У нас в гостях были настоятель храма великомученика Пантелеимона в Петрозаводске, руководитель епархиального Отдела образования и катехизации Петрозаводской и Карельской епархии протоиерей Вадим Антипин, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского Государственного университета Ольга Клыпа, старший преподаватель этой кафедры Ольга Седловская, президент Карельской Республиканской Общественной Организации «Арт шатер» Анна Мугачева.
Мы говорили с нашими гостями о том, как сегодня взаимодействуют Церковь, образовательные учреждения и общественные организации в Карелии, и как такое взаимодействие помогает духовно-нравственному развитию молодых людей.
Ведущий Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели! «Светлый вечер» на Светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, и сегодня здесь очень много гостей, в этой студии. Из Петрозаводска, из Карелии к нам приехали сегодня протоиерей Вадим Антипин, настоятель храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона в Петрозаводске, руководитель Епархиального отдела образования и катехизации Петрозаводской Карельской епархии, добрый вечер!
Протоиерей В. Антипин
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— Ольга Клыпа, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства. Здравствуйте.
О. Клыпа
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— Ольга Седловская, старший преподаватель этой же кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского госуниверситета, здравствуйте.
О. Седловская
— Здравствуйте!
А. Пичугин
— Анна Мугачева, президент Карельской республиканской общественной организации «Арт-шатер». Здравствуйте.
А. Мугачева
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Вот сколько человек у нас сегодня в студии. И все Вы в той или иной степени занимаетесь, скажем так, миссионерской работой — каждый на своем месте. Вы в университете как-то сотрудничаете, я так понимаю, с епархией. Расскажите, пожалуйста, в чем сотрудничество заключается. Потому что можно сразу сделать вывод: кафедра педагогики и психологии детства — значит, Речь идет о помощи детям с какими-то, видимо, заболеваниями. Так или нет?
О. Клыпа
— Нет.
А. Пичугин
— Не так. Вот видите, все, значит, уже с самого начала — дезинформация. Расскажите.
О. Клыпа
— Мы работаем с молодежью. Это возраст 18-25 лет, и это возраст, это период, когда идет завершение формирования мировоззрения, определенных гражданских качеств, политической культуры и так далее. И, конечно, современная молодежь отличается от предыдущих поколений. И вот это отличие молодежи заключается в том, что они более критичны, более прагматичны, более, наверное, скептичны. И...
А. Пичугин
— Как же замечательно! Ведь когда у человека есть критическое мышление, когда он пытается проанализировать и понять процессы, которые вокруг него происходят, если он как-то неравнодушно к этому относится, на все смотрит, мне кажется, это же замечательно, значит, дети становятся лучше.
О. Клыпа
— С одной стороны, это, безусловно, замечательно. С другой стороны, опросы, беседы со студентами показывают, что они не верят в возможности оказать какое-то влияние на будущее своей страны, они не верят, что от них зависит это будущее. И, конечно, это вызывает определенные проблемы, вызывает определенные мысли, которые нацеливают Вас на необходимость работы с современной молодежью. Хотелось бы указать на проблемы, а потом и на наши задачи, которые мы ставим перед собой. Проблемы заключаются в том, что нынешняя молодежь, часть молодежи... Безусловно, есть очень социально активная молодежь, которая стремится использовать свои ресурсы для того, чтобы что-то хорошее в жизни нашей страны произошло, но есть и пессимистическая молодежь, молодежь, которая не верит в лучшее будущее нашей страны, подмечает, что наша нация как бы вот разрушается. И мы видим, что растет, к сожалению, и насилие среди школьников и самой молодежи, что...
А. Пичугин
— Простите, оно растет, или оно всегда было, но сейчас пришло время просто более пристальное внимание на это обратить?
О. Клыпа
— Возможно. Более пристальное... Я не располагаю статистикой, но мы замечаем, что, действительно, на экранах наших телевизоров очень часто показывают, что авторитеты среди молодежи — они обезличены. То есть и отношение к родителям, и отношение к учителям, ну, и так далее. То есть проблемы есть. И мы понимаем, что эти проблемы должны решать мы. Если не мы, то кто? Конечно, духовно-нравственное воспитание среди молодежи помогло бы сформировать у них определенное представление о том, что будущее России в их руках.
А. Пичугин
— А что Вы вкладываете в понятие «духовно-нравственное просвещение»? Понимаете, это словосочетание, к сожалению... даже нет, наверное, не к сожалению, оно просто очень сильно заезжено, его эксплуатируют все, кому не лень. Вот отовсюду у нас слышно про духовно-нравственное воспитание, и каждый, хотелось бы верить, что все-таки не все, вкладывает в это монолитный смысл.
О. Клыпа
— Ну, мы вот думаем, что духовно-нравственное воспитание должно быть, прежде всего, связано с тысячелетней традицией Православной русской церкви. И мы хотели бы, чтобы наши карельские студенты были знакомы со святыми местами. Они, к сожалению, ни разу не посетили ни Валаам, ни Соловки, ни храмы, которых достаточно много на территории северной...
А. Пичугин
— Русского Севера, да.
О. Клыпа
— ...Русского Севера, да. И, конечно, вот те традиции, которые заложены были веками нашим народом, и просвещение с нашей стороны наших студентов — оно, конечно, изменило бы их сознание. Но мы... В этой связи мы хотели бы активно сотрудничать с епархией Карелии, Петрозаводска и реализовать совместные проекты, которые бы способствовали формированию духовных качеств нашей молодежи. Им работать потом с детьми дошкольного возраста, школьного возраста. И вообще как бы программа университета направлена на формирование профессиональных компетенций, в большей степени. Наша же задача — способствовать формированию именно нравственных, духовных качеств, которые связаны со смысложизненными, что ли, ценностями — и семьей, и любовью к нашей Родине, ну, и взаимопомощь и взаимоподдержка должны возрождаться, милосердие и взаимопонимание.
А. Пичугин
— Тут есть отец Вадим, который возглавляет Епархиальный отдел образования и катехизации. Соответственно, в сотрудничестве, в первую очередь, с отцом Вадимом.
Протоиерей В. Антипин
— Да, совершенно верно.
А. Пичугин
— Расскажите, пожалуйста, отец Вадим, как это сотрудничество происходит.
Протоиерей В. Антипин
— Ну вот что касается нашего отдела, который занимается вопросами религиозного образования и катехизации, конечно, мы искали каких-то таких контактов, потому что в нашей деятельности мы встречаемся с определенным кругом проблем. У нас есть несколько направлений, которые такие имеют общецерковный характер, разумеется. И взаимодействие с высшими учебными заведениями — конечно, это один из приоритетов нашей деятельности. У нас есть очень хороший модуль — «Основы православной культуры», который сейчас, уже на протяжении нескольких лет, изучают школьники в учебных заведениях, и он является, может быть, таким определенным маркером — вот как люди реагируют, хотят ли они изучать православие. Ну, родители, которые делают этот выбор за своих детей. И мы понимаем, что есть много проблем... Они такие...
А. Пичугин
— А видите, отец Вадим... Простите, что перебиваю... Тут тоже очень двоякое отношение может быть. Например, я бы не выбрал для своего ребенка «Основы православной культуры». Ну, попросту... Хорошо, здесь я, может быть, сам рассказал бы — у меня тут вопрос такой не стоит, конечно, сейчас. Но у меня всегда возникал большой вопрос, насколько квалифицированны кадры, которые будут приходить в школу и рассказывать детям о православии. Есть понятие «Светская этика», которое тоже предлагают выбрать. Там ведь тоже достаточно много важных для ребенка вещей.
Протоиерей В. Антипин
— Вы совершенно правы. И вот как раз именно это — вот тот самый вопрос, который мы стараемся вместе решить. Качество тех педагогов, их знание материала, их заинтересованность в подаче этого материала, каким образом мы с ними можем работать. И мы понимаем, что многие учителя, которые сейчас работают в школах, это очень хорошие люди, это люди, которые любят детей, которые любят свою профессию. Но вот здесь, в этом проекте, мы имеем возможность работать с будущими учителями. То есть вот студенты, которых сейчас учит Ольга Викторовна на кафедре Педагогического университета...
А. Пичугин
— А у Вас будущие учителя, да?
О. Клыпа
— У нас будущие воспитатели, социальные педагоги, педагоги, которые работают с детьми с разными проблемами.
Протоиерей В. Антипин
— Дело в том, что это Институт педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, который как раз готовит будущих учителей. Ну вот Ольга Викторовна занимается теми категориями детей, о которых она говорила, но ведь это у нас проекты со всей кафедры, поэтому да, мы ставим свою задачу — донести некоторые сведения до тех молодых людей, которые готовятся стать педагогами в школах. Сейчас, когда они имеют большую мотивацию, когда они еще находятся в начале жизни, когда им очень многие вещи интересны и их действительно можно заинтересовать... Ведь наша задача, которую мы сейчас ставим, это как раз возможность диалога. Возможность... Да, как правильно говорили, что это ребята, у которых есть, может быть, какие-то острые вопросы, которые остро реагируют на какие-то вещи, которые могут задать какие-то неудобные вопросы, да. Но им интересно. И вот когда начинает сегодня такой диалог, это возможность что-то до них донести. За ними будущее. Именно они придут в школу. И если вот они таким образом будут замотивированы, если такие встречи в их жизни будут, если мы сумеем им что-то такое рассказать, что их заинтересует...
А. Пичугин
— Как Ваши встречи происходят? Где Вы общаетесь со студентами? Как это с точки зрения администрации университета выглядит? Обязательно ли это для студентов, или все по желанию? Кто к кому приходит?
О. Клыпа
— Мы делаем первые шаги. Это вот наша первая встреча с отцом Вадимом. И мы создаем проекты. Мы прописываем основные мероприятия программы, в которой будут задействованы и преподаватели университета, и представители епархии, и студенты, безусловно, и школьники. И даже мы будем работать с детьми дошкольного возраста. И помогает нам общественная организация, которая называется «Арт-шатер». У нас есть представитель этой организации.
А. Пичугин
— Да, президент даже, как я понимаю, Анна Александровна Мугачева. Вы президент же, правильно?
А. Мугачева
— Да, правильно.
А. Пичугин
— Расскажите про Вашу деятельность.
А. Мугачева
— Ну, нашу деятельность мы уже осуществляем на протяжении девяти лет, и на протяжении девяти лет мы действительно ведем очень тесную проектную деятельность совместно с Карельской Петрозаводской епархией, с приходами города Петрозаводска. Но у нас миссионерская деятельность, она идет через события. И непосредственно, как Вы говорите, как приходят священники, как приходят студенты к взаимодействию — вот непосредственно на наших мероприятиях происходят события, где, если городское мероприятие, то есть такой формат — «Город моей мечты», где представляется Соборная площадь, где священники выходят на улицы в шатрах именно, участвуют в этом событии, и где молодежь, светские ребята, приходят как волонтеры, но видят работу воскресных школ, миссионерских отделов и подключаются, работают. Так эта взаимосвязь идет вживую. То есть у нашей организации очень много совместных проектов как с образовательными учреждениями, также и светскими, и государственными, и с Карельской Петрозаводской епархией.
А. Пичугин
— Ольга Павловна Седловская, Вы тоже преподаете на кафедре педагогики и психологии детства. В чем заключается Ваша совместная работа с епархией?
О. Седловская
— Ну, наша кафедра готовит педагогов дошкольного образования, социальных педагогов, педагогов инклюзивного образования, педагогов-дефектологов для детей с проблемами в развитии. И за счет того, что мы чаще всего готовим студентов для работы с детьми раннего дошкольного возраста, мы задумались над тем, как мы готовим педагогов, которые пойдут к маленьким детям, и вследствие этого мы задумались над тем, действительно ли личностное их развитие, развитие их нравственное, развитие духовное позволит им стать именно теми педагогами, которые будут нести именно вот такую педагогическую направленность? И вот, как уже сказала Ольга Викторовна, мы в начале пути, в начале нашего проекта — того, что задумались над тем, что важно, вместе с Петрозаводской епархией. То есть вот этот проект создать для того, чтобы поднять на другой уровень нравственное развитие, духовное развитие, патриотическое развитие, любовь к своей Родине, к своей истории, к своей духовности, развитие своего мировоззрения. И здесь, конечно, мы сначала задумались о нашей кафедре, о студентах нашей кафедры педагогики и психологии детства. Хотя, конечно, в Институте педагогики и психологии нашего Петрозаводского государственного университета есть и кафедра начального образования, технологии, изобразительной деятельности, психологии. И вследствие этого, конечно, если начало пути у нас получится (мы надеемся на то, что это должно получиться), то, конечно, это будет направлено и на студентов различных кафедр, различных направлений, потому что весь Институт педагогики и психологии готовит именно педагогов. А педагогам действительно идти к детям и нести лучшее, и если это будут те педагоги, которые сами могут донести до своих воспитанников, детей зерна нравственности, зерна православной культуры, православной духовности, то для нас это будет ну вот таким хорошим итогом.
А. Пичугин
— Я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня протоиерей Вадим Антипин, руководитель Епархиального отдела образования и катехизации Петрозаводской Карельской епархии, Ольга Клыпа, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского университета, Ольга Седловская, старший преподаватель этой кафедры, и Анна Мугачева, президент Карельской общественной республиканской организации «Арт-шатер». Отец Вадим, подробнее расскажите, пожалуйста, о том, что конкретно Вы делаете в этом взаимодействии.
Протоиерей В. Антипин
— Для нас очень важно иметь возможность выйти на студенческую молодежь. У нас есть несколько мероприятий, которые мы осуществили в этом году, и до этого есть сотрудничество с Петрозаводским государственным университетом, хотя мы считаем, что оно могло бы быть лучше.
А. Пичугин
— А в чем недостатки?
Протоиерей В. Антипин
— Вы знаете, есть, конечно, недостатки. Возможно, конечно, что и мы не так активно работаем, как должны бы работать. Возможно... Вообще, Карелия — регион очень специфический — в том плане, что у него есть своя такая определенная история, история, связанная с таким нашим коммунистическим прошлым. Вот сейчас будет 100-летие республики Карелия, но это 100-летие со дня основания Карельской коммуны, когда люди, которые желали построить вот это новое будущее, взяли будущее республики Карелии, как некий такой плацдарм, полигон. И, в том числе, со всеми сопутствующими явлениями (пропаганда безбожия, атеизм). До начала войны на территории Петрозаводска не действовал уже ни один храм. И, знаете...
А. Пичугин
— Вообще ни одного не оставалось?
Протоиерей В. Антипин
— Да, ни одного не оставалось, да. Поэтому определенные такие тенденции — они есть, и такое настороженное отношение к Церкви — оно сохраняется, особенно в научной среде. И как его переломить — вот это вот задача, которая стоит перед нами. У нас есть совместные проекты, мы в университете проводили даже Рождественские чтения. У нас сейчас проходили Рождественские чтения, и мы сделали там «круглый стол». То есть, есть преподаватели, которые готовы с нами сотрудничать.
А. Пичугин
— Но они не все в этой студии сидят?
Протоиерей В. Антипин
— Нет-нет, они не все в этой студии сидят. Конечно, это преподаватели, прежде всего, гуманитарных дисциплин, истории. Хотя, конечно, тоже не так все просто. Но, тем не менее, возможности определенные есть. Но мы считаем, что, естественно, это надо развивать. А для того, чтобы их развивать, надо искать тех людей, которые бы интересовались этим вопросом. И вот как раз на кафедре психологии и педагогики мы нашли людей, которым это было бы очень интересно. Поэтому, конечно, епархия с удовольствием будет принимать участие вот в этом проекте. Это мнение не только преподавателей кафедры конкретной, это позиция и руководства института. И мы надеемся, что это сотрудничество будет продолжаться дальше. Потому что, ну, опять-таки, повторюсь, это вот те на сегодняшний день студенты — это будущие учителя, будущие люди, которые работают в системе образования. И если у них есть определенная мотивация, которую они могут получить сейчас не только от нас, но и от своих педагогов, то это, возможно, хороший задел на будущее. Мы надеемся, что сотрудничество будет продолжаться. Сотрудничество в плане развития... с Институтом развития образования, где тоже слушателями, по существу, являются вот эти вот сегодняшние студенты, которые будут действующими школьными учителями. На этих курсах мы сможем донести до них вот это наполнение в предметах... Вот Вы сейчас говорили о том, что с опаской относитесь к нему, и мы тоже с опаской относимся, потому что прекрасно понимаем, и нам рассказывают очень много вот таких историй, что учитель иногда рассказывает в рамках этого предмета, не имеющего ничего общего с православием.
А. Пичугин
— К сожалению, да. К сожалению, я имел — нельзя сказать, несчастье, — но имел повод в этом убедиться.
Протоиерей В. Антипин
— Да, да. И это все прекрасно знаем. И, тем не менее, как-то эту ситуацию можно менять. Ведь предмет ОПК — это, по существу, такая возможность, возможность сейчас детям что-то рассказать. Мы не ставим целью их научить, в рамках этого предмета научить их молиться (естественно, совершенно не об этом этот предмет, предмет культурологический), но рассказать о нашем наследии, о нашей истории, о том, что нравственная основа должна быть основой жизни, о том, что надо любить родителей, о том, как надо относиться к своему ближнему, к своим же школьным товарищам. Это прекрасная возможность для школьного учителя. И как раз мы стараемся об этом и рассказать на встречах с учителями, с директорами школ, показать, что им это тоже должно быть интересно, потому что проблем много. Вы знаете, сейчас у нас недавно, в прошлом году, случилось огромное несчастье, когда учащийся одной из школ Петрозаводска поджег храм XVI века.
А. Пичугин
— Ну, это 10 августа войдет в историю. Это такая колоссальная утрата для всей русской культуры, мировой культуры.
Протоиерей В. Антипин
— Да, и вот, понимаете, ведь это же не просто церковь, это храм, который был построен в память людей, которые погибли в Кижском восстании. Его хранили многие-многие поколения. Он пережил войну, он пережил оккупацию, он пережил...
А. Пичугин
— Здесь сидел крупнейший специалист по деревянному зодчеству, который говорил, что это, пожалуй, самый ценный... ну, может быть, он войдет в пятерку самых ценных памятников деревянного зодчества.
Протоиерей В. Антипин
— Конечно, да. А оказывается, что для конкретного человека это просто доски, которые можно легко поджечь, что... И, понимаете, ну вот это ужасная утрата, и мы не можем вот это просто вот так сказать, что «ну что же тут делать — вот совершилось такое, что совершилось», да?
А. Пичугин
— Кстати, а что с воссозданием сейчас?
Протоиерей В. Антипин
— Это такой духовный план. Ну, создан фонд, который аккумулирует сейчас средства, потому что там осталась все-таки та часть, которую можно использовать в качестве реставрации. Я не специалист, я не могу все это правильно, эту картину описать, но он будет восстановлен, об этом уже было сказано руководством республики Карелия.
А. Пичугин
— Видите, в чем проблема — вот этот молодой человек, который поджег храм, он... ну, не любит человек церкви и не понимает, в чем... Даже если он не любит христианство или православие, у него... Он жил без осознания того, что это просто часть его... хотя бы часть его великой культуры. Но, с другой стороны, посмотрите — 70 лет назад, 80 лет назад просвещенные, крещеные уж все, точно, люди точно так же шли, жгли, уничтожали, взрывали храмы, стреляли иконам в глаза. А они были просвещены, у них у всех был Закон Божий, у них у всех была та самая православная культура, о которой мы сейчас говорим и которую, мы сожалеем, что потеряли. Но ведь они же делали это.
Протоиерей В. Антипин
— Да, конечно. Ну, о трагедии, которая нас постигла, можно очень много говорить. О ней очень много говорилось. И, конечно, нам надо искать духовные истоки этой трагедии, того, что произошло. Но вот сейчас мы говорим о нашем времени, о том, где мы живем, и о поиске возможностей — как можно изменить. Да, в наследстве у нас сейчас как раз то, о чем Вы сказали, — вот эти разрушенные храмы, безбожие, провозглашенное на территории всей страны. Люди, которые выросли без Бога из поколения в поколение, и так далее. Именно они. Но другого у нас нету — другого наследия.
А. Пичугин
— Нету, конечно, нету.
Протоиерей В. Антипин
— Поэтому нам надо как-то это изменять. И, естественно, очень хорошо работать с теми людьми, которые пришли в храм, которые ищут Бога. Им можно что-то рассказать. Можно работать с теми детьми, которых привели родители, в наших воскресных школах. И то мы понимаем, сколько проблем есть там. Но как достучаться до большего количества людей, до той основной массы, которая является просто школьниками, просто светскими людьми, просто живет как живется, просто ищет каких-то материальных благ, недовольны своей жизнью или, наоборот, ею довольны. Как до них достучаться? И вот это, в данном случае, вот такие проекты — это возможность что-то сделать.
А. Пичугин
— Вы уже на протяжении какого-то времени работаете в этом направлении. Вы можете сказать, что чего-то удалось достичь? Я понимаю, что это самое начало пути. Совсем недавно началось Ваше сотрудничество. Но Вы уже можете сказать, что какие-то первые достижения есть?
Протоиерей В. Антипин
— Вы знаете, я могу сказать, что да. Может быть, я на примере своего храма, настоятелем которого я являюсь, немножко расскажу. Мы сумели сделать очень интересный проект. Мы построили воскресную школу, здание воскресной школы, в которой сейчас организовали группу детей дневного пребывания. Ну, мы не называем ее детским садиком, но мы там постарались организовать так, чтобы там детям было хорошо. И вот в этом смысле нам тоже нужна вот такая вот поддержка — поддержка не просто верующих людей, которые хотели бы этим заниматься, которые являются сейчас педагогами садика, но поддержка профессионалов, которые владеют методиками, которые умеют правильно организовать сам процесс. И вот в этом смысле у нас есть как раз возможность сотрудничества. Мы этот проект сумели реализовать на базе храма. И я надеюсь, что у нас еще будет очень много того, что мы можем сделать вместе. У нас есть духовно-просветительский центр и есть большие планы. Ну вот...
А. Пичугин
— У организации «Арт-шатер», я вот вижу, есть достаточно много проектов, которые помогают, в том числе, и совместной работе таких общественных организаций, университета, церкви. Я смотрю, что тут значится у Вас фестиваль «Город моей мечты» с участием нескольких тысяч человек, Рождественская елка для 600 детей, еще, еще, еще несколько проектов. Вот поэтому, Анна Александровна, расскажите, пожалуйста, подробнее об этом и обо всем, что Вы делаете вот именно с точки зрения проектов.
А. Мугачева
— Есть проекты, конечно, вот большие. Вы говорите, вот Рождественская елка — она проходит в течение трех лет уже совместно с Карельской епархией. Это для районов детей воскресных школ. В Центральном театре города Петрозаводска собираются 600 детей у нас, приезжают, и представлено им представление — творческий коллектив театра, и каждому ребенку — сладкий подарок с поздравлением от владыки. Владыка говорит слово. И для детей это огромный праздник. Но мне бы хотелось сказать о проекте — он маленький, но для меня он очень большой. Когда в этом году мы сделали первую новогоднюю елку — не получилось Рождественскую, новогоднюю — именно для детей с тяжелой формой аутизма и тяжелой формой ДЦП...
А. Пичугин
— Вот давайте прервемся буквально на минуту и потом подробнее об этом поговорим. Сейчас перерыв. Я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня протоиерей Вадим Антипин, настоятель храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона в Петрозаводске, руководитель Епархиального отдела образования и катехизации Петрозаводской Карельской епархии Ольга Клыпа, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского университета Ольга Седловская, старший преподаватель этой же кафедры педагогики и психологии детства, Анна Мугачева, президент Карельской общественной организации «Арт-шатер». Я Алексей Пичугин, через минуту в эту студию мы вернемся.
Возвращаемся в студию Светлого радио. Протоиерей Вадим Антипин наш гость. Сегодня у нас все гости из Карелии. Протоиерей Вадим Антипин, руководитель Епархиального отдела образования и катехизации Петрозаводской Карельской епархии, Ольга Клыпа, доктор психологических наук, профессор Петрозаводского госуниверситета, Ольга Седловская, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского университета, Анна Мугачева, президент Карельской общественной организации «Арт-шатер». И вот, Анна Александровна, я Вас прервал, вернее, вот этот наш перерыв не дал Вам дорассказать про Ваши замечательные проекты.
А. Мугачева
— Проект маленький, но он очень теплый и очень хороший, добрый. Именно для детей особенных. И когда мы проанализировали, что для этих детей совершенно никто организацией событий не занимается. Карельская епархия совместно с Александро-Невским социальным центром пошли нам навстречу, предоставив помещение и предоставив свои ресурсы. Также Государственный университет — предоставили нам студентов. Волонтеры, ребята очень хорошо, активно работали. Ну, и Вы, наверное, представляете, что такое дети с ДЦП на колясках. И, как правило, это мамы очень часто одинокие. И ребята на руках ребят этих заносили. Действительно, там был Дед Мороз. Аутисты-ребята, у которых тяжелая форма... Но для меня был результат. Было 140 участников. 74 ребенка — естественно, они одни не могут, с ними родители, получается 148 человек совместно. Мы разделили на три елки. На одной из елок мне пришлось даже выступить в качестве Деда Мороза, так как не было у нас уже волонтеров — Дедов Морозов, на третью елку нужно было Деда Мороза. Но самый большой отклик — когда подходит к Вам отец такого ребенка, которому 16 лет, и ребенок — аутист в тяжелой форме, подходит, и у мужчины на глазах слезы, он говорит, что «никогда еще за 16 лет никуда я своего ребенка не мог вывезти».
А. Пичугин
— А ребенку 16 лет?
А. Мугачева
— 16 лет. Этот ребенок первый раз был на новогодней елке. Это самый, наверное, большой был праздник, отклик, вот та благодать, которая тебе отдается обратно. И я хочу, пользуясь случаем, сказать большое спасибо тем представителям бизнеса, которые складывались деньгами, покупали эти подарки, ребятам, которые, действительно, бескорыстно участвовали, тем священникам, которые приходили именно с этими ребятками, помогали, участвовали, разговаривали, принимали участие в организации этой елки. И всем, кто принимал участие вот именно в организации этого мероприятия, большое спасибо. Ну, остальных проектов очень много, можно посмотреть на нашем сайте, действительно, и кто хочет, может принимать участие в таких мероприятиях.
А. Пичугин
— Ну, а сайт, я думаю, все наши слушатели могут найти в Интернете, в любом поисковике, если забить: КРО «Арт-шатер». И у Вас, я так понимаю, есть еще несколько проектов — «Соборная площадь», «Город моей мечты». Расскажите про них...
А. Мугачева
— Ну, «Соборная площадь» входит в «Город моей мечты». Ну, «Город мечты» — это вообще мое дитя. В течение девяти лет уже проходит на Центральной площади города Петрозаводска. Если Вы знаете историю города Петрозаводска, раньше это была Соборная площадь, на которой находилось три храма...
А. Пичугин
— С Петрозаводском у меня, к сожалению, связана очень такая, с одной стороны, смешная, с другой, поучительная для меня же история. Я единственный раз в жизни должен был поехать в командировку в Петрозаводск. Впервые я купил себе билет на самолет, случайно перепутав месяц вылета. То есть вылет у меня был через месяц, когда мне туда уже было не нужно. Так я пока в Петрозаводске и не побывал.
А. Мугачева
— Ну, примерно такая же история у меня была с Москвой. Поезд ушел вчера, а я пришла сегодня. (Смеется.)
А. Пичугин
— Ну вот, видите, да. Всякое бывает. Да, извините, я Вас прервал своей историей.
А. Мугачева
— Мы остановились на городе моей мечты. При том, что сейчас это центральная площадь — Кирова, и там у нас два прекрасных театра стоят, музей и музей «Кижи», два музея. Но исторически это была Соборная площадь, на которой находились три храма — это Свято-Духовский, Вознесенский и Петро-Павловская церковь. И еще часовня Фаддея Петрозаводского. Очень много у нас, конечно, дискуссий, общественных дебатов идет о том, что нужно, не нужно... Ну, я, наверное, подхожу так к этому вопросу — что это история, и каждый человек, как может, наверное, отдает дань своим предкам. Вот именно формат «Города моей мечты», именно формат «Соборной площади», где информационно мы на баннерах размещаем информацию по Соборной площади о храмах и представляем воскресные школы. Также происходит организация концертов. Представляется именно духовная жизнь Петрозаводска и Карелии. На этой площади не только православная конфессия. У нас там есть также и площадки разных конфессий — и мусульмане входят, и католики, и евреи. На самой площади у нас 38 шатров, это 38 улиц. Также у нас на стадионе «Юность» (это гордость) за девять лет происходит — 150 колясочников, это дети с ДЦП — адаптивный вид спорта. Они проводят именно эстафеты, где студенты проводят соревнования, сами разрабатывают их и проводят. Это уже на протяжении пяти лет.
А. Пичугин
— У меня вопрос к отцу Вадиму, да и, наверное, ко всем присутствующим, на самом деле, потому что он тесно связан с Русским Севером. Вот Вы говорите про возможные варианты совместной работы епархии, общественных учреждений, университета. Есть же такая тема, которая действительно помогает — мы ее так часто про себя называем «Исцеление исторической памяти», но она позволяет как-то по-новому посмотреть на возможность сотрудничества Церкви и университетов... Это тема нашего относительно недавнего прошлого, репрессий. Рядом с Петрозаводском, как мы знаем, были расстреляны Соловецкий этап, рядом с Петрозаводском еще достаточно много даже не найденных могил погибших заключенных. Опять же, это история Русского Севера, связанная с Соловками, которые хоть и не в Карелии, но все равно относительно недалеко, это Север. Вы никогда не думали как-то заняться этой темой более плотно, потому что, мне кажется, это действительно такой один из путей примирения Церкви... ну, не примирения, вернее, а успешного взаимодействия Церкви и общественных организаций?
Протоиерей В. Антипин
— Ну, разумеется, да, это Вы очень правильно сказали. И вот в этом направлении у нас как раз и получилось взаимодействие с Петрозаводским государственным университетом. Ведь прошедший год был годом 100-летия Революции, 100-летия убиения царской семьи. Много дат, которые вошли в 2017-2018 годы. И, конечно, мы вспоминали эти события. И вот буквально совсем недавно, в январе, была наконец закончена и была презентация такого издания, которое издал Петрозаводский государственный университет — «100-летие Революции, уроки истории для Карелии». Это был совместный проект Петрозаводской Карельской епархии и университета, итоги конференции, которую мы как раз проводили вместе. И там разные авторы, разные взгляды, которые выступали, они были собраны в один сборник для того, чтобы как-то вернуть нас к этой исторической памяти. Ведь действительно, Вы правильно говорите, на территории Карелии происходили как раз все эти события, которые так больно ударили по нашей стране. Беломорско-Балтийский канал, где впервые применили вот эту технологию, чтобы труд заключенных себя окупал. Совершенно такая...
А. Пичугин
— Восьмой шлюз, по-моему, самый известный, да?
Протоиерей В. Антипин
— Да, машина, которая была запущена. Она запущена была именно на территории Карелии. Урочище Сандармох, где расстреляны...
А. Пичугин
— Сандармох, да...
Протоиерей В. Антипин
— ...сотни, тысячи людей. Не все они найдены, стоят только общие памятники. Конечно же...
А. Пичугин
— А что сейчас в Сандармохе, вот после того, как вся эта печальная история сейчас с Юрием Дмитриевым развивается? Как там дни памяти-то проходят?
Протоиерей В. Антипин
— Ну, дни памяти там все-таки проходят, потому что есть энтузиасты. В конце концов, ведь это же не только общество «Мемориал»*, и...
А. Пичугин
— Нет, естественно, естественно.
Протоиерей В. Антипин
— ...есть и многие другие люди, которые помнят и стараются все-таки не забывать об этих событиях. Что касается нас, мы служим панихиды. Ежедневно, ежегодно в День Памяти там совершается панихида по всем, кто похоронен там. Там, знаете, есть храм ведь, в котором тоже совершаются заупокойные богослужения, который стоит прямо на берегу Беломорско-Балтийского канала. То есть вот эта память — она старается сохраняться. Но хотя, конечно, это очень важно — напоминать. Потому что все эти вещи очень легко забываются.
А. Пичугин
— Да, в том-то и дело.
Протоиерей В. Антипин
— Чем проходит больше времени, тем больше все это забывается. И для детей, вот интересно, что даже в школах для детей — для них очень часто вот эти вещи, эти события — они уже потеряли ту остроту, которая была, например, у нас, у наших родителей. Это было когда-то, когда-то давно и не с нами, и они как-то даже легендарными какими-то становятся, вот эти вот вещи...
А. Пичугин
— Да, и это прямой путь к тому, что может все повториться, раз (нрзб.).
Протоиерей В. Антипин
— Вы совершенно правы. И вот в этом смысле, конечно, мы делаем как-то... Вот у нас конференция, которая сейчас прошла, предваряла... это был региональный этап Рождественских чтений. Мы тоже там поднимали эти же вопросы — убиение царской семьи... Был основной доклад, который был посвящен как раз именно 100-летию убиения царской семьи...
А. Пичугин
— Видите, но убиение царской семьи произошло далеко. Это наша общая история, но это было далеко. А Сандармох как раз там.
Протоиерей В. Антипин
— Там как раз была задача именно связать — связать события и показать, что с этого события началось, и цепочка событий, которая потом прошла дальше. Кстати, у нас был тоже проект — эту конференцию поддержало Министерство региональной политики республики Карелия, и нам удалось ее провести на базе Российской государственной Академии при президенте России.
А. Пичугин
— Анна Александровна, Вы хотели что-то про Сандармох добавить, да?
А. Мугачева
— Да, хотела добавить, что у нас Карелия — многонациональная, и у нас очень много диаспор, которые действительно организованно выезжают, действительно служат панихиды и отдают дать чести, именно дань памяти своим предкам.
А. Пичугин
— Я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня протоиерей Вадим Антипин, руководитель Епархиального отдела образования и катехизации Петрозаводской Карельской епархии, Ольга Викторовна Клыпа, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского университета, Ольга Седловская, старший преподаватель этой кафедры, Анна Мугачева, президент общественной организации «Арт-шатер». Вот у меня вопрос к преподавателям Петрозаводского университета: а с Вашей точки зрения, вот то, о чем мы сейчас говорили про такое исцеление национальной памяти, сохранение памяти, и отец Вадим говорил, что конференции в университете проходили, про это расскажите, пожалуйста.
О. Клыпа
— Ну это чрезвычайно актуально. Действительно, актуализировать историческую памиять необходимо. Я бы сказала так: необходимо нашим студентам ценить прошлое, помнить прошлое, ценить настоящее и верить в будущее. Вот мы хотели бы в своем проекте соединить и прошлое, и настоящее, и будущее. И вот те исторические факты, которые сегодня затронуты в нашей беседе, эти факты должны знать студенты. Конечно, должны знать. Зная, они смогут передавать новому поколению. И тогда связь поколений состоится. Без этого наша нация просто не сохранится. И, конечно, мы должны думать о самобытности нашего народа, не забывать об этом. И те традиции, которые есть и в Русской церкви, у нашего народа, они должны сохраняться, и они должны в данный момент актуализироваться.
А. Пичугин
— Ольга Павловна Седловская, а Вы что скажете?
О. Седловская
— Ну, я бы хотела немножко с другой стороны подойти. Понятно, что люди делают ошибки, поколение делает ошибки. Из этого есть опыт, и, конечно, этот опыт надо помнить, его нужно передавать. Но есть чем гордиться. На Русском Севере есть то, чем можно, нужно, и эту гордость тоже можно передавать. И гордиться можно намного большим, чем, например, даже стыдиться.
А. Пичугин
— А, кстати ведь, огромный пласт карельской культуры, которая тоже, действительно, может стать очень хорошим подспорьем в этой работе. Про это скажите — что, например, с Вашей точки зрения, какие-то яркие примеры, может быть?..
О. Седловская
— Ну, здесь, опять же, культура — она разная. То есть, есть карельская культура, есть Русский Заонежский Север — это немножко другая культура.
А. Пичугин
— Да, ну совсем другая, я бы сказал.
О. Седловская
— Да. То есть, есть Белое море со своим вот этим Беломорьем и со своим поморским народом. Поэтому Карелия — она такая разная... И, конечно, от Соловков... Да, Соловки, конечно, да, они не принадлежат прямо вот Карелии, но, в то же время, от Кеми до Соловков даже очень быстро, ну, скажем так, можно добраться. И у нас есть Валаам, который от Сортавалы очень близко, опять же, к нам.
А. Пичугин
— Это уже Карелия.
О. Седловская
— У нас есть свои монастыри, которые возрождаются, и знакомство с ними, передача вот этого духовного опыта... Потому что, конечно, монастыри пережили на себе гонения, они были практически уничтожены. И когда студент, когда человек Русского Севера познает это, то гордость за Русский Север и за то, что это было создано тем же самым народом, ну и что, что поколение назад, и в том, что это было сохранено, и в том, что это сейчас возрождается, это действительно важно — передавать из поколения в поколение. И вот у нас стоит задача — вот как раз знакомство и с культурой, и с духовным прошлым, настоящим и будущим, и с тем, как это уметь передать маленьким детям для того, чтобы они гордиться начинали тоже, например, не в зрелом возрасте, уже сами придя к этому, а действительно со своих основ знали о том, что есть то, чем гордиться на Русском Севере, и гордиться страной своей, в которой мы живем, потому что именно тогда, когда ты любишь, ты не изменяешь. И важно понимать то, что тогда не будет вот этих мыслей — «если здесь плохо, поеду искать чего-то другого». Может быть, тогда захочется вложить и что-то изменить в своей стране, даже если что-то не нравится.
О. Клыпа
— А начали мы с себя, и Ольга Павловна — она была инициатором. Педагоги нашей кафедры стали ездить по монастырям Карелии. Я сама из Магадана, и поэтому для меня история...
А. Пичугин
— Давно в Карелии живете?
О. Клыпа
— Четыре года. И я познаю Карелию — да, с Ольгой Павловной, с преподавателями нашей кафедры. И хотела бы, конечно, и передать эти знания своим студентам, и передаю их сейчас, все, что я узнала, своим коллегам из Магадана, своим родственникам.
А. Пичугин
— Тоже полезно.
О. Клыпа
— Очень.
А. Пичугин
— Отец Вадим, много монастырей?
Протоиерей В. Антипин
— Вы знаете, да, в Карелии есть монастыри. Конечно, не столько, сколько было до революции...
А. Пичугин
— Все мы знаем Валаам.
Протоиерей В. Антипин
— Да, Валаам. Но Валаам все-таки ставропигиальный монастырь...
А. Пичугин
— Он ставропигиальный. Ну, мы там сейчас не будем... Нашим слушателям сложно объяснить, что ставропигиальный — относится, не относится к епархии. А просто на территории Карелии.
Протоиерей В. Антипин
— Да. Потому что Валаам — это такая «визитная карточка», все знают Валаам.
А. Пичугин
— Ну конечно, да.
Протоиерей В. Антипин
— Но, тем не менее, Карелия — это как раз край, где было очень много преподобных, где уходили люди действительно такие вот, у которых была настоящая сила духа.
А. Пичугин
— Ну конечно, туда через тайгу, особенно вот этот озерный край, очень тяжело было, я думаю... Я сам очень люблю северных святых и северные монастыри. Когда приезжаешь, чувствуешь, что люди туда не просто так шли. Если они там выживали и если к ним тянулись люди, то все это неспроста.
Протоиерей В. Антипин
— Да, и поэтому вот Карелия — это действительно край с большими православными корнями. И культура Севера, нашего Севера — это культура православная. Монастыри, которые были известны когда-то на всю Россию. Муромский монастырь, Палеостровский монастырь, Яшезерский монастырь, Важеозерский монастырь — это все имена преподобных, которые сейчас находятся...
А. Пичугин
— А в каком они состоянии, эти монастыри, ныне?
Протоиерей В. Антипин
— Ну, конечно, все эти монастыри были разрушены, все до одного. И, в общем-то, такой путь был для них, практически, весь один: вначале это была некая коммуна или тюрьма, потом все это было брошено, разрушено. И, конечно, сейчас все монастыри в руинах и восстанавливаются с волонтерами, энтузиастами. Есть монахи, но, конечно, братия не столь многочисленная, как была когда-то. Но мы верим, что молитвами преподобных все это будет возрождаться, и...
А. Пичугин
— А нет желания, может быть, не облекая это в паломнические рамки, возить студентов (а может быть, Вы уже возите) на экскурсии по этим монастырям — именно с культурной точяки зрения?
О. Седловская
— Да конечно!
А. Пичугин
— А вдруг у кого-то сердце отзовется — он приедет волонтером разгребать кирпичи битые?
Протоиерей В. Антипин
— У нас волонтеры-студенты разгребали кирпичи в Важеозерском монастыре.
О. Седловская
— И не только.
Протоиерей В. Антипин
— Так началось молодежное движение в Петрозаводске с этого, в 90-х годах еще. (Смеется.)
О. Седловская
— На самом деле, у нас проекты очень хорошие с Фондом «Утешение». Сделана, напечатана книга «Карельские святые». Мы как раз радио «Вера» подарили, привезли эту книжку. Почитайте, если кто-то не знает, будем очень рады. Приезжайте к нам.
Протоиерей В. Антипин
— Если говорить о такой северной культуре, есть очень интересное место в Карелии, называется Водлозеро. Там большое озеро, одно из самых крупных в Карелии (хотя в Карелии много озер). Такое крупное озеро, где было развито такое очень интересное явление — такая островная культура. Много-много островов, и на каждом острове есть часовня. И вот жители этого Водлозерья в обычное время приходили в эти часовни, молились там, потому что немногочисленное было население. Но вот в определенные праздничные дни, в воскресенья назывались на большом острове, который назывался Ильинский, и там стоял храм, единственный в этом месте, где они молились, совершалась Божественная литургия, люди могли причаститься. Там же были все праздники. Это очень интересно. И вот там как раз возрождается — там сейчас есть монастырь, Ильинский скит, Ильинский погост, который возрождается. Он остался, он дошел до нас в своем практически неразрушенном виде. Он восстановлен, и там все службы совершаются.
О. Седловская
— Сяндеба еще у нас ведь.
А. Пичугин
— Как называется?
Протоиерей В. Антипин
— Сяндебский женский монастырь.
А. Пичугин
— А все это далеко от Петрозаводска?
Протоиерей В. Антипин
— Ну, 90-100 километров.
О. Седловская
— До 100, да.
А. Пичугин
— Я так понимаю, что там же все-таки далеко не везде прямые дороги — кругом озера, вода?..
Протоиерей В. Антипин
— Ну, то, что я рассказывал, туда вообще дорог нету. Только по зиме или на катере.
О. Седловская
— Там по воде, да.
Протоиерей В. Антипин
— Сяндебский монастырь, Важеозерский монастырь — туда есть доступ на транспорте.
А. Пичугин
— Это как в Архангельской области Кожеезерский монастырь, к которому, я не знаю, 50 километров от ближайшего жилья, и то через лес, по прямой, дорог нет. У меня мечта туда попасть, но не знаю, как это можно осуществить. Хорошо, спасибо Вам большое. Я напомню, что сегодня в программе «Светлый вечер» были гости из Карелии. Это протоиерей Вадим Антипин, настоятель храма Святого Великомученика Целителя Пантелеймона, руководитель Епархиального отдела образования и катехизации Петрозаводской Карельской епархии, Ольга Викторовна Клыпа, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского госуниверситета, Ольга Павловна Седловская, старший преподаватель этой же кафедры Петрозаводского университета, Анна Александровна Мугачева, президент Карельской общественной организации «Арт-шатер». Спасибо, что пришли к нам сегодня, что приехали к нам в Москву из Карелии. Всего хорошего, до новых встреч, до свидания!
Протоиерей В. Антипин
— Спасибо, спасибо!
*Организация признана Минюстом иностранным агентом
Василий Малиновский
В 1803-м году в петербургской печати появилась брошюра под названием «Об освобождении рабов». По сути — готовый проект крестьянской реформы. В ней говорилось о том, почему государству необходимо дать свободу крепостным крестьянам: «Земляки и братья по христианству не должны жить как пленники в своём отечестве...», — писал автор. Отмена крепостного права в России произойдёт только спустя 58 лет, в 1861-м. Столь прогрессивные для начала XIX-го столетия размышления принадлежали Василию Фёдоровичу Малиновскому — русскому публицисту, дипломату и просветителю; первому директору знаменитого Царскосельского лицея.
Всю жизнь Василий Фёдорович руководствовался евангельской идеей о любви к ближнему. Может быть, потому что происходил из духовного сословия. Его отец, протоиерей Фёдор Авксентьевич Малиновский, служил в храме святой мученицы Татианы при Московском университете. Предполагалось, что Василий продолжит семейную традицию. Однако молодого человека привлекала дипломатическая карьера. Отец возражать не стал. Малиновский поступил в Московский университет и с воодушевлением окунулся в учёбу. Философия, история, словесность, риторика — ему всё было интересно. Особенно хорошо давались Владимиру иностранные языки. В университете он выучил английский, французский, немецкий. Прекрасно владел турецким и арабским. А кроме того, знал так называемые «мёртвые» языки: греческий, латынь, древнееврейский. Настолько хорошо, что на досуге переводил Ветхий Завет с оригинала на русский. Сразу после окончания университета Владимир Фёдорович переехал в Петербург и поступил на службу в Канцелярию иностранных дел. Ответственный, усердный и способный молодой чиновник вскоре получил важное назначение — в качестве переводчика при английском посланнике его направили в Лондон. А ещё через несколько лет назначили генеральным консулом в Молдавию.
В Россию Малиновский возвратился в 1802-м году. Свободного времени у него стало больше, и Владимир Фёдорович занялся благотворительностью. Он активно участвовал в деятельности Петербургского медико-филантропического комитета — занимался организацией бесплатной врачебной помощи неимущему населению. Безвозмездно трудился на посту директора столичного женского Дома трудолюбия, где находили приют и заработок девицы из бедных семей. Владимир Фёдорович был убеждён, что в основу отношений между людьми должны быть положены просвещение, человеколюбие и добродетель.
Эти идеи Малиновский сполна воплотил на новом посту. В 1811-м году его назначили директором только что открытого Царскосельского лицея под Петербургом. Это учебное заведение на века прославили его студенты — Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. На плечи Владимира Фёдоровича легли многие заботы о лицее — он поддерживал порядок учебный, хозяйственный и нравственный. Заботился о том, что лицеистам есть, на чём спать, за какими партами сидеть, что изучать. Благодаря стараниям Малиновского учебное заведение закрытого типа с довольно суровым уставом превратилось для учеников в уютный и родной дом. Воспитать добродетельного человека, гражданина, способного быть полезным людям и Отечеству — такую цель ставил перед собой Малиновский. Главным законом лицея Василий Федорович сделал искренность. Сохранился его блокнот с набросками основных принципов лицеистов: «Войну объявить лицемерию. Ценить добро. Между собою жить мирно и дружелюбно, ни словом, ни делом не обижать другого». Педагогические приёмы директора Малиновского по тем временам многим казались необычными. В каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность. Поощрял в воспитанниках инициативу и творчество. Такой подход развивал индивидуальные способности учеников, их ум и характер.
Современники Василия Фёдоровича вспоминали о нём, как о человеке чрезвычайной скромности и глубокой религиозности. Даже на смертном одре он думал о своих воспитанниках и молился о них. Увы, первый директор Царскосельского лицея скончался в 1814-м году, не успев довести выпуск до конца. Ученики со слезами на глазах провожали в последний путь любимого наставника. Одним из первых за гробом шёл 14-летний Пушкин. Позже поэт напишет стихотворение «Октябрь». И данью памяти Владимиру Фёдоровичу Малиновскому, которого лицеисты называли «родным отцом», прозвучат знаменитые строки: «Отечество нам — Царское село».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Овиновская икона Божией Матери
Овиновская икона Божией Матери названа по фамилии русского боярина Ивана Овинова. Он родился в четырнадцатом веке в Новгороде. Имел обширные владения близ города Галича под Костромой. В пределах вотчины Овинова, на берегу Галичского озера, находился монастырь, посвящённый Николаю Чудотворцу. Благочестивый боярин заботился об этой обители.
В начале пятнадцатого века Иван пожелал возвести новый храм на монастырской территории. Выбирая в молитвенном сосредоточении место для строительства, он увидел двух юношей. Они поднесли боярину икону Успения Божией Матери и выразили пожелание посвятить ей будущий храм. Овинов с благоговением принял подарок. Образ был настолько хорош, что боярин не мог оторвать от него взгляд. Когда же Иван поднял глаза, юношей уже не было. Он понял, что получил икону Успения Богородицы от ангелов.
Образ стал главной святыней построенного боярином храма. Церковь освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Николаевскую обитель переименовали в Успенскую. В пятнадцатом веке здесь подвизался преподобный Паисий Галичский. После его кончины и прославления в лике святых монастырь получил название Паисиево-Галичский Успенский. Так он именуется и поныне.
Образ Успения Богородицы, чудесно обретённый Иваном Овиновым, был утрачен в Смутное время семнадцатого века. После этого в обители стали почитать ещё одну икону с названием Овиновская, иного содержания. Божия Матерь изображена на ней стоящей в полный рост рядом с царским троном, с Младенцем на руках. В правой части композиции видны крепостные стены Галича и строения Паисиево-Галичской Успенской обители. То есть, Небесная Заступница представлена на изображении Покровительницей города и монастыря. Было написано одновременно несколько Овиновских икон подобной иконографии, и затруднительно сказать, какая из них является первообразом. Один из самых древних списков хранится в Успенском соборе Паисиево-Галичского монастыря.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Детская ёлка и подарки для подопечных Тверского фонда «Рука помощи»
Для многих людей декабрь и январь — время приятных праздничных хлопот, добрых встреч, радостных событий и подарков. Однако не мало и тех, кто встречает эти месяцы с грустью. Например, семьи, которые в силу разных причин не могут устроить праздник или весёлый досуг детям. Чтобы их поддержать Тверской фонд «Рука помощи» ежегодно организует благотворительную акцию «Ёлка желаний».
Светлана Потёмкина и её трое детей участвуют в этом событии второй раз. Они живут в Тверской области. Светлана — единственный кормилец в семье. Большая часть её доходов уходит на оплату съёмной квартиры. Поэтому приготовления к Новому году и Рождеству становятся для мамы испытанием. Ведь хочется и праздничный стол накрыть, и каждому ребёнку подарить что-то особенное. Однако в силу финансовых проблем сделать это не удаётся. Поэтому поддержка фонда очень выручает Светлану.
В рамках новогодней акции фонд «Рука помощи» собирает пожелания от ребят из малоимущих семей и затем покупает им нужные подарки. «Мы стараемся сделать так, чтобы маленькая мечта каждого из них исполнилась. Наши подопечные не избалованны подарками и радуются даже самому малому», — говорят сотрудники фонда.
Помимо конкретный вещей фонд дарит детям праздник — организует детскую ёлку. Во время неё ребята смотрят спектакль, играют и веселятся вместе со сказочным Дедом Морозом. Акция «Ёлка желаний» — это возможность для детей из малоимущих семей получить яркие впечатления, позитивные эмоции и памятные подарки.
Если вы готовы поддержать новогоднюю акцию, переходите на сайт Тверского фонда «Рука помощи» и сделайте любой благотворительный взнос. Либо выберите подарок из списка, купите его самостоятельно и передайте сотрудникам фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов