«Целомудрие». Прот. Александр Никольский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Целомудрие». Прот. Александр Никольский

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

У нас в гостях был настоятель храма Трех святителей в Раменках, отец 10 детей протоиерей Александр Никольский.


А.Ананьев:

— Здравствуйте, друзья! В студии — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Александр Ананьев.

А.Ананьев:

— И мы начинаем очередной «Семейный час» за семейным столом в студии радио «Вера».

Буквально только что, в коридоре, столкнувшись с моим сегодняшним собеседником, у нас состоялся... такой... короткий разговор.

— О чём мы сегодня говорим, Александр? — спросил меня мой собеседник, — О целомудрии?

— Да, батюшка, — ответил я.

— Непростой будет разговор, — помолчав, ответил мне мой собеседник.

Разрешите представить настоятеля храма Трёх Святителей в Раменках — счастливый отец десятерых счастливых детей, мудрый собеседник, протоиерей Александр Никольский. Добрый вечер, отец Александр!

О.Александр:

— Добрый вечер!

А.Ананьев:

— Сегодня мы, действительно, хотим поговорить о целомудрии.

А.Митрофанова:

— Разговор — как бег по минному полю...

А.Ананьев:

— Ничего подобного! Я абсолютно уверен в том, что разговор будет хоть и не простой, но лёгкий, светлый и очень полезный — в первую очередь, для меня... думаю, что и для тебя, Алла Сергеевна, да и для всех тех, кто слушает радио «Вера» сейчас.

Почему я решил поговорить сегодня именно о целомудрии?

Не так давно, наши с Аллой друзья, с которыми мы общаемся — семья потрясающая — 8 детей, мама, папа... дети — абсолютно состоявшиеся, мудрые, светлые и лёгкие, талантливые, наполненные какой-то радостью...

Я смотрел на них, и спрашивал маму:

— Мама! Скажите же мне, каким образом у вас получилось воспитать своих детей вот именно так? Это же... «то ли чудо, то ли фокус», как говорил Евгений Гришковец.

— Ничего сложного, — ответила мама, — Я воспитываю их в целомудрии.

И это был единственный секрет, на её взгляд, который позволяет воспитать детей таким образом.

То есть, если вы хотите, чтобы ваши дети были состоявшимися, счастливыми, уверенными в себе, правильно ориентированными в жизни, успешными родителями, в конце концов, сами — вам нужно воспитывать их в целомудрии.

И вот, первый вопрос я хочу вот как сформулировать, отец Александр: так ли это? Действительно ли, что единственным, известным людям, секретом воспитания правильных детей — простите мне эту формулировку — является воспитание их в целомудрии?

О.Александр:

— Да, конечно. Хотя, это слово сейчас, для современного человека, бывает тайной за семью печатями.

А.Ананьев:

— Ну, какая же это тайна? Просто девять из десяти скажут: «Целомудрие — это просто. Это — сохранение женской чистоты девушкой до брака».

О.Александр:

— Это Вы как-то... высоко цените! Я вот... мне одна женщина рассказывала, что она спрашивала у молодёжи, и там были такие вот определения, что «целомудрие — способность эффективно и много зарабатывать деньги».

А.Ананьев:

— О, как! Каким образом целомудрие привязано...

А.Митрофанова:

— Это что-то новенькое!

О.Александр:

— Ну, как... мудрость.... а, как вот... человек мудрый — он может зарабатывать деньги.

А.Митрофанова:

— А... то есть, они, всё-таки, различают...

А.Ананьев:

— Человек мудрый — зарабатывает целую кучу денег!

О.Александр:

— Целую кучу, да...

А.Ананьев:

— Поэтому, целая куча...

О.Александр:

— ... да... целковых!

А.Ананьев:

— Понятно...

О.Александр:

— Поэтому... если перейти уже от шуток к серьёзному разговору...

Кстати, Иоанн Лествичник в «Лествице», а это произведение — пик аскетики православной, определяет целомудрие как совокупность всех добродетелей. Поэтому, вот, на Ваш вопрос — это определение, наверное, в наибольшей степени, подходит.

И, конечно, это не только чистота женщин до брака. У нас — одна из самых-самых целомудренных женщин, в предании церковном, это — Мария Египетская, которая была блудницей. Притом, в очень сильной степени она блудила, и она является у нас одним из критериев чистоты. В Церкви. Это — очень целомудренная женщина. Ну, она — стала, потом, после своих подвигов определённых, аскетических.

А.Митрофанова:

— А вот — Сонечка Мармеладова? Она — целомудренная?

О.Александр:

— Вы знаете, это, всё-таки, художественное произведение... не знаю, насколько это, так сказать, совпадает с реальностью какой-то. Хотя, вполне... вообще, великие писатели — обычно, они списывали с жизни, они не придумывали сами. Поэтому, их произведения так жизненны и интересны — что это не какое-то фэнтези такое, оторванное от жизни, а это — и есть жизнь. Возможно, что он и из жизни что-то взял, не сконструировав чисто.

Вы знаете... всё-таки, я бы... если бы ко мне пришла девушка, и сказала: «Нам нечего есть. Можно, я пойду на панель?»... или даже, может быть, мать семейства, у которой дети голодают... может, это ещё как-то... сильнее будет, я бы сказал: «Дорогая, знаешь... всё-таки, ты потерпи. Всё зависит от Бога, и за целомудрие — тебе Бог подаст».

А.Митрофанова:

— А реально — подаёт?

О.Александр:

— Подаёт.

А.Митрофанова:

— А как же — с голоду люди умирают?

О.Александр:

— Вы знаете... вот, я — тюремный священник, и исповедую в тюрьме людей — и рецидивистов, и кто первый раз попал. И вот, те люди, у которых есть минимальное религиозное сознание — вот, они пришли в церковь не потому, что им просто хочется прогуляться из камеры, а потому, что у них какая-то... живая вера в Бога.

Они все говорят: «Да, батюшка... — со мной соглашаются, мы... там... беседуем какое-то время, — я попал в тюрьму за свои грехи. Может быть, я не виноват конкретно в том деле, которое мне вменяется ( ну, какой-то эпизод, уголовно наказуемый )... может быть, я в этом не виноват, но я виноват во многом другом, в том числе — в нецеломудрии».

А.Ананьев:

— Нецеломудрии?

О.Александр:

— Нецеломудрии. Ну... там... измены жене, там... и — так далее. И большинство людей именно религиозного сознания, которые не приходят к батюшке, чтобы он походатайствовал, чтобы им там что-то... в режиме какую-то ослабу сделали, а те, кто приходят каяться в грехах своих, они — либо сами это заявляют, либо соглашаются с моим этим утверждением.

Поэтому... Вы знаете, просто так Бог никого не доведёт до голодной смерти. Либо, это люди, которым уже надо уходить отсюда — они созрели — мученики, в частности, или, может быть, не такие вот уже — святой жизни — люди, но они... как бы... уже должны уйти... таким, может быть, страшным образом, но — тем не менее. Либо, это люди, которые — их грех привёл к такой жизни.

Если человек умираем от цирроза печени, после обильных возлияний спиртным — его жалко, конечно, но, с другой стороны — он сам виноват. Это... такой... внешне явный пример. А могут быть и не такие явные примеры.

Вот, я недавно исповедовал человека, который был следователем. Ему вменяется то, что он взял взятку, которую он — не брал. Так, я у него спросил: «А ты взятки-то — брал? Вообще, в жизни?» Он говорит: «Конечно, батюшка, брал... Я понимаю, что я за эти взятки, и за всё остальное — сижу».

А.Ананьев:

— Ну... это не совсем справедливо, отец Александр... Я с Вами немножко поспорю — вот, в каком смысле.

Я... даже не вспомню, где я это слышал, но я это — услышал, прочувствовал, пропустил через себя и понял, что так и есть.

Если вдруг раздастся — не дай Бог — стук в дверь, и за дверью будет стоять полицейский, который возьмёт меня за руку и отведёт меня в участок — причём, не объяснит мне, за что он меня отвёл — внутренне я буду знать, за что он меня отвёл.

У нас, у каждого, есть то, за что мы готовы быть наказанными — как мне кажется.

А.Митрофанова:

— Очень спорный тезис.

О.Александр:

— Ну... вы знаете, я не за то, чтобы не бороться с тем, чтобы наша судебная система или следственные органы работали спустя рукава и наказывали тех, кто этого не заслуживает, но, тем не менее, и волос человеческий не падает с головы без воли Божией.

Поэтому... отвечая на Ваш вопрос — просто так никогда ничего не бывает. В том числе, наши страдания.

Но я хотел, всё-таки, вернуться к нашей теме.

А.Митрофанова:

— Но это, отчасти, и наша тема тоже. Потому, что... всё-таки... если под целомудрием понимать не только воздержание от... каких-то интимных отношений, а если понимать под целомудрием то, что в это слово, действительно, заложено — то есть, это некая целостность...

А.Ананьев:

— А заложено в него — всё.

А.Митрофанова:

— ... целостность личности! Да? Вот... не расщеплённость человека на миллион разных проекций, где: тут — я один, тут — я другой, и прочая, прочая... а то, что это, всё-таки, некая целостностная личность, у которой в гармонии дух, душа и тело.

О.Александр:

— Да, совершенно верно. Но, знаете... вот, почему-то считается, что человек целомудренный — это... ну... условно говоря... монах.

Вот, он отказался от брака, от интимных отношений, вот он — целомудренный человек. А все остальные — это... ну... какие-то такие... знаете... не совсем целомудренные люди...

А.Ананьев:

— Недоцеломудренные.

О.Александр:

— Недоцеломудренные. Ну... как-то... они, вроде, да... но...

Но: вот это мнение — неправильное.

А.Митрофанова:

— Объясните, почему?

О.Александр:

— Почему?

У нас есть слова, в Священном Писании: «Брак честен, и брачное ложе нескверно». Естественно, когда апостол говорит «брачное ложе» — он не имеет в виду, конкретно, деревянную кровать, что она — нескверна. Естественно, это имеются в виду отношения между мужем и женою.

Так, вот — эти отношения нескверны.

Потом — другое высказывание. Опять же, из «Лествицы», великого монаха, аскета, Иоанна преподобного, который говорит, что... он тоже отвечает на вопрос, что... после брака, или... там... после каких-то отношений... даже, может быть, вне брака, греховных, невозможно уже целомудрие... он говорит: «А кто имеет ключи от Рая? — ну, в предании церковном древнем, ключи от Рая имеет апостол Пётр, — Тот, кто имел тёщу», — то есть, кто был женат.

Поэтому, первоверховный апостол Пётр имел тёщу, имел жену. Это — указание Священного Писания, когда Христос исцелил тёщу апостола Петра. И апостол Павел говорит, что: «Я мог бы иметь жену, — он, как раз, был... как бы... монахом, в современном смысле этого слова, — как и Кифа ( то есть, Пётр )».

Так вот, интимные отношения в браке — не являются препятствием целомудрию, абсолютно.

А.Митрофанова:

— Блаженный Августин, по-моему, тоже об этом пишет.

О.Александр:

— Да! Это абсолютно не является препятствием целомудрию! Быть женатым человеком — не является препятствием целомудрию.

Ну... на самом деле, кто создал женщину для мужчины? Бог.

А.Митрофанова:

— Явно Тот, Кто хочет, чтобы... всё было наилучшим!

О.Александр:

— «Нехорошо быть человеку одному...» И поэтому, вот это — совершенно ложное — понятие, что Церковь осуждает брак, или относится к нему... так... знаете... презрительно... есть даже каноны специальные, которые говорят, что кто относится к браку презрительно, гнушается браком, может быть даже извержен из сана священнического — если так учит, неправильно.

Так вот... Церковь не гнушается браком, и даже не гнушается интимными отношениями в браке. Я уже привёл соответствующие цитаты. Поэтому...

А что же такое — целомудрие?

А.Ананьев:

— Ну... вот, готовясь к программе, я нашёл такое определение... которое мне, кстати, тоже мало что объясняет: «Целомудрие — это цельное мудрование».

О.Александр:

— Ну, это немножко такая...

А.Ананьев:

— Или — мудрование ?

А.Митрофанова:

— Не знаю. Мне кажется, всё-таки, что это... вот... представление о личности, как о... Ну, то есть... вернее, нет... не представление о личности, а... ну... целостный человек!

О.Александр:

— Что что такое — целостный человек?

А.Митрофанова:

— А...

А.Ананьев:

— Чем целомудренный человек отличается от цельного человека?

А.Митрофанова:

— Ну, вот, для меня, цельный человек — это, во многом, человек мудрый... в смысле — целомудренный.

Цельный человек — это тот, у кого внутри есть... ну... во-первых, некая иерархия... ну, то есть, тело, условно говоря, над душой власть не берёт. Тело не может... там... если такое случается, то, всё-таки, человек умеет... имеет какие-то рычаги воздействия на себя, чтобы обуздать свои какие-то страсти. Ну, то есть, условно говоря, повинуясь рефлексу, он не ударит человека, сидящего напротив него. Или, повинуясь какому-то вот этому наплыву ярости, не... там... убьёт свою жену. Или, там, что-то ещё. То есть, у него есть некая внутренняя иерархия, он выстроил её: дух, душа и тело.

Точно так же, и душа, в проявлениях каких-то своих... там... у нас у всех есть какие-то искривления, искажения внутренние... она, всё равно... как бы... под духом.

А дух уже, каким-то образом, это всё управляет.

Вот, для меня — вот это.

И, таким образом, человек — он не проявляет себя здесь, как... там... улыбчивый... такой, знаете... Манилов, здесь — как агрессивный какой-то... ну... там... гвардеец... ну, скажем, «гвардеец кардинала» здесь ( чтобы вы не подумали чего-то другого ), тут — как тот, кто готов мести дорожку перед своим начальником, а здесь — как деспот, по отношению к жене и детям.

О.Александр:

— Ну, вот, мы дали определение целомудрия как свободы.

А.Митрофанова:

— Свободы «от»...

О.Александр:

— Свободы «от». Свободы от того, что подавляет мою личность. То есть — от греха.

Человек, свободный от греха — это человек целомудренный.

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

— Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера».

В студии — Алла Митрофанова и Александр Ананьев, и мы продолжаем разговор о целомудрии с нашим собеседником, настоятелем храма Трёх Святителей в Раменках протоиереем Александром Никольским.

Вопрос вот какой. Часто говорят: «сохранить целомудрие», «сберечь целомудрие». Но пока, из всего того, что я сейчас слышал от Вас — в частности, историю про Марию Египетскую, про тех людей, с которыми Вам довелось общаться — я понимаю, что целомудрие можно не только сохранить ( и, вообще, можно ли его сохранить, потому, что целомудрие — это путь, по которому люди идут ), сколько приобрести?

Правильно ли я Вас понял? Целомудрие не сохраняется, но — приобретается.

О.Александр:

— Ну... целомудрие, в определённой степени, сохраняется, когда ты не пошёл впадать «во все тяжкие»...

А.Ананьев:

— Секунду... а младенец рождается целомудренным? Или, для того, чтобы быть, или стать, целомудренным нужно приобрести, собственно, ту мудрость, которая является частью этого определения?

О.Александр:

— Вы знаете, мне недавно девочка молоденькая... ну... девушка сказала: «Вот, у меня было письмо, которое я писала к своему однокласснику. И вот, оно мне попалось, спустя несколько лет, — уже она заканчивает ВУЗ, — и мне захотелось плакать — до чего я была, вот эти четыре года назад, более чистым человеком, более целомудренным!» Но она, эта девушка — она целомудренная девушка, она в тяжкие грехи не впадает, но, тем не менее.

Потому, что о нецеломудрии мы, почему-то, всегда говорим, что это вот именно непосредственное... какое-то... физиологический грех. То есть, вот — двое согрешили. Человек может быть нецеломудренным, и мне такие люди попадались в жизни — архинецеломудренные девушки, которые были, физиологически, девицами.

А.Митрофанова:

— Ну, то есть, формально они... с ними всё в порядке...

О.Александр:

— Да, формально... но сознание их было — страшное, страшно нецеломудренное, очень страшно нецеломудренное.

И, конечно, естественно, когда... в силу... там... замужества их, этот физиологический момент уходил из жизни, они потом и мужьям изменяли вовсю — направо и налево — потому, что их уже ничего не держало. Вот, как-то их, внутренне, держал вот этот момент, чисто физиологический, а когда он уходил, естественным путём — женщина вышла замуж — там уже можно было всё.

Поэтому, целомудрие — это не состояние, чисто физиологическое, тела, это состояние, прежде всего, духовное, состояние сознания — как и Вы тоже об этом говорили.

И поэтому, можно быть девицей, и быть нецеломудренным человеком, и можно быть... ну... скажем... бывшей женщиной лёгкого поведения, которая достигла высоких степеней целомудрия.

А.Ананьев:

— Вот, я сейчас слушаю Вас, и понимаю одну, очень важную, вещь: со словом «целомудрие» у нас, в первую очередь, в сознании связана женщина.

А.Митрофанова:

— Я, кстати, тоже хотела об этом спросить...

А.Ананьев:

— Мужчина — как-то... такое впечатление, что вообще не имеет к этому никакого отношения.

А.Митрофанова:

— А почему?

А.Ананьев:

— Почему?

А.Митрофанова:

— А это, действительно, так. Да, когда говорят о целомудрии, имеют в виду, прежде всего, женщину!

Я сейчас даже, когда готовилась к нашей программе, пролистала несколько сайтов, посмотрела... по правде сказать, только блаженный Августин, во второй части своего «О Сусанне и целомудрии», начинает там речь о мужчинах, а все остальные пишут — про женщин!

А.Ананьев:

— Да, и если представить себе...

А.Митрофанова:

— Современные авторы... там... прости, я просто... чтобы... для богатства картины, для полноты палитры... Там, на сайте, посвящённом йоге, размышляют о целомудрии...

А.Ананьев:

— Господи, а туда-то ты как попала?

А.Митрофанова:

— Я готовилась к программе — я же журналист, я, если копаю, то — копаю... Ну, извини...

А.Ананьев:

— Как-то нецеломудренно, с твоей стороны...

А.Митрофанова:

— Да, ладно...

А.Ананьев:

— ... посещать такие сайты!

А.Митрофанова:

— Так, вот — понимаете? Там — тоже, там — про женщин! Везде — про женщин.

То есть, и ресурсы, которые напрямую связаны с... ну... попыткой христианского, или, там... более узко — православного осмысления, и очень далёкие от этого, применительно к целомудрию, пишут о женщине.

О.Александр:

— Вы знаете... ну... например, если почитать «Лествицу», там пишут только о мужчинах, и...

А.Митрофанова:

— Но там, вообще — только о мужчинах...

О.Александр:

— ... ну, да... там — поскольку, монахи. Монах писал для монахов.

А.Митрофанова:

— Да.

О.Александр:

— Поэтому, конечно, там женщины играют роль определённую — как... там... источник соблазна для монаха, и так далее — но целомудрие имеется в виду просто монашеское — мужское, для монахов-мужчин.

Вы знаете... почему — так? Почему во всех странах, во всех, практически, религиях — ну, традиционных, я имею в виду, исторических, я не беру... там... современную ситуацию — всегда женское целомудрие ценилось на порядок выше, чем мужское? Если... так... условно сказать.

А.Ананьев:

— В смысле — оно реже встречается?

О.Александр:

— Нет. Оно считалось более ценным.

Потому, что... понимаете, вот... когда мужчина изменяет в браке, брак ещё как-то держится, но, конечно, это... плохо очень. Но, как-то вот, за счёт жены, более целомудренной, за счёт того, что она...

А.Митрофанова:

— За счёт её подвига... да...

О.Александр:

— ... да, её подвига... с детишками... и дети как-то воспитываются, и так далее.

Но когда изменяет жена, становится... такой... женщиной блудного поведения... ну... я не знаю... все браки распадаются.

А.Митрофанова:

— А, знаете, какое интересное замечание я нашла на таким вот сайте, посвящённом, как раз, восточным практикам? Ну, таким... пограничным, между телесными и духовными.

Там есть такая, очень интересная, штука — они же говорят всё время про энергии и энергетику. Мне было бы интересно, отец Александр, узнать Ваш взгляд, Вашу оценку такой позиции, что женская энергетика такова, она настолько сильна, что «она может мужскую энергетику направить как в хорошее русло, так и в плохое русло, в зависимости от того, куда устремлён вектор самой этой женщины, её энергетики». И именно поэтому она за своё состояние — в ответе в два раза... даже... сильней.

Вот... я как-то... знаете, так... с одной стороны... стрёмно ( простите за незнакомое слово ), а, с другой стороны, есть же в это какое-то тоже рациональное зерно — по поводу того, как может повлиять состояние женщины на её мужчину.

О.Александр:

— Вы знаете, вот такая же цитата есть у Григория Богослова, святителя, Вселенского учителя. Вот, примерно, такая же — ну, по смыслу. Он говорит, что женщина всегда может направить мужчину в то или иное русло — примерно так же звучит, как Вы и процитировали. Потому, что это — факт.

А.Митрофанова:

— Медицинский?

О.Александр:

— Да... жизненный. Это — факт. Действительно, женщина — она может быть, как... облагораживающее оказывать влияние, так и... ну... наоборот, разрушающее.

И, например, у старцев можно встретить такое высказывание: «Мир в семье — от жены». Не от мужа — от жены.

А.Митрофанова:

— А можно тогда сразу вопрос от женщины? Я думаю, что сейчас многие этим вопросом задаются: а как себя протестировать? Что я несу в свою семью, своему мужу, детям — мир или разрушение? Как это понять?

О.Александр:

— Так... если скандалы, если нет понимания...

А.Ананьев:

— Секунду... Вы сейчас за скандалы возлагаете всю ответственность на женщину в семье?

О.Александр:

— Вы знаете... умная женщина, даже с мужчиной проблемным, может, во многом, скандалов избегать.

А.Ананьев:

— Если она умная, то что тогда проблемный мужчина делает рядом?...

О.Александр:

— А женщина, более... дело в том, что женщина — более тонкий психолог, в среднем, конечно. Я не говорю... там... о таких инженерах человеческих душ, как Достоевский, там... и так далее. А вот — средний мужчина и средняя женщина.

Она, в среднем, более тонкий психолог. Она более психологически сильная, чем мужчина. Поэтому, на ней лежит особая ответственность. Женщина слабее физически, но, кстати, часто бывает более выносливая — чисто... вот... именно, когда чистая выносливость — не физическая выносливость... психологическая выносливость, скажем так. И она, в этом смысле, более сильный человек, чем мужчина. Психологически.

Поэтому, не может быть никакого принижения, в этом смысле, женского пола. На ней тоже, такая же, лежит ответственность — не меньшая — как и на мужчине.

Единственное, что, конечно, женщина, во многом, ориентируется на мужчину. И современная пропаганда нецеломудрия женщины, которая присутствует в нашей жизни, к сожалению — она выходит, в основном, истекает от мужчин, не от женщины.

Конечно, сейчас они... там... есть эти феминистки, там... и так далее, но, если посмотреть исторически, всё-таки, пропаганда нецеломудренного образа жизни исходит от мужчины. И женщины, в этом смысле, подстраиваются под наше мнение. Но... конечно, им это делать, ни в коем случае, нельзя, если они хотят, чтобы у них была семья — хоть какая.

А.Митрофанова:

— А вот об этом хочется отдельно поговорить... Я не знаю, Саша, как... ты поддержишь или нет моё желание развернуть эту тему в следующей части нашего разговора... а есть ли шансы у женщины, которая скромна и сдержана, вообще, как-то заявить о себе в мире, чтобы её мужчина — увидел?

То есть, иными словами, целомудрие и создание семьи — совместимы или нет? В XXI веке.

А.Ананьев:

— Вот, как раз, об этом я и предлагаю поговорить ровно через минуту.

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

— И мы вновь возвращаемся в студию радио «Вера» за семейный стол.

Ведущие — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Александр Ананьев...

А.Ананьев:

— ... продолжают расспрашивать дорогого собеседника — настоятеля храма Трёх Святителей в Раменках, отца десятерых детей, прекрасного мудрого собеседника — протоиерея Александра Никольского о том, что такое целомудрие, как его добиться, или — как его сохранить. Или — к чему целомудрие может привести современного человека — не будем говорить «девушку», хотя, в первую очередь, видимо, так и получается — имеем в виду девушку — в XXI веке.

Не раз нам с Аллой встречались на нашем жизненном пути девушки, которые полностью попадали под определение «целомудренная». Они делают всё правильно, они мыслят правильно, у них сияют глаза — они целомудренны. И при этом — глубоко несчастны. В их глазах читается страх и отчаяние, а, иной раз, они и произносят это, они говорят это: «Мне страшно, я в отчаянии! Неужели я останусь целомудренной, и вот такой вот всей чудесной, до конца жизни, и, под конец, заведу восемь...»

...

А.Митрофанова:

— ... «не выйду замуж» — имеется в виду, да.

А.Ананьев:

— ... да не только, не только! Ограничивая себя во многом — а именно в этом они видят путь сохранения целомудренности — они выстраивают всё более толстую и высокую стену между собой и реальной жизнью — жизнью, которая, как верно заметил отец Александр, снова и снова, всё более отчётливо диктует женщине, да и мужчине, о том, что «сохранять целомудрие не надо, и мы сейчас покажем, как это сделать!»

О.Александр:

— Даже я бы так сказал... как ни странно звучит, сохранять целомудрие — это грех... вот — да...

А.Ананьев:

— В современном... таком... понятии.

А.Митрофанова:

— Да, так про это...

О.Александр:

— Потому, что это — некое зло...

А.Ананьев:

— Это — не тренд...

О.Александр:

— Да, это — зло, это — страшно, это просто... то, что человека калечит. Целомудренный человек — это, значит, человек покалеченный.

А.Митрофанова:

— Я, просто... со стороны женщин если заходить, я могу озвучить, какой там есть страх. Вот... понятно, что, наверное, не только то, что «я никогда не выйду замуж», но и это тоже, что «я останусь, в итоге, старой девой, будет у меня восемь котов, — как Саша говорит, — будут у меня любимые котики, и — всё!»

А.Ананьев:

— «А к 42-м я серьёзно задумаюсь, не пойти ли в монахини».

А.Митрофанова:

— Ну, может быть, это, кстати... почему... это тоже — путь, но дело не в этом. Дело в том, что если её очень хочется...

А.Ананьев:

— Не из радости, а от отчаяния.

А.Митрофанова:

— Да... а от отчаяния — потому, что ей, на самом деле, хотелось выйти замуж. Но вот именно её отношение к себе — вот, такое... ну, как сказать... вот это — в её понимании — целомудрие мешало ей это сделать.

О.Александр:

— Вы знаете, я немножко сейчас утешу таких девушек — хоть немножко.

Я, в своё время, лет 8-10 назад, преподавал в колледже, где будущие повара учились. И там были дети из таких... ну... семей, социально невысокого статуса. Ну, и...

А.Митрофанова:

— А Вы там что преподавали?

О.Александр:

— Ну... был разговор о Боге.

А.Митрофанова:

— А, то есть, приглашали просто священника...

О.Александр:

— Да, да...

А.Митрофанова:

— ... чтобы для желающих...

О.Александр:

— ... я там регулярно, раз в неделю, это делал. И... просто... они один раз меня пригласили, другой раз, потом у них стала дисциплина улучшаться...

А.Митрофанова:

— А-а... то есть, они заметили, что — работает!

О.Александр:

— ... да, да... какие-то правонарушения... да, да... что работает, и они стали...

А.Ананьев:

— Тяжело, вообще, работать с такой неподготовленной аудиторией?

О.Александр:

— Ну... я всю жизнь с ней работаю. Вы знаете, с этими девочками-мальчиками легче работать, чем вот... я, например, работал на факультете психологии, со студентами. Вот с ними — тяжелее.

Так вот... как-то у них там — пополам, даже мальчиков — чуть больше. Ну, как... будущие повара... как-то это вот... И вот, в одном классе были несколько девочек — они пошли... что-то там... куда-то их вызвали с урока — что-то они там должны были сделать. Осталось 8 или 10 мальчиков. Ну, им лет было, наверное, по 18-19, как-то вот так вот — совсем уже взрослые люди.

Я спросил:

— Мальчики, вот — девочек нету, поднимите руки, кто из вас хочет жениться на девственнице?

Подняло — 100% этих мальчиков.

Ну, и я дальше сделал такой... для мальчиков, может быть, даже... несколько нехороший поступок. Когда вернулись эти 4 девочки, я их сдал — мальчиков. Я говорю:

— А вы знаете, девочки... тут у нас мальчишник такой был, и вот — мальчики хотят жениться все на девственницах.

Было гробовое молчание в классе, и самая такая девчёнка... самая такая красивая, разбитная такая — вот, прям, знаете... хозяйка жизни, вдруг как заорёт на весь класс... прям, почти завизжала: «Нет! Они врут!» Ну, я говорю: «Да, они вам врут. В определённый момент. А думают они — вот так».

А.Митрофанова:

— А что же делать? Я понимаю девчёнку, с её вот этой реакцией. Потому, что... как сказать... ей же... нам всем хочется любить и быть любимыми. Мы в подростковом возрасте понимаем это очень по-своему. И счастливы те, кто проходят по этому минному полю... ну... как-то вот... паря над землёй, но, чаще всего, в XXI веке подростки... ну... «подрываются». И, действительно, эти парни могут за глаза говорить одно, а в глаза-то транслировать — совсем другое. Понимаете?

О.Александр:

— Конечно. А почему они транслируют...

А.Митрофанова:

— А девушкам тогда что делать?

О.Александр:

— Почему они транслируют в глаза девушкам совсем другое, нежели, чем думают? Я не думаю, что они меня обманули. У нас с ними были... такие... достаточно...

А.Митрофанова:

— ... доверительные отношения... нет, вряд ли, конечно...

О.Александр:

— ... доверительные отношения, и не было... у нас не было... я не ставил оценок... просто — случайные приходы, которые... ну, регулярные, в смысле, но они для них... вот, если они... там... что-то другое будут делать — это на их успеваемости, аттестате — никак не отразится. У нас просто был разговор о жизни. Даже не было такой... регулярного «Закона Божьего», а просто я брал какую-то тему — по-моему, тогда даже и была тема, как раз, «Целомудрие», в тот раз — и с ними пытался... пытался что-то объяснить.

Так, вот... понимаете, они говорят этим девушкам — другое, прямо противоположное, из-за того, что ими руководит грех. То, что называется — похоть. Они хотят удовлетворить похоть свою. И именно похоть их заставляет делать то, что они, на самом деле, не думают. Это — просто текущий момент. Своровать!

А.Митрофанова:

— Знаете, можно я с другой стороны подойду к этой теме?

Под целомудрием подразумевалось — во всяком случае, раньше... вот... пока были Институты благородных девиц, и прочая, некий идеал женский — он включал в себя ещё и скромность. Скромность какую-то, сдержанность такую... ну... и так далее. То есть, женщин...

А.Ананьев:

— Да-да-да, я помню те времена, когда женскую лодыжку увидеть было просто невозможно. И, вот, девушка в таком платье, как Вы, Алла Сергеевна, выглядела бы крайне нецеломудренно.

О.Александр:

— Да... и, в то же время, в те времена были такие декольте...

А.Митрофанова:

— Кстати говоря!

О.Александр:

— ... что, даже и сейчас, не всегда и не каждая девушка решится в таком платье выйти.

А.Ананьев:

— Ох, не травите душу, отец Александр!

А.Митрофанова:

— А насчёт ножек... именно поэтому заблуждался Александр Сергеевич Пушкин, когда писал, что едва ли в России вы найдёте три пары стройных женских ног. Неправда! Гораздо больше. Есть и... в общем... ну... это — детали.

Я — к чему? Вот, понимаете... ведь, для того, чтобы женщина, или девушка, которая хотела бы счастливых отношений со своим мужем, семью — вот, найти того самого, единственного, она же должна каким-то образом — сегодня, в XXI веке... да, то есть, она... понятно — она может сидеть на печке ( есть такая поговорка, что жених и на печке найдёт ), но сколько сейчас таких примеров, когда сидит она на печке — и ничего не происходит.

А происходит — у кого? Происходит у тех, кто, может быть, кстати, даже и не теряя вот этой внутренней цельности, всё-таки, выходит в большой мир, и, каким-то образом, заявляет о себе.

А.Ананьев:

— Это называется — эксплуатировать сексуальную агрессию.

А.Митрофанова:

— Нет, нет... то есть, есть какие-то... я не знаю... то ли есть какие-то... вот это сейчас есть — навыки самопрезентации, есть такое определение. То есть, женщина, каким-то образом... она не обязательно заявляет о себе декольте, она может быть в водолазке — как мы знаем, водолазка — это тоже работает, и, причём, похлеще, чем декольте порой...

Дело не в том, как она выглядит — она может быть очень целомудренна и... как это сказать... сдержанно одета, но с большим вкусом. Но она — заявляет о себе. И вот, как это... где проходит граница между скромностью и вот такой возможностью показать себя, я, для себя, не очень понимаю.

О.Александр:

— Вы знаете, конечно, то, что было в прошлых веках — ну, это, в основном, касалось высших классов... потому, что... ну... крестьянок — они чего... они работали, вместе с мужчинами, с маленького возраста и до старости, и с мужем своим...

А.Митрофанова:

— Там-то, как раз, надо было себя проявить именно как хозяйку...

О.Александр:

— Да, там... попробуй там... не приготовь, не убери, не скоси, не сожни, там... и так далее! То есть, они-то, как раз, должны были о себе заявить. Потому, что, если они не заявят, их никто замуж не возьмёт!

А.Митрофанова:

— А ещё надо, чтоб глаз горел, ещё она петь должна, и плясать должна, и всё на свете...

О.Александр:

— Ну... да, да, да... там были хороводы, и всё такое.

Вот. Это больше высших классов касалось, когда жена — в женской половине, с дочерями своими вот... это — только высших классов. То есть, небольшого процента населения, на самом деле.

Поэтому... женщина может о себе заявить. Просто, как она... нецеломудрием, возбуждением похоти в другом... противоположном поле... в мужчинах, или — каким-то другим способом?

А.Митрофанова:

— Вот, мне нравится определение... ну... не то, что определение даже, а понятие — «шарм». И, с моей точки зрения, между целомудрием ( то есть, цельностью личности ) и вот этим самым шармом — нет никакого противоречия.

О.Александр:

— Знаете, мы сейчас немножко ушли... чуть-чуть... в утилитарную плоскость...

А.Митрофанова:

— А это неизбежно, извините...

О.Александр:

— Да, да, неизбежно... но — давайте, посмотрим.

Вот, это — девушка, она вышла в мир, заявила себя по-современному... ну... то есть, она познакомилась с мужчиной, очень быстро с ним начала интимные отношения... там... через какое-то количество встреч — одна, две, три... пять... десять... ну, в общем, достаточно быстро. Потом думает, что он потихоньку к ней привыкнет, она его очарует, он уже не сможет без неё жить, и она за него выйдет замуж.

А.Митрофанова:

— Но он к ней теряет интерес, к этому времени.

О.Александр:

— Да. Так, вот... интересного-то... что показывает практика жизни? Мы сколько угодно можем строить теорий интересных — социальных, политических, экономических, там... духовных, например... но — теория любая проверяется практикой. Какая практика жизни? Как у этих девушек в жизни получается, в конечном счёте? Конец — делу венец.

Распад брака. Распад брака!

А.Ананьев:

— Маленький факт. В США, в Питтсбурге, специалисты из Penn State University изучили семейную жизнь около полутора тысяч американских пар. Выяснилось, что пары, жившие вместе до брака, в 2 раза чаще переживают развод. Коротко — о пользе целомудрия.

О.Александр:

— Да. Дело в том, что человеку, который нецеломудрен... вот, мы с вами говорим о целомудрии, а что такое — целомудрие?

Ну... мы определили, что это свобода от греха — но это, такой, немножко отрицательный момент...

А.Ананьев:

— Не свобода, а любовь к свободе от греха...

О.Александр:

— Да... вот... а положительная-то сторона целомудрия — какая?

А.Митрофанова:

— Ну... целостность...

О.Александр:

— Любовь!

А.Митрофанова:

— Любовь, да...

О.Александр:

— Любовь! Человек целомудренный способен на любовь. Человек нецеломудренный на любовь не способен. Он способен на страсть — увлечься... так сказать... вот этот вихрь страсти, вот это всё... но... страсть, как всё естественное — тем более, это с грехом связано — она кончается. Потому, что начинается, например, другая страсть.

Поэтому, я иногда девушкам говорю, которые воцерковляются только — современным девушкам, которые... так сказать... по-современному себя ведут, но, всё-таки, вот, они увидели Бога и пришли в Церковь — я говорю: «Вот, ты кого хочешь поймать себе в мужья? — ну... так... если грубо сказать, — Хорошего человека, или человека, который будет тебе изменять в день свадьбы ( бывает и такое )? Кого ты хочешь... вот... заручить к себе? Если целомудренного человека, то как ты с ним... если он — человек целомудренный, и ты с ним будешь вести себя нецеломудренно, ты этим его испугаешь, и он тебя в жёны не возьмёт».

А.Митрофанова:

— Ну... то есть... что ты транслируешь в мир, то мир тебе, в итоге, и...

О.Александр:

— Ну, да! Естественно. Если ты транслируешь нецеломудрие, на тебя... ну, если так, совсем грубо, сказать — клюнет человек нецеломудренный. Вот, это такая женщина... лёгкая... с ней легко вот сейчас можно завести какие-то отношения... Но этот человек будет — нецеломудренный, и он тебя, при первой возможности, может бросить — чтобы завести другие отношения. С другой нецеломудренной женщиной.

А.Митрофанова:

— А можно... простите... я всё в утилитарную плоскость перевожу, но вот... к вам, мужчинам, вопрос.

Отец Александр, может быть, даже не столько... ну... всё-таки, Вы — священник, и Вам здесь практика жизни, может быть... не очень эта знакома сторона.

Но, вот... Саша, у тебя много друзей среди мужчин... там... 35+, условно говоря. На скромную женщину, которая сдержанно себя ведёт, обращают ли внимание? И, если обращают, то — почему? Или, всё-таки, проходят мимо?

А.Ананьев:

— Если это вопрос, то, вероятнее всего, правильным ответом был бы: скромная женщина не обратит на себя внимание... людей, проходящих мимо. И, по-моему, в этом нет ничего плохого.

О.Александр:

— Пусть мимо идут.

А.Ананьев:

— Пусть мимо идут, действительно!

А.Митрофанова:

— Так, они так все... всю жизнь и идут все мимо... А она всё ждёт и ждёт, надеется и надеется.

О.Александр:

— Вы знаете, всё-таки... как-то вот... у нас, всё-таки, с вами передача на церковном радио, так сказать, у нас тут не чистая психология. Поэтому, не будем упускать, что Бог есть.

А.Митрофанова:

— Да я понимаю, отец Александр! Я просто столько знаю вот таких женщин, которым уже 45, которым уже — к 50-ти, и они всю жизнь так хотели, чтобы их кто-то заметил. А все проходили мимо.

О.Александр:

— Но я знаю много женщин, которые и внешними-то данными не обладали — так скажем, ниже среднего, и вели себя достаточно целомудренно... то есть, у них совсем, как бы, шансов не было, с этой точки зрения, и они сейчас — счастливые матери, жёны, и всё такое...

А.Ананьев:

— А я, при этом, знаю немало женщин, которых очень часто замечали, и которые сейчас абсолютно несчастливы, потому, что замечали всё вечно какие-то...

О.Александр:

— Да, им тоже 45 лет, и они тоже — свободные женщины, у них тоже нету мужа, и часто — нету детей.

А.Митрофанова:

— Так, что должно быть тогда, что позволит эту женщину заметить тому единственному человеку, которого... может быть... Господь к ней и ведёт? Что у неё, там... глаза должны гореть, или — это счастливый случай, и прочая?

Я... просто... я-то — сторонница позиции, что надо брать свою жизнь в свои руки, и жить её.

О.Александр:

— Конечно, я с Вами согласен! Дело в том, что... эта женщина должна быть целомудренная, но целомудренная не в том смысле, что она... там...

А.Митрофанова:

— И глаза — в пол...

О.Александр:

— ... забилась в угол, закрылась там мешковиной, или какой-нибудь паранджой, и... так сказать... при виде мужчины падает в обморок, и под этой мешковиной тихо бьётся... от ужаса.

Нет, конечно! Это... такие женщины — это у них, значит, комплекс неполноценности, это женщины такие... ну... с проблемами личностного развития.

А просто надо быть целомудренной женщиной. Но это не мешает тому, что женщина может быть, при этом, умной, и Бог может её наградить красотою внешней, телесной. И, естественно, она будет иметь яркое поведение.

Знаете, мне... вот... ярких женщин, с яркой красотою внешней, которую даже трудно скрыть, даже если она там...

А.Митрофанова:

— ... картофельный мешок на себя наденет!

О.Александр:

— Ну... ну... картофельный мешок она на себя не наденет, но даже если она не будет сильно ухищряться, всё равно, её... там... как-то... разглядят. Вот, у этих женщин больше проблем, чем у женщин с более средними данными, усреднёнными. Почему? Потому, что на неё больше обращают внимания, телу её, и люди, не всегда с чистыми намерениями, не всегда — хорошие люди.

И, поэтому, если... вот, почему эти женщины наши, практически, девушки... там... 30-40 лет — несчастные? Дело в том, что они не доверяют Богу. У них не хватает веры в Бога.

Всё-таки, когда мы говорим о целомудрии, и о любой другой добродетели, нельзя опускать, что есть Бог.

Если б Бог захотел, чтобы ты шёл этим путём — женатым, замужем, неженатым, незамужем — ты должен Богу доверять. И Он тебя приведёт к счастливой жизни — либо замужем, либо незамужем, либо женатым, либо неженатым. Вот, без веры в Бога — тут никак не получится. Чисто, основываясь на наших каких-то личностных... там... качествах, развитии, и так далее.

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

— Мы продолжаем разговор о целомудрии в рамках «Семейного часа» на радио «Вера».

Хотел я вам сейчас, отец Александр, задать немножко другой вопрос, но Вы меня сейчас... прямо так... как-то так... серьёзно озадачили.

Вы хотите сказать, что без веры целомудрие невозможно?

О.Александр:

— Настоящее целомудрие — невозможно.

А.Ананьев:

— Вот, как... Почему? Почему нельзя стремиться быть хорошим, состоявшимся, не делать плохого, делать хорошее?

О.Александр:

— Потому, что с грехом ты без Бога справиться не можешь. По определению. Любовь ты без Бога приобрести тоже не можешь. Как бы... и в положительном, и в отрицательном плане — без Бога не получится.

А вот когда ты с Богом — вот, тогда у тебя всё получится.

Вот, кстати говоря, в той же самой «Лествице» — просто недавно её читал, поэтому цитирую обильно...

А.Митрофанова:

— Да, на наше счастье...

О.Александр:

— ... да... и там вот написано, что, если человек каким-нибудь... трудовым подвигом пытается справиться с нецеломудрием, он связывает слабыми верёвками беса блуда — там такие выражения. Если он всенощным бдением пытается это сделать, то он... некими... оковами железными уже его связывает. Если он смирением... и там ещё, в другом месте — некими откровениями Божиими, прозрениями духовными, то он закапывает этого беса в песок. То есть, хоронит. То есть, просто эта проблема становится полностью решённой.

Другой момент — опять же оттуда. Если человек... почему человек — нецеломудрен? Потому, что он ищет любви — но не там. И вот, если он будет искать любовь там, где надо — то есть, у Бога — Бог ему эту любовь даст, и он будет удовлетворён тем, что ему Бог даст. Это будет намного больше, чем просто семейная жизнь.

Конечно, для людей, у которых нет семьи — для них семейная жизнь является неким... ну... целью, и чем-то таким, знаете... Царством Божиим на земле. Недостижимым, может быть, для них, на данный момент. Но те люди, которые имеют семейную жизнь, но не всегда удачную, они говорят: «Да, вот... везёт же некоторым! Вот, у них нету семейной жизни, которая у меня есть!» — многие писатели об этом ещё шутили.

Так, вот... и у тех, и у других... почему, у одних, значит... они несчастны потому, что у них нет семейной жизни, а другие несчастны потому, что у них есть семейная жизнь... потому, что и у тех, и у других — не хватает Бога, отношений с Богом.

Если будут отношения с Богом, то... я знаю массу женщин — даже не монахинь — которые живут, как монахини. Современные женщины, современных специальностей всевозможных, и они — счастливые женщины. Насколько это возможно быть в нашем греховном мире, конечно.

А.Ананьев:

— В продолжение разговора о том, что такое целомудрие, как воспитать детей в целомудрии, и как себя — что очень важно — воспитать в целомудрии...

А.Митрофанова:

— ... и что такое целомудрие в семейной жизни...

А.Ананьев:

— ... и что такое целомудрие в семейной жизни, абсолютно верно, я очень благодарен Вам, отец Александр, за то, что Вы, в очередной раз вспомнили Иоанна Лествичника, автора шедевра аскетической прозы.

Часто целомудрие — вот, по крайней мере, я — приравнивается к воздержанию. Целомудрие — значит не делать чего-то, не смотреть куда-то, не есть чего-то, не позволять себе чего-то.

Уместен ли знак равенства между целомудрием и воздержанием?

О.Александр:

— Конечно, нет. Это вытекает из всех наших предыдущих слов, которые мы сегодня уже произнесли.

Что такое целомудрие? Это... можно так сказать — это определённая степень единства с Богом. А это уже — положительная вещь.

Вот, то, что мы не должны делать — это мы не должны делать грех, который разрушает наши отношения с Богом, и нас самих — что вещи тождественные, на самом деле.

Поэтому, если мы что-то не делаем... вот, мы, допустим, не совершаем блудных поступков в нашей жизни, не блудим. Это не значит, что мы будем — счастливые люди. Мы можем быть очень несчастливыми людьми, субъективно — даже более несчастливыми, чем блудницы. Потому, что они хоть блудом живут, а нам — вообще нечем жить.

А вот, когда мы живём любовью — даже пусть не в религиозном аспекте. А, допустим, я знаю людей, которые в советское время — им в церковь тогда ходить особенно было даже и некуда — они жили любовью к людям. И они были — счастливые люди. Понимаете? То есть, всё-таки у нас цель — это любовь.

А.Митрофанова:

— То есть, важно задать ещё себе вопрос — а живёшь ты, или не живёшь? То есть, не только... как это сказать...

О.Александр:

— Чем ты живёшь?

А.Митрофанова:

— Ну, да, да... чем ты живёшь... Может быть, ты, действительно, давным-давно уже... ну... фактически, мёртвый человек, но просто об этом никогда... не отдаёшь себе отчёта...

А.Ананьев:

— Да, наверное...

О.Александр:

— А что такое нецеломудренное сознание? Вдумаемся.

Человек живёт достаточно примитивными физиологическими образами. То есть, в этом смысле, он мало отличается от мыши. Он же даже не homo sapiens — человек разумный. Вот, мышь имеет такие же, примерно, ощущения, что и мы, если взять чисто такой вот... физиологический...

А.Митрофанова:

— Да... опыты на мышах... да...

О.Александр:

— Понимаете? Там — такое же млекопитающее. То есть, мы уже, у этом смысле, перестаём быть настоящими людьми, и мы своё сознание обедняем.

А.Митрофанова:

— А что человека тогда, в этом смысле, от мыши тогда отделяет? Желание быть с Богом?

О.Александр:

— Желание быть с Богом, желание по-настоящему любить, и быть по-настоящему любимым. Не просто физиологически желанным, что часто от... любовь — к этому сводится сейчас... а именно любимым. То есть, что имеется в виду?

А вот... война, рана, молодые достаточно люди — то есть, не 50 лет, а жена его не бросила. Хотя, он, как мужчина, уже не может... несостоятелен, в связи с ранами. Жена его — не бросила. Или он жену не бросил, которая раком заболела, которой тоже уже... знаете... не до сексуальных отношений.

Поэтому, вот... и каждый из нас ведь, подспудно, хочет именно такой любви-то! Чтобы... вот... мне будет плохо, не смогу дать, а меня не бросят — потому, что меня любят.

А.Ананьев:

— Последний вопрос на сегодня. Как этому научить детей?

О.Александр:

— А... вот... иметь такие отношения в семье со своей женой, или с мужем.

А.Ананьев:

— Это — единственный способ?

О.Александр:

— Это — необходимое условие, без этого — никак не получится. Вот, именно так.

А дальше, естественно, молиться Богу. Потому, что, если ты Богу будешь молиться, и будешь стараться, то Бог тебе, конечно, это даст.

То есть, то, что у нас этого нету... и у нас, конечно... мы все — люди нецеломудренные, все, без исключения — в таком... высшем смысле, даже если мы физиологически не блудим — всё равно, у нас не хватает этого сознания.

Так вот, если, допустим, человек целомудрен, он никогда не покажет ребёнку какой-то не совсем пристойный фильм. Потому, что для него это будет — противно. А человек нецеломудренного сознания — он покажет, сейчас даже мультфильмы бывают очень нецеломудренными, современные...

А.Ананьев:

— ... не задумавшись об этом...

О.Александр:

— Да... и — он покажет, и... он, этим самым, воспитает ребёнка... начнёт его воспитывать в нецеломудрии. И потом он этот спусковой крючок нажмёт — всех этих, чисто физиологических, страстей, ничем не контролируемых, и разовьёт это в своём ребёнке, а потом — за это всё получит. А что он получит-то? От ребёнка нецеломудренного, родитель, что может получить? Нелюбовь.

А.Митрофанова:

— А у Вас получается, отец Александр? Получается вот так детей воспитывать?

О.Александр:

— Ну... я, если б сказал, что у меня получается, я был бы в прелести. Конечно, у меня не получается, как я бы хотел — это повод для моих молитв и переживаний.

Кстати, вот, тоже — молитва за детей, в том числе, молитва о целомудрии — это тоже удел всех родителей, особенно современных.

А.Митрофанова:

— А когда 10 детей, как у Вас, это ж...

О.Александр:

— Ну, а какая разница?

А.Митрофанова:

— ... вообще, с колен тогда не вставать?

О.Александр:

— Ну... Вы знаете... всё-таки, Бог требует молитву, а не количество часов обязательно. Там не человеко-час... Бог, всё-таки, не нарядчица, не учётчица, там... да... которая, там: «Ага! Вот, ты столько...»...

А.Митрофанова:

— Не бюрократ.

О.Александр:

— Не бюрократ, да. Я, по моему опыту... иногда, когда человек созрел для настоящей молитвы, и он сказал — это может быть одна фраза — он сказал с тем сердцем, которое от него хочет видеть Бог. И всё происходит. Не только даже внутреннее перерождение, а даже внешние события.

Вот, я вам, по-моему, здесь, на радио, рассказывал... Когда — я за городом живу — не могли найти специалистов для моей дочки десятой, с синдромом Дауна, и... я... я к Богу прямо воззвал: «Господи! Ты мне дал такого ребёнка — дай специалистов! Мы хотим его лечить! Но... где их найти?!» — и нам стали сами звонить специалисты! Которых мы не могли найти 2 года.

А.Митрофанова:

— Ой...

А.Ананьев:

— Монахиня Нина, известная в миру как Крыгина, определила целомудрие как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

Во-первых, как Вам это определение? Потому, что целостное отношение к жизни — это значит... равное, ровное, спокойное отношение как к хорошим её проявлениям, так и к не очень хорошим? Спокойное.

О.Александр:

— Вы знаете... человек целомудренный — он мужественный. Потому, что он...

А.Ананьев:

— Вот, это интересно...

О.Александр:

— А человек нецеломудренный, он — слабый человек.

И... если человек целомудренный, он верит в Бога, уповает только на Божью помощь, он верит в Промысл Божий — поэтому, он не такой боязливый. Он не боится всевозможных лишений — он и сам готов на себя их наложить, при случае — ну... я вам, конечно, идеальную некую ситуацию рисую — и поэтому, он — более жизнеустойчивый.

И, потом, знаете... вот, часто мы — почему боимся? «А вот это... а вот это... вот это... а вот с этим...» — и тут мы... вот, как замечательно нам Алла говорила: вот, с этим я — такой, с этим — такой, с этим — такой... а потом уже — сам запутался, а какой я на самом деле. Даже и не узнаешь — какой я? Такой, такой или такой?

А тот человек — он себя не потерял. Он себя — не теряет, целомудренный человек. Он... со всеми... он — человек. Он ко всем по-человечески относится, что не мешаем ему быть гибким. С эллином — как эллин, с иудеем — как иудей. Но эта гибкость — чисто внешняя, психологическая. Это просто поиск подхода к человеку, ради, опять же, любви.

А.Ананьев:

— Тут Вы немножко опередили мой вопрос: требует ли XXI век от нас гибкости в целомудрии?

О.Александр:

— Гибкости в целомудрии быть не может. Как не может быть толерантного отношения к браку. То есть, брак — с кем? С мужчиной, мужчина-мужчина, женщина-женщина, там... ещё можно, вообще, животных приплести...

А.Ананьев:

— Не надо!

О.Александр:

— Не надо, конечно. Так вот, когда в этом смысле — гибкости быть не может. Но... целомудрие может быть гибкое. Но целомудрие — если это любовь, как мы определили, это... положительное его состояние — это любовь... человек любящий — он всегда гибок, он всегда готов на компромисс — не с грехом, но с человеком, с ситуацией. То есть, он готов где-то быть твёрдым, в принципиальных моментах, а где-то — уступить, наоборот.

Вот, у нас, в семейной жизни. Сколько я знаю, как раз, от женщин: часто мужчины — более прямолинейные, жёсткие бывают. И вот, женщины... даже когда кажется, что это — их ( ну, цвет обоев, там, какой ремонт ), они идут на компромисс. То есть, им не нравится коричневый цвет обоев и почти чёрный цвет ламината ( я конкретные случаи рассказываю ), но они идут на это — потому, что это любит муж.

А.Ананьев:

— Завершить наш часовой разговор хочется вот какими словами: «Блудный образ жизни губителен для души и спасения, тогда как жизнь целомудренная — пусть, порой, и трудная, и в чём-то скорбная — спасительная для Вечности».

С вами была Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Александр Ананьев.

Я... знаете... тут думаю, просто... по поводу этих слов, которые сейчас Александр Владимирович нам прочитали.

Мне кажется, когда внутри есть вот этот раскол — на несколько частей, на несколько проекций — от этого так больно, что вот эта боль — она гораздо сильнее, чем, может быть, какой-то видимый дискомфорт, который приходится преодолевать на пути к этому целостному состоянию.

О.Александр:

— Конечно. Дело в том, что если ты пойдёшь на гибкость, ты, всё равно, счастливый не будешь.

А.Ананьев:

— Спасибо Вам большое, отец Александр! Мы благодарим за разговор настоятеля храма Трёх Святителей в Раменках протоиерея Александра Никольского.

Всего доброго, отец Александр!

О.Александр:

— До свидания!

А.Митрофанова:

— До свидания!

А.Ананьев:

— До новых встреч!

«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем