Адрес: ул. Радио, д. 2, стр. 1
Сегодня мы рассказываем о Церкви Вознесения Господня. И, по московскому обычаю, добавление к имени – на Гороховом поле. Иной раз такую вот привязку к местности ученым приходится долго расшифровывать. Но в нашем случае все предельно понятно: когда для царского двора сеяли здесь горох – продукт по тем старым временам весьма важный – достаточно познакомиться с множеством блюд из него, гороха, приготовляемых.
Считается, что первая церковь стояла здесь во времена правления первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.
Позже в этих местах, на правом берегу Яузы, возникла и расцвела Немецкая слобода. Для ясности отметим, что на Руси слово «немец» происходило от слова «немой», то есть тот, кто не умеет говорить по-русски – вне зависимости от национальности.
Позже Немецкую слободу упразднили, и в этих местах полюбила селиться русская знать.
Первую – маленькую - каменную церковь Вознесения (взамен сгоревшей деревянной) возвел в качестве домового храма граф Головкин. Потом имением владел граф Разумовский, церковь изрядно обновивший и расширивший.
В 1769 году домовую церковь Вознесения Господня сделали приходской. Но население здешнее так росло, что очень быстро встал вопрос о перестройке церкви "по случаю невместимости".
Старую церковь снесли и на ее месте построили новую. Считается, что строил ее знаменитый архитектор Матвей Федорович Казаков. И хотя этому нет документальных подтверждений, полагают, что ряд архитектурных особенностей об авторстве Казакова говорит однозначно.
Кстати, впоследствии, уже в советское время, улицу Гороховую в честь 200-летия архитектора переименовали в улицу Казакова.
Среди прочего, считается также, что немалые деньги дал на строительство храма потомок знаменитого уральского заводчика Никита Акинфиевич Демидов.
И еще одна интересная особенность. Строился храм из кирпича, который остался после упразднения и сноса Моисеевского монастыря, что стоял в центре Москвы. Отчего, как говорят многие, в церкви, выстроенной при явном западноевропейском влиянии, до сих пор чувствуется особый монастырский дух.
Придел же, освященный в в честь Святого Пророка Боговидца Моисея, является единственным в Москве.
Вознесенская улица, традиционно получившая название свое по имени храма, была в 1929 году переименована в улицу Радио в честь первой радиостанции, здесь построенной.
Контакты: храма Вознесения Господня на Гороховом поле
Адрес: ул. Радио, д. 2, стр. 1
Как проехать:
От м. «Курская», автобус 78, трамвай 24; м. «Бауманская», далее любым трамваем; от м. «Красные ворота», троллейбус 24.
Адрес сайта: http://www.hram1788.ru/05
Схема проезда:
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема