следят — во всех переводах, в каких им удобно, и погружаются в пространство смысла», — это тоже мнение.

М.Борисова:

— Ты знаешь, я просто по своему опыту могу тебе сказать, что, когда я погружалась в пространство смысла, я раздобыла такую брошюру, где параллельный текст — на церковно-славянском и на русском — с комментариями. То есть, когда идёт какая-то символика, взятая непосредственно из Писания, там просто вставлены куски — из Ветхого Завета, из Нового Завета, на которые ссылается в своём образном ряду автор.

А.Пичугин:

— Ну, тут, за Богослужением... конечно, не изучить...

М.Борисова:

— И я сидела... каждый раз, перед тем, как пойти в храм, я просто открывала дома эту брошюру, и, вот, на сегодняшний день, я прочитывала этот текст, и я шла в храм, спокойно покупала свечку, и мне уже ничего не нужно было.

О.Геннадий:

— Знаете, тут, вот... опять же... вот, это, всё мне напоминает уже музей. Потому, что... ну, конечно, можно созерцать «Ночной дозор» — да, это замечательное полотно голландского художника... может быть, одно из самых дорогих в мире сейчас — красиво, интересно, техника замечательная, светотени... всё чудесно... и масштаб...

Но, для того, чтобы увидеть и понять, что там изображено, нужно, конечно, перед этим, проточить тонну литературы. Ну, не тонну... это я загнул... но — какой-то объём.

И, если мы приходим на Богослужение, и, действительно, чтобы войти в молитвенный труд Богослужения, нам требуется перелопатить тонну литературы, то что-то здесь, мне кажется, не очень хорошо, всё-таки.

А.Пичугин:

— А, почему? Ведь, если следовать этой логике, мы, приходя на любое Богослужение... там, на Всенощное бдение... чтобы понимать, о чём канон читают, должны тоже перелопатить достаточно много...

О.Геннадий:

— Это, с моей точки зрения, требует от нас, всё-таки, размышления — а так ли это оправдано? Размышления... рассуждения какого-то.

Безусловно, вопрос, конечно же, в понимании того, что звучит. И это — чисто технический, с одной стороны, вопрос — потому, что может читаться так всё, что... караул!.. что называется, «всех святых выноси». А может и язык быть непонятным.

Вот, я знаком с опытом чтения канона преподобного Андрея Критского в переводе митрополита Никодима Ротова. И, кстати, если я правильно помню, Святейший владыка когда-то и сам читал...

А.Пичугин:

— Да, читал в этом переводе... не знаю, как уж сейчас...

О.Геннадий:

— Ну... сейчас... в главном храме страны и Церкви... всё-таки, какие-то, очень традиционные, наверное, сигналы должны звучать, и, поэтому, читается это на церковно-славянском языке. Но опыт чтения канона в переводе владыки Никодима Ротова — он оказался очень интересным. Не буду говорить такие слова, как «удачно» или «неудачно», но люди, подходя по прочтении канона, в том числе, к священникам, которые его читали, выражали благодарность за то, что они начинают это воспринимать на слух, в том числе.

У мирян не было раньше возможности воспринимать текст глазами — потому, что, во-первых, книг не было, всё — на слух. И сейчас они на слух не воспринимают церковно-славянский язык. Это факт. Мы ничего с этим уже поделать не можем, как мне думается. Кто-то лучше погрузится в церковно-славянский, кто-то хуже, и это тоже важное наше сокровище, к которому бережно должны относиться, но на слух — многим трудно. Я бы даже сказал — большинству, и духовенства, в том числе. Поэтому, вот, это чтение с листа, параллельно стоя и слушая, и видя, что на бумаге — оно вполне себе оправдано.

Другой вопрос... ну, скажем, насколько непривыкшему видеть любой гаджет, планшет, с которого читается этот текст в храме, человеку, это не будет создавать внутренний когнитивный диссонанс? Ну, это другой разговор...

Когда батюшка выходит на проповедь — вот, о котором Вы сказали сейчас... у меня сразу возникает вопрос: а в чём суть претензии? Ну, необычно, да... необычно... но они же не в какой-то социальной сети сейчас находятся, или в чатике каком-то...

М.Борисова:

— Я позволю себе такую аналогию... может быть, несколько вольную. Вы же ,когда приходите в театр, скажем, на пьесу Шекспира...

О.Геннадий:

— Ох, есть, чем Вам ответить...

М.Борисова:

— ... Вы же не будете сидеть с текстом...

О.Геннадий:

— Вы давно были в Большом театре?

М.Борисова:

— Я не пойду в Большой театр, даже если...

О.Геннадий:

— Вам не нравятся эти пластмассовые золотые... штучки?

М.Борисова:

— если... не с меня потребуют много-много денег, а если даже мне дадут много-много денег, я туда не пойду, простите! Но...

О.Геннадий:

— А либретто — видели, как выводится? Над сценой бегущей строкой!

А.Пичугин:

— Правда, что ли?

О.Геннадий:

— Ну... во всяком случае, во многих театрах сейчас... я не знаю, оставили в Большом, или нет... но над сценой... что это называется... рампа?...

М.Борисова:

— Нет, рампа — это внизу.

О.Геннадий:

— А, внизу, да... Вверху — некое такое поле, на котором, цифровым образом, выводится текст.

М.Борисова:

— А раньше в программку включалось либретто, нет? Сейчас уже нет?

О.Геннадий:

— Ну, вот, смотрите... вот, какая разница — ты сидишь с программкой, или ты...

Другое дело, что... смотрите... тут нюансик... свет гаджета может мешать во время театральной постановки. Если...

М.Борисова:

— А во время Богослужения он не мешает?

О.Геннадий:

— Ну, смотря, как светить... и кому светить...

Если вы читаете с экрана, и... собственно говоря, какая разница?.. вы все держите свечи... и... бумажки держите...

М.Борисова:

— Речь ведь тут не о том, что кто-то пользуется такой подсказкой, а кто-то — нет. Речь идёт о том, что это становится новой традицией. Поскольку, я больше, чем уверена, что старушки с айфонами — не видят в них ничего.

О.Геннадий:

— Это — как буквы настроить, подождите...

М.Борисова:

— Да как бы их ни настроил... в течение всей службы, в полумраке, приткнувшись носом в этот самый... ну, я просто по себе сужу...

О.Геннадий:

— Да... понимаю...

М.Борисова:

— ... я могу свидетельствовать, что очень трудно в определённом возрасте, когда проблемы со зрением возникают, и не знаешь — то ли снять очки, то ли, наоборот, надеть очки...

О.Геннадий:

— Да, да, да...

М.Борисова:

— ... и... я думаю, что вряд ли это приносит им пользу. И, может быть, если бы они стояли со свечой и просто молились бы, они больше бы поняли на слух.

О.Геннадий:

— Возможно.

М.Борисова:

— А это начинается: «Вот, так все делают — значит, и я тоже должен так делать».

О.Геннадий:

— Не уверен. Не уверено, что именно такой мотив. И, мне кажется... опять же... я исхожу из добропорядочности человека и этого праведного желания разобраться и быть слушающим, быть внимательным. И, поэтому, наверное, кому-то кажется, что открыть текст и следить по бумаге — так лучше.

Мне, например, не лучше. Ни по бумаге следить, ни, тем более, с экрана читать. Почему? Потому, что... я — это я, опять же... это мой пример, это — для меня. Мне проще напрячься и вслушиваться. Но это — моё. А у кого-то — по-другому. И, в этом смысле... я бы не был столь ригористичным.

Другой вопрос... знаете... вот, на Евхаристическом каноне с гаджетом — будет ли это удобно... или уместно... не знаю. Всё так тонко... каждый человек крайне индивидуален. И...

А.Пичугин:

— И приход — тоже.

О.Геннадий:

— ... и где-то это может показаться допустимым, а где-то это будет — неуместным... наверное. Опять же, контекст важен тоже...

А.Пичугин:

— Вы понимаете... что касается Евхаристического канона, здесь ведь есть ещё один тонкий момент. Есть храмы, где это — громко, вслух, в микрофон...

О.Геннадий:

— Да...

А.Пичугин:

— ... а молитвы Евхаристического канона — они очень понятны и без всякого перевода...

О.Геннадий:

— Ну, да... это правда.

А.Пичугин:

— ... и, если ты их слышишь, ты их — понимаешь.

А есть храмы, где всё... про себя... и, вот, тогда возникает вопрос для многих людей — что тут такого-то, в этом моменте происходит? Ну, хор поёт... он и до этого пел... а почему здесь нельзя тогда выйти, зайти, свечку передать... там... ещё что-то сделать... вот, всё, что люди привыкли делать? И, вот, это таинство момента самого — оно пропадает, и тогда... или текст нужно смотреть... или...

О.Геннадий:

— Ну, вот... именно в этом моменте, мне кажется, необходимо, всё-таки, заранее понять какие-то ключевые смысловые якоря нашего Богослужения, и, в том числе, Литургии. Вот, как раз таки, накануне, единожды ознакомившись с тем, какова структура, в том числе, Литургии или Евхаристического канона. Это не займёт вообще много времени и какой-то титанической подготовки, но...

Молитва — это же не текст... много раз мы об этом говорили. Молитва в человеке, или человеком, совершается не только, или даже не столько тогда, когда он пропускает через свой интеллект, свой ум некие слова, и они становятся ему понятными. Это — вознесение ума и сердца к Богу, во внимании и благоговении. И, вот, эти четыре условия — вознесение ума и сердца к Богу во внимании и благоговении — если эти четыре условия соблюдаются, молитва совершается. Я думаю, что люди, находящиеся в храме, и не слышащие слов Евхаристического канона, будучи во внимании и благоговении к Богу, вознеся к Нему сердце ( ведь, там же призыв перед этим идёт: «Горе ( то есть, вверх ), вознесём наши сердца...» ), они будут молиться евхаристической молитвой, соучаствовать в Евхаристическом каноне.

Поэтому, тут тоже... такая... знаете, ведь... что замечательно в христианстве? Что замечательно в Православной Церкви? Что нет этих шаблонов, что нет этих железобетонных, таких, знаете... вот... схем: либо так, либо этак. Главные смыслы сохраняются, а, вот, эта вариативность, которая присутствует, даже в тех обстоятельствах, которые мы имеем, в том числе, обстоятельства повреждённости и человеческой, и общества, и людей в Церкви... вот, эта вариативность — она сохраняется. И она, всё равно, какая-то живая, при этом...

Да, есть свои трудности, свои какие-то, вообще... недоработки... свои какие-то странности... но в целом-то — Дух Святой управляет Церковью. И Он, когда нужно, подсказывает, что поменять... а есть — и Сам он... так... аккуратненько нас поворачивает...

Вот, посмотрите... 30 лет назад — представить, что за каждой Литургией Воскресного дня мы будем Причащаться — ну... разве это можно было? Ну, только какие-то ультрасвятые люди так могли. А сейчас это кажется нормой. Вот, как-то Господь поворачивает... это же Его Церковь! Мы тут только... знаете... что-то как-то суетимся перед Его лицом... а Он — управляет.

А.Пичугин:

— Спасибо большое за этот разговор!

Мы напомним, друзья, что в гостях у светлого радио сегодня был иеромонах Геннадий Войтишко, руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Так же, мы, ваши ведущие — Алексей Пичугин...

М.Борисова:

— ... Марина Борисова...

А.Пичугин:

— ... прощаемся. До свидания!

М.Борисова:

— До свидания!

О.Геннадий:

— Всего доброго!


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Олень Эдик. Дарья Кравченко

Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё…

17.05.2024

17 мая. О значении Акта о каноническом общении

Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной…

17.05.2024

17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской

Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков. О её подвиге, — священник Августин Соколовски.

17.05.2024

17 мая. О неверии

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа о пророке Моисее, обращённые к иудеям: «Если же его Писаниям не верите, как…

17.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…

17.05.2024

This website uses cookies.