
У нас в гостях был настоятель храма Трех святителей в Раменках, отец 10 детей протоиерей Александр Никольский.
А.Ананьев:
— Здравствуйте, друзья! В студии — Алла Митрофанова...
А.Митрофанова:
— ... Александр Ананьев.
А.Ананьев:
— И мы начинаем очередной «Семейный час» за семейным столом в студии радио «Вера».
Буквально только что, в коридоре, столкнувшись с моим сегодняшним собеседником, у нас состоялся... такой... короткий разговор.
— О чём мы сегодня говорим, Александр? — спросил меня мой собеседник, — О целомудрии?
— Да, батюшка, — ответил я.
— Непростой будет разговор, — помолчав, ответил мне мой собеседник.
Разрешите представить настоятеля храма Трёх Святителей в Раменках — счастливый отец десятерых счастливых детей, мудрый собеседник, протоиерей Александр Никольский. Добрый вечер, отец Александр!
О.Александр:
— Добрый вечер!
А.Ананьев:
— Сегодня мы, действительно, хотим поговорить о целомудрии.
А.Митрофанова:
— Разговор — как бег по минному полю...
А.Ананьев:
— Ничего подобного! Я абсолютно уверен в том, что разговор будет хоть и не простой, но лёгкий, светлый и очень полезный — в первую очередь, для меня... думаю, что и для тебя, Алла Сергеевна, да и для всех тех, кто слушает радио «Вера» сейчас.
Почему я решил поговорить сегодня именно о целомудрии?
Не так давно, наши с Аллой друзья, с которыми мы общаемся — семья потрясающая — 8 детей, мама, папа... дети — абсолютно состоявшиеся, мудрые, светлые и лёгкие, талантливые, наполненные какой-то радостью...
Я смотрел на них, и спрашивал маму:
— Мама! Скажите же мне, каким образом у вас получилось воспитать своих детей вот именно так? Это же... «то ли чудо, то ли фокус», как говорил Евгений Гришковец.
— Ничего сложного, — ответила мама, — Я воспитываю их в целомудрии.
И это был единственный секрет, на её взгляд, который позволяет воспитать детей таким образом.
То есть, если вы хотите, чтобы ваши дети были состоявшимися, счастливыми, уверенными в себе, правильно ориентированными в жизни, успешными родителями, в конце концов, сами — вам нужно воспитывать их в целомудрии.
И вот, первый вопрос я хочу вот как сформулировать, отец Александр: так ли это? Действительно ли, что единственным, известным людям, секретом воспитания правильных детей — простите мне эту формулировку — является воспитание их в целомудрии?
О.Александр:
— Да, конечно. Хотя, это слово сейчас, для современного человека, бывает тайной за семью печатями.
А.Ананьев:
— Ну, какая же это тайна? Просто девять из десяти скажут: «Целомудрие — это просто. Это — сохранение женской чистоты девушкой до брака».
О.Александр:
— Это Вы как-то... высоко цените! Я вот... мне одна женщина рассказывала, что она спрашивала у молодёжи, и там были такие вот определения, что «целомудрие — способность эффективно и много зарабатывать деньги».
А.Ананьев:
— О, как! Каким образом целомудрие привязано...
А.Митрофанова:
— Это что-то новенькое!
О.Александр:
— Ну, как... мудрость.... а, как вот... человек мудрый — он может зарабатывать деньги.
А.Митрофанова:
— А... то есть, они, всё-таки, различают...
А.Ананьев:
— Человек мудрый — зарабатывает целую кучу денег!
О.Александр:
— Целую кучу, да...
А.Ананьев:
— Поэтому, целая куча...
О.Александр:
— ... да... целковых!
А.Ананьев:
— Понятно...
О.Александр:
— Поэтому... если перейти уже от шуток к серьёзному разговору...
Кстати, Иоанн Лествичник в «Лествице», а это произведение — пик аскетики православной, определяет целомудрие как совокупность всех добродетелей. Поэтому, вот, на Ваш вопрос — это определение, наверное, в наибольшей степени, подходит.
И, конечно, это не только чистота женщин до брака. У нас — одна из самых-самых целомудренных женщин, в предании церковном, это — Мария Египетская, которая была блудницей. Притом, в очень сильной степени она блудила, и она является у нас одним из критериев чистоты. В Церкви. Это — очень целомудренная женщина. Ну, она — стала, потом, после своих подвигов определённых, аскетических.
А.Митрофанова:
— А вот — Сонечка Мармеладова? Она — целомудренная?
О.Александр:
— Вы знаете, это, всё-таки, художественное произведение... не знаю, насколько это, так сказать, совпадает с реальностью какой-то. Хотя, вполне... вообще, великие писатели — обычно, они списывали с жизни, они не придумывали сами. Поэтому, их произведения так жизненны и интересны — что это не какое-то фэнтези такое, оторванное от жизни, а это — и есть жизнь. Возможно, что он и из жизни что-то взял, не сконструировав чисто.
Вы знаете... всё-таки, я бы... если бы ко мне пришла девушка, и сказала: «Нам нечего есть. Можно, я пойду на панель?»... или даже, может быть, мать семейства, у которой дети голодают... может, это ещё как-то... сильнее будет, я бы сказал: «Дорогая, знаешь... всё-таки, ты потерпи. Всё зависит от Бога, и за целомудрие — тебе Бог подаст».
А.Митрофанова:
— А реально — подаёт?
О.Александр:
— Подаёт.
А.Митрофанова:
— А как же — с голоду люди умирают?
О.Александр:
— Вы знаете... вот, я — тюремный священник, и исповедую в тюрьме людей — и рецидивистов, и кто первый раз попал. И вот, те люди, у которых есть минимальное религиозное сознание — вот, они пришли в церковь не потому, что им просто хочется прогуляться из камеры, а потому, что у них какая-то... живая вера в Бога.
Они все говорят: «Да, батюшка... — со мной соглашаются, мы... там... беседуем какое-то время, — я попал в тюрьму за свои грехи. Может быть, я не виноват конкретно в том деле, которое мне вменяется ( ну, какой-то эпизод, уголовно наказуемый )... может быть, я в этом не виноват, но я виноват во многом другом, в том числе — в нецеломудрии».
А.Ананьев:
— Нецеломудрии?
О.Александр:
— Нецеломудрии. Ну... там... измены жене, там... и — так далее. И большинство людей именно религиозного сознания, которые не приходят к батюшке, чтобы он походатайствовал, чтобы им там что-то... в режиме какую-то ослабу сделали, а те, кто приходят каяться в грехах своих, они — либо сами это заявляют, либо соглашаются с моим этим утверждением.
Поэтому... Вы знаете, просто так Бог никого не доведёт до голодной смерти. Либо, это люди, которым уже надо уходить отсюда — они созрели — мученики, в частности, или, может быть, не такие вот уже — святой жизни — люди, но они... как бы... уже должны уйти... таким, может быть, страшным образом, но — тем не менее. Либо, это люди, которые — их грех привёл к такой жизни.
Если человек умираем от цирроза печени, после обильных возлияний спиртным — его жалко, конечно, но, с другой стороны — он сам виноват. Это... такой... внешне явный пример. А могут быть и не такие явные примеры.
Вот, я недавно исповедовал человека, который был следователем. Ему вменяется то, что он взял взятку, которую он — не брал. Так, я у него спросил: «А ты взятки-то — брал? Вообще, в жизни?» Он говорит: «Конечно, батюшка, брал... Я понимаю, что я за эти взятки, и за всё остальное — сижу».
А.Ананьев:
— Ну... это не совсем справедливо, отец Александр... Я с Вами немножко поспорю — вот, в каком смысле.
Я... даже не вспомню, где я это слышал, но я это — услышал, прочувствовал, пропустил через себя и понял, что так и есть.
Если вдруг раздастся — не дай Бог — стук в дверь, и за дверью будет стоять полицейский, который возьмёт меня за руку и отведёт меня в участок — причём, не объяснит мне, за что он меня отвёл — внутренне я буду знать, за что он меня отвёл.
У нас, у каждого, есть то, за что мы готовы быть наказанными — как мне кажется.
А.Митрофанова:
— Очень спорный тезис.
О.Александр:
— Ну... вы знаете, я не за то, чтобы не бороться с тем, чтобы наша судебная система или следственные органы работали спустя рукава и наказывали тех, кто этого не заслуживает, но, тем не менее, и волос человеческий не падает с головы без воли Божией.
Поэтому... отвечая на Ваш вопрос — просто так никогда ничего не бывает. В том числе, наши страдания.
Но я хотел, всё-таки, вернуться к нашей теме.
А.Митрофанова:
— Но это, отчасти, и наша тема тоже. Потому, что... всё-таки... если под целомудрием понимать не только воздержание от... каких-то интимных отношений, а если понимать под целомудрием то, что в это слово, действительно, заложено — то есть, это некая целостность...
А.Ананьев:
— А заложено в него — всё.
А.Митрофанова:
— ... целостность личности! Да? Вот... не расщеплённость человека на миллион разных проекций, где: тут — я один, тут — я другой, и прочая, прочая... а то, что это, всё-таки, некая целостностная личность, у которой в гармонии дух, душа и тело.
О.Александр:
— Да, совершенно верно. Но, знаете... вот, почему-то считается, что человек целомудренный — это... ну... условно говоря... монах.
Вот, он отказался от брака, от интимных отношений, вот он — целомудренный человек. А все остальные — это... ну... какие-то такие... знаете... не совсем целомудренные люди...
А.Ананьев:
— Недоцеломудренные.
О.Александр:
— Недоцеломудренные. Ну... как-то... они, вроде, да... но...
Но: вот это мнение — неправильное.
А.Митрофанова:
— Объясните, почему?
О.Александр:
— Почему?
У нас есть слова, в Священном Писании: «Брак честен, и брачное ложе нескверно». Естественно, когда апостол говорит «брачное ложе» — он не имеет в виду, конкретно, деревянную кровать, что она — нескверна. Естественно, это имеются в виду отношения между мужем и женою.
Так, вот — эти отношения нескверны.
Потом — другое высказывание. Опять же, из «Лествицы», великого монаха, аскета, Иоанна преподобного, который говорит, что... он тоже отвечает на вопрос, что... после брака, или... там... после каких-то отношений... даже, может быть, вне брака, греховных, невозможно уже целомудрие... он говорит: «А кто имеет ключи от Рая? — ну, в предании церковном древнем, ключи от Рая имеет апостол Пётр, — Тот, кто имел тёщу», — то есть, кто был женат.
Поэтому, первоверховный апостол Пётр имел тёщу, имел жену. Это — указание Священного Писания, когда Христос исцелил тёщу апостола Петра. И апостол Павел говорит, что: «Я мог бы иметь жену, — он, как раз, был... как бы... монахом, в современном смысле этого слова, — как и Кифа ( то есть, Пётр )».
Так вот, интимные отношения в браке — не являются препятствием целомудрию, абсолютно.
А.Митрофанова:
— Блаженный Августин, по-моему, тоже об этом пишет.
О.Александр:
— Да! Это абсолютно не является препятствием целомудрию! Быть женатым человеком — не является препятствием целомудрию.
Ну... на самом деле, кто создал женщину для мужчины? Бог.
А.Митрофанова:
— Явно Тот, Кто хочет, чтобы... всё было наилучшим!
О.Александр:
— «Нехорошо быть человеку одному...» И поэтому, вот это — совершенно ложное — понятие, что Церковь осуждает брак, или относится к нему... так... знаете... презрительно... есть даже каноны специальные, которые говорят, что кто относится к браку презрительно, гнушается браком, может быть даже извержен из сана священнического — если так учит, неправильно.
Так вот... Церковь не гнушается браком, и даже не гнушается интимными отношениями в браке. Я уже привёл соответствующие цитаты. Поэтому...
А что же такое — целомудрие?
А.Ананьев:
— Ну... вот, готовясь к программе, я нашёл такое определение... которое мне, кстати, тоже мало что объясняет: «Целомудрие — это цельное мудрование».
О.Александр:
— Ну, это немножко такая...
А.Ананьев:
— Или — мудрование ?
А.Митрофанова:
— Не знаю. Мне кажется, всё-таки, что это... вот... представление о личности, как о... Ну, то есть... вернее, нет... не представление о личности, а... ну... целостный человек!
О.Александр:
— Что что такое — целостный человек?
А.Митрофанова:
— А...
А.Ананьев:
— Чем целомудренный человек отличается от цельного человека?
А.Митрофанова:
— Ну, вот, для меня, цельный человек — это, во многом, человек мудрый... в смысле — целомудренный.
Цельный человек — это тот, у кого внутри есть... ну... во-первых, некая иерархия... ну, то есть, тело, условно говоря, над душой власть не берёт. Тело не может... там... если такое случается, то, всё-таки, человек умеет... имеет какие-то рычаги воздействия на себя, чтобы обуздать свои какие-то страсти. Ну, то есть, условно говоря, повинуясь рефлексу, он не ударит человека, сидящего напротив него. Или, повинуясь какому-то вот этому наплыву ярости, не... там... убьёт свою жену. Или, там, что-то ещё. То есть, у него есть некая внутренняя иерархия, он выстроил её: дух, душа и тело.
Точно так же, и душа, в проявлениях каких-то своих... там... у нас у всех есть какие-то искривления, искажения внутренние... она, всё равно... как бы... под духом.
А дух уже, каким-то образом, это всё управляет.
Вот, для меня — вот это.
И, таким образом, человек — он не проявляет себя здесь, как... там... улыбчивый... такой, знаете... Манилов, здесь — как агрессивный какой-то... ну... там... гвардеец... ну, скажем, «гвардеец кардинала» здесь ( чтобы вы не подумали чего-то другого ), тут — как тот, кто готов мести дорожку перед своим начальником, а здесь — как деспот, по отношению к жене и детям.
О.Александр:
— Ну, вот, мы дали определение целомудрия как свободы.
А.Митрофанова:
— Свободы «от»...
О.Александр:
— Свободы «от». Свободы от того, что подавляет мою личность. То есть — от греха.
Человек, свободный от греха — это человек целомудренный.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера».
В студии — Алла Митрофанова и Александр Ананьев, и мы продолжаем разговор о целомудрии с нашим собеседником, настоятелем храма Трёх Святителей в Раменках протоиереем Александром Никольским.
Вопрос вот какой. Часто говорят: «сохранить целомудрие», «сберечь целомудрие». Но пока, из всего того, что я сейчас слышал от Вас — в частности, историю про Марию Египетскую, про тех людей, с которыми Вам довелось общаться — я понимаю, что целомудрие можно не только сохранить ( и, вообще, можно ли его сохранить, потому, что целомудрие — это путь, по которому люди идут ), сколько приобрести?
Правильно ли я Вас понял? Целомудрие не сохраняется, но — приобретается.
О.Александр:
— Ну... целомудрие, в определённой степени, сохраняется, когда ты не пошёл впадать «во все тяжкие»...
А.Ананьев:
— Секунду... а младенец рождается целомудренным? Или, для того, чтобы быть, или стать, целомудренным нужно приобрести, собственно, ту мудрость, которая является частью этого определения?
О.Александр:
— Вы знаете, мне недавно девочка молоденькая... ну... девушка сказала: «Вот, у меня было письмо, которое я писала к своему однокласснику. И вот, оно мне попалось, спустя несколько лет, — уже она заканчивает ВУЗ, — и мне захотелось плакать — до чего я была, вот эти четыре года назад, более чистым человеком, более целомудренным!» Но она, эта девушка — она целомудренная девушка, она в тяжкие грехи не впадает, но, тем не менее.
Потому, что о нецеломудрии мы, почему-то, всегда говорим, что это вот именно непосредственное... какое-то... физиологический грех. То есть, вот — двое согрешили. Человек может быть нецеломудренным, и мне такие люди попадались в жизни — архинецеломудренные девушки, которые были, физиологически, девицами.
А.Митрофанова:
— Ну, то есть, формально они... с ними всё в порядке...
О.Александр:
— Да, формально... но сознание их было — страшное, страшно нецеломудренное, очень страшно нецеломудренное.
И, конечно, естественно, когда... в силу... там... замужества их, этот физиологический момент уходил из жизни, они потом и мужьям изменяли вовсю — направо и налево — потому, что их уже ничего не держало. Вот, как-то их, внутренне, держал вот этот момент, чисто физиологический, а когда он уходил, естественным путём — женщина вышла замуж — там уже можно было всё.
Поэтому, целомудрие — это не состояние, чисто физиологическое, тела, это состояние, прежде всего, духовное, состояние сознания — как и Вы тоже об этом говорили.
И поэтому, можно быть девицей, и быть нецеломудренным человеком, и можно быть... ну... скажем... бывшей женщиной лёгкого поведения, которая достигла высоких степеней целомудрия.
А.Ананьев:
— Вот, я сейчас слушаю Вас, и понимаю одну, очень важную, вещь: со словом «целомудрие» у нас, в первую очередь, в сознании связана женщина.
А.Митрофанова:
— Я, кстати, тоже хотела об этом спросить...
А.Ананьев:
— Мужчина — как-то... такое впечатление, что вообще не имеет к этому никакого отношения.
А.Митрофанова:
— А почему?
А.Ананьев:
— Почему?
А.Митрофанова:
— А это, действительно, так. Да, когда говорят о целомудрии, имеют в виду, прежде всего, женщину!
Я сейчас даже, когда готовилась к нашей программе, пролистала несколько сайтов, посмотрела... по правде сказать, только блаженный Августин, во второй части своего «О Сусанне и целомудрии», начинает там речь о мужчинах, а все остальные пишут — про женщин!
А.Ананьев:
— Да, и если представить себе...
А.Митрофанова:
— Современные авторы... там... прости, я просто... чтобы... для богатства картины, для полноты палитры... Там, на сайте, посвящённом йоге, размышляют о целомудрии...
А.Ананьев:
— Господи, а туда-то ты как попала?
А.Митрофанова:
— Я готовилась к программе — я же журналист, я, если копаю, то — копаю... Ну, извини...
А.Ананьев:
— Как-то нецеломудренно, с твоей стороны...
А.Митрофанова:
— Да, ладно...
А.Ананьев:
— ... посещать такие сайты!
А.Митрофанова:
— Так, вот — понимаете? Там — тоже, там — про женщин! Везде — про женщин.
То есть, и ресурсы, которые напрямую связаны с... ну... попыткой христианского, или, там... более узко — православного осмысления, и очень далёкие от этого, применительно к целомудрию, пишут о женщине.
О.Александр:
— Вы знаете... ну... например, если почитать «Лествицу», там пишут только о мужчинах, и...
А.Митрофанова:
— Но там, вообще — только о мужчинах...
О.Александр:
— ... ну, да... там — поскольку, монахи. Монах писал для монахов.
А.Митрофанова:
— Да.
О.Александр:
— Поэтому, конечно, там женщины играют роль определённую — как... там... источник соблазна для монаха, и так далее — но целомудрие имеется в виду просто монашеское — мужское, для монахов-мужчин.
Вы знаете... почему — так? Почему во всех странах, во всех, практически, религиях — ну, традиционных, я имею в виду, исторических, я не беру... там... современную ситуацию — всегда женское целомудрие ценилось на порядок выше, чем мужское? Если... так... условно сказать.
А.Ананьев:
— В смысле — оно реже встречается?
О.Александр:
— Нет. Оно считалось более ценным.
Потому, что... понимаете, вот... когда мужчина изменяет в браке, брак ещё как-то держится, но, конечно, это... плохо очень. Но, как-то вот, за счёт жены, более целомудренной, за счёт того, что она...
А.Митрофанова:
— За счёт её подвига... да...
О.Александр:
— ... да, её подвига... с детишками... и дети как-то воспитываются, и так далее.
Но когда изменяет жена, становится... такой... женщиной блудного поведения... ну... я не знаю... все браки распадаются.
А.Митрофанова:
— А, знаете, какое интересное замечание я нашла на таким вот сайте, посвящённом, как раз, восточным практикам? Ну, таким... пограничным, между телесными и духовными.
Там есть такая, очень интересная, штука — они же говорят всё время про энергии и энергетику. Мне было бы интересно, отец Александр, узнать Ваш взгляд, Вашу оценку такой позиции, что женская энергетика такова, она настолько сильна, что «она может мужскую энергетику направить как в хорошее русло, так и в плохое русло, в зависимости от того, куда устремлён вектор самой этой женщины, её энергетики». И именно поэтому она за своё состояние — в ответе в два раза... даже... сильней.
Вот... я как-то... знаете, так... с одной стороны... стрёмно ( простите за незнакомое слово ), а, с другой стороны, есть же в это какое-то тоже рациональное зерно — по поводу того, как может повлиять состояние женщины на её мужчину.
О.Александр:
— Вы знаете, вот такая же цитата есть у Григория Богослова, святителя, Вселенского учителя. Вот, примерно, такая же — ну, по смыслу. Он говорит, что женщина всегда может направить мужчину в то или иное русло — примерно так же звучит, как Вы и процитировали. Потому, что это — факт.
А.Митрофанова:
— Медицинский?
О.Александр:
— Да... жизненный. Это — факт. Действительно, женщина — она может быть, как... облагораживающее оказывать влияние, так и... ну... наоборот, разрушающее.
И, например, у старцев можно встретить такое высказывание: «Мир в семье — от жены». Не от мужа — от жены.
А.Митрофанова:
— А можно тогда сразу вопрос от женщины? Я думаю, что сейчас многие этим вопросом задаются: а как себя протестировать? Что я несу в свою семью, своему мужу, детям — мир или разрушение? Как это понять?
О.Александр:
— Так... если скандалы, если нет понимания...
А.Ананьев:
— Секунду... Вы сейчас за скандалы возлагаете всю ответственность на женщину в семье?
О.Александр:
— Вы знаете... умная женщина, даже с мужчиной проблемным, может, во многом, скандалов избегать.
А.Ананьев:
— Если она умная, то что тогда проблемный мужчина делает рядом?...
О.Александр:
— А женщина, более... дело в том, что женщина — более тонкий психолог, в среднем, конечно. Я не говорю... там... о таких инженерах человеческих душ, как Достоевский, там... и так далее. А вот — средний мужчина и средняя женщина.
Она, в среднем, более тонкий психолог. Она более психологически сильная, чем мужчина. Поэтому, на ней лежит особая ответственность. Женщина слабее физически, но, кстати, часто бывает более выносливая — чисто... вот... именно, когда чистая выносливость — не физическая выносливость... психологическая выносливость, скажем так. И она, в этом смысле, более сильный человек, чем мужчина. Психологически.
Поэтому, не может быть никакого принижения, в этом смысле, женского пола. На ней тоже, такая же, лежит ответственность — не меньшая — как и на мужчине.
Единственное, что, конечно, женщина, во многом, ориентируется на мужчину. И современная пропаганда нецеломудрия женщины, которая присутствует в нашей жизни, к сожалению — она выходит, в основном, истекает от мужчин, не от женщины.
Конечно, сейчас они... там... есть эти феминистки, там... и так далее, но, если посмотреть исторически, всё-таки, пропаганда нецеломудренного образа жизни исходит от мужчины. И женщины, в этом смысле, подстраиваются под наше мнение. Но... конечно, им это делать, ни в коем случае, нельзя, если они хотят, чтобы у них была семья — хоть какая.
А.Митрофанова:
— А вот об этом хочется отдельно поговорить... Я не знаю, Саша, как... ты поддержишь или нет моё желание развернуть эту тему в следующей части нашего разговора... а есть ли шансы у женщины, которая скромна и сдержана, вообще, как-то заявить о себе в мире, чтобы её мужчина — увидел?
То есть, иными словами, целомудрие и создание семьи — совместимы или нет? В XXI веке.
А.Ананьев:
— Вот, как раз, об этом я и предлагаю поговорить ровно через минуту.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— И мы вновь возвращаемся в студию радио «Вера» за семейный стол.
Ведущие — Алла Митрофанова...
А.Митрофанова:
— ... Александр Ананьев...
А.Ананьев:
— ... продолжают расспрашивать дорогого собеседника — настоятеля храма Трёх Святителей в Раменках, отца десятерых детей, прекрасного мудрого собеседника — протоиерея Александра Никольского о том, что такое целомудрие, как его добиться, или — как его сохранить. Или — к чему целомудрие может привести современного человека — не будем говорить «девушку», хотя, в первую очередь, видимо, так и получается — имеем в виду девушку — в XXI веке.
Не раз нам с Аллой встречались на нашем жизненном пути девушки, которые полностью попадали под определение «целомудренная». Они делают всё правильно, они мыслят правильно, у них сияют глаза — они целомудренны. И при этом — глубоко несчастны. В их глазах читается страх и отчаяние, а, иной раз, они и произносят это, они говорят это: «Мне страшно, я в отчаянии! Неужели я останусь целомудренной, и вот такой вот всей чудесной, до конца жизни, и, под конец, заведу восемь...»
...
А.Митрофанова:
— ... «не выйду замуж» — имеется в виду, да.
А.Ананьев:
— ... да не только, не только! Ограничивая себя во многом — а именно в этом они видят путь сохранения целомудренности — они выстраивают всё более толстую и высокую стену между собой и реальной жизнью — жизнью, которая, как верно заметил отец Александр, снова и снова, всё более отчётливо диктует женщине, да и мужчине, о том, что «сохранять целомудрие не надо, и мы сейчас покажем, как это сделать!»
О.Александр:
— Даже я бы так сказал... как ни странно звучит, сохранять целомудрие — это грех... вот — да...
А.Ананьев:
— В современном... таком... понятии.
А.Митрофанова:
— Да, так про это...
О.Александр:
— Потому, что это — некое зло...
А.Ананьев:
— Это — не тренд...
О.Александр:
— Да, это — зло, это — страшно, это просто... то, что человека калечит. Целомудренный человек — это, значит, человек покалеченный.
А.Митрофанова:
— Я, просто... со стороны женщин если заходить, я могу озвучить, какой там есть страх. Вот... понятно, что, наверное, не только то, что «я никогда не выйду замуж», но и это тоже, что «я останусь, в итоге, старой девой, будет у меня восемь котов, — как Саша говорит, — будут у меня любимые котики, и — всё!»
А.Ананьев:
— «А к 42-м я серьёзно задумаюсь, не пойти ли в монахини».
А.Митрофанова:
— Ну, может быть, это, кстати... почему... это тоже — путь, но дело не в этом. Дело в том, что если её очень хочется...
А.Ананьев:
— Не из радости, а от отчаяния.
А.Митрофанова:
— Да... а от отчаяния — потому, что ей, на самом деле, хотелось выйти замуж. Но вот именно её отношение к себе — вот, такое... ну, как сказать... вот это — в её понимании — целомудрие мешало ей это сделать.
О.Александр:
— Вы знаете, я немножко сейчас утешу таких девушек — хоть немножко.
Я, в своё время, лет 8-10 назад, преподавал в колледже, где будущие повара учились. И там были дети из таких... ну... семей, социально невысокого статуса. Ну, и...
А.Митрофанова:
— А Вы там что преподавали?
О.Александр:
— Ну... был разговор о Боге.
А.Митрофанова:
— А, то есть, приглашали просто священника...
О.Александр:
— Да, да...
А.Митрофанова:
— ... чтобы для желающих...
О.Александр:
— ... я там регулярно, раз в неделю, это делал. И... просто... они один раз меня пригласили, другой раз, потом у них стала дисциплина улучшаться...
А.Митрофанова:
— А-а... то есть, они заметили, что — работает!
О.Александр:
— ... да, да... какие-то правонарушения... да, да... что работает, и они стали...
А.Ананьев:
— Тяжело, вообще, работать с такой неподготовленной аудиторией?
О.Александр:
— Ну... я всю жизнь с ней работаю. Вы знаете, с этими девочками-мальчиками легче работать, чем вот... я, например, работал на факультете психологии, со студентами. Вот с ними — тяжелее.
Так вот... как-то у них там — пополам, даже мальчиков — чуть больше. Ну, как... будущие повара... как-то это вот... И вот, в одном классе были несколько девочек — они пошли... что-то там... куда-то их вызвали с урока — что-то они там должны были сделать. Осталось 8 или 10 мальчиков. Ну, им лет было, наверное, по 18-19, как-то вот так вот — совсем уже взрослые люди.
Я спросил:
— Мальчики, вот — девочек нету, поднимите руки, кто из вас хочет жениться на девственнице?
Подняло — 100% этих мальчиков.
Ну, и я дальше сделал такой... для мальчиков, может быть, даже... несколько нехороший поступок. Когда вернулись эти 4 девочки, я их сдал — мальчиков. Я говорю:
— А вы знаете, девочки... тут у нас мальчишник такой был, и вот — мальчики хотят жениться все на девственницах.
Было гробовое молчание в классе, и самая такая девчёнка... самая такая красивая, разбитная такая — вот, прям, знаете... хозяйка жизни, вдруг как заорёт на весь класс... прям, почти завизжала: «Нет! Они врут!» Ну, я говорю: «Да, они вам врут. В определённый момент. А думают они — вот так».
А.Митрофанова:
— А что же делать? Я понимаю девчёнку, с её вот этой реакцией. Потому, что... как сказать... ей же... нам всем хочется любить и быть любимыми. Мы в подростковом возрасте понимаем это очень по-своему. И счастливы те, кто проходят по этому минному полю... ну... как-то вот... паря над землёй, но, чаще всего, в XXI веке подростки... ну... «подрываются». И, действительно, эти парни могут за глаза говорить одно, а в глаза-то транслировать — совсем другое. Понимаете?
О.Александр:
— Конечно. А почему они транслируют...
А.Митрофанова:
— А девушкам тогда что делать?
О.Александр:
— Почему они транслируют в глаза девушкам совсем другое, нежели, чем думают? Я не думаю, что они меня обманули. У нас с ними были... такие... достаточно...
А.Митрофанова:
— ... доверительные отношения... нет, вряд ли, конечно...
О.Александр:
— ... доверительные отношения, и не было... у нас не было... я не ставил оценок... просто — случайные приходы, которые... ну, регулярные, в смысле, но они для них... вот, если они... там... что-то другое будут делать — это на их успеваемости, аттестате — никак не отразится. У нас просто был разговор о жизни. Даже не было такой... регулярного «Закона Божьего», а просто я брал какую-то тему — по-моему, тогда даже и была тема, как раз, «Целомудрие», в тот раз — и с ними пытался... пытался что-то объяснить.
Так, вот... понимаете, они говорят этим девушкам — другое, прямо противоположное, из-за того, что ими руководит грех. То, что называется — похоть. Они хотят удовлетворить похоть свою. И именно похоть их заставляет делать то, что они, на самом деле, не думают. Это — просто текущий момент. Своровать!
А.Митрофанова:
— Знаете, можно я с другой стороны подойду к этой теме?
Под целомудрием подразумевалось — во всяком случае, раньше... вот... пока были Институты благородных девиц, и прочая, некий идеал женский — он включал в себя ещё и скромность. Скромность какую-то, сдержанность такую... ну... и так далее. То есть, женщин...
А.Ананьев:
— Да-да-да, я помню те времена, когда женскую лодыжку увидеть было просто невозможно. И, вот, девушка в таком платье, как Вы, Алла Сергеевна, выглядела бы крайне нецеломудренно.
О.Александр:
— Да... и, в то же время, в те времена были такие декольте...
А.Митрофанова:
— Кстати говоря!
О.Александр:
— ... что, даже и сейчас, не всегда и не каждая девушка решится в таком платье выйти.
А.Ананьев:
— Ох, не травите душу, отец Александр!
А.Митрофанова:
— А насчёт ножек... именно поэтому заблуждался Александр Сергеевич Пушкин, когда писал, что едва ли в России вы найдёте три пары стройных женских ног. Неправда! Гораздо больше. Есть и... в общем... ну... это — детали.
Я — к чему? Вот, понимаете... ведь, для того, чтобы женщина, или девушка, которая хотела бы счастливых отношений со своим мужем, семью — вот, найти того самого, единственного, она же должна каким-то образом — сегодня, в XXI веке... да, то есть, она... понятно — она может сидеть на печке ( есть такая поговорка, что жених и на печке найдёт ), но сколько сейчас таких примеров, когда сидит она на печке — и ничего не происходит.
А происходит — у кого? Происходит у тех, кто, может быть, кстати, даже и не теряя вот этой внутренней цельности, всё-таки, выходит в большой мир, и, каким-то образом, заявляет о себе.
А.Ананьев:
— Это называется — эксплуатировать сексуальную агрессию.
А.Митрофанова:
— Нет, нет... то есть, есть какие-то... я не знаю... то ли есть какие-то... вот это сейчас есть — навыки самопрезентации, есть такое определение. То есть, женщина, каким-то образом... она не обязательно заявляет о себе декольте, она может быть в водолазке — как мы знаем, водолазка — это тоже работает, и, причём, похлеще, чем декольте порой...
Дело не в том, как она выглядит — она может быть очень целомудренна и... как это сказать... сдержанно одета, но с большим вкусом. Но она — заявляет о себе. И вот, как это... где проходит граница между скромностью и вот такой возможностью показать себя, я, для себя, не очень понимаю.
О.Александр:
— Вы знаете, конечно, то, что было в прошлых веках — ну, это, в основном, касалось высших классов... потому, что... ну... крестьянок — они чего... они работали, вместе с мужчинами, с маленького возраста и до старости, и с мужем своим...
А.Митрофанова:
— Там-то, как раз, надо было себя проявить именно как хозяйку...
О.Александр:
— Да, там... попробуй там... не приготовь, не убери, не скоси, не сожни, там... и так далее! То есть, они-то, как раз, должны были о себе заявить. Потому, что, если они не заявят, их никто замуж не возьмёт!
А.Митрофанова:
— А ещё надо, чтоб глаз горел, ещё она петь должна, и плясать должна, и всё на свете...
О.Александр:
— Ну... да, да, да... там были хороводы, и всё такое.
Вот. Это больше высших классов касалось, когда жена — в женской половине, с дочерями своими вот... это — только высших классов. То есть, небольшого процента населения, на самом деле.
Поэтому... женщина может о себе заявить. Просто, как она... нецеломудрием, возбуждением похоти в другом... противоположном поле... в мужчинах, или — каким-то другим способом?
А.Митрофанова:
— Вот, мне нравится определение... ну... не то, что определение даже, а понятие — «шарм». И, с моей точки зрения, между целомудрием ( то есть, цельностью личности ) и вот этим самым шармом — нет никакого противоречия.
О.Александр:
— Знаете, мы сейчас немножко ушли... чуть-чуть... в утилитарную плоскость...
А.Митрофанова:
— А это неизбежно, извините...
О.Александр:
— Да, да, неизбежно... но — давайте, посмотрим.
Вот, это — девушка, она вышла в мир, заявила себя по-современному... ну... то есть, она познакомилась с мужчиной, очень быстро с ним начала интимные отношения... там... через какое-то количество встреч — одна, две, три... пять... десять... ну, в общем, достаточно быстро. Потом думает, что он потихоньку к ней привыкнет, она его очарует, он уже не сможет без неё жить, и она за него выйдет замуж.
А.Митрофанова:
— Но он к ней теряет интерес, к этому времени.
О.Александр:
— Да. Так, вот... интересного-то... что показывает практика жизни? Мы сколько угодно можем строить теорий интересных — социальных, политических, экономических, там... духовных, например... но — теория любая проверяется практикой. Какая практика жизни? Как у этих девушек в жизни получается, в конечном счёте? Конец — делу венец.
Распад брака. Распад брака!
А.Ананьев:
— Маленький факт. В США, в Питтсбурге, специалисты из Penn State University изучили семейную жизнь около полутора тысяч американских пар. Выяснилось, что пары, жившие вместе до брака, в 2 раза чаще переживают развод. Коротко — о пользе целомудрия.
О.Александр:
— Да. Дело в том, что человеку, который нецеломудрен... вот, мы с вами говорим о целомудрии, а что такое — целомудрие?
Ну... мы определили, что это свобода от греха — но это, такой, немножко отрицательный момент...
А.Ананьев:
— Не свобода, а любовь к свободе от греха...
О.Александр:
— Да... вот... а положительная-то сторона целомудрия — какая?
А.Митрофанова:
— Ну... целостность...
О.Александр:
— Любовь!
А.Митрофанова:
— Любовь, да...
О.Александр:
— Любовь! Человек целомудренный способен на любовь. Человек нецеломудренный на любовь не способен. Он способен на страсть — увлечься... так сказать... вот этот вихрь страсти, вот это всё... но... страсть, как всё естественное — тем более, это с грехом связано — она кончается. Потому, что начинается, например, другая страсть.
Поэтому, я иногда девушкам говорю, которые воцерковляются только — современным девушкам, которые... так сказать... по-современному себя ведут, но, всё-таки, вот, они увидели Бога и пришли в Церковь — я говорю: «Вот, ты кого хочешь поймать себе в мужья? — ну... так... если грубо сказать, — Хорошего человека, или человека, который будет тебе изменять в день свадьбы ( бывает и такое )? Кого ты хочешь... вот... заручить к себе? Если целомудренного человека, то как ты с ним... если он — человек целомудренный, и ты с ним будешь вести себя нецеломудренно, ты этим его испугаешь, и он тебя в жёны не возьмёт».
А.Митрофанова:
— Ну... то есть... что ты транслируешь в мир, то мир тебе, в итоге, и...
О.Александр:
— Ну, да! Естественно. Если ты транслируешь нецеломудрие, на тебя... ну, если так, совсем грубо, сказать — клюнет человек нецеломудренный. Вот, это такая женщина... лёгкая... с ней легко вот сейчас можно завести какие-то отношения... Но этот человек будет — нецеломудренный, и он тебя, при первой возможности, может бросить — чтобы завести другие отношения. С другой нецеломудренной женщиной.
А.Митрофанова:
— А можно... простите... я всё в утилитарную плоскость перевожу, но вот... к вам, мужчинам, вопрос.
Отец Александр, может быть, даже не столько... ну... всё-таки, Вы — священник, и Вам здесь практика жизни, может быть... не очень эта знакома сторона.
Но, вот... Саша, у тебя много друзей среди мужчин... там... 35+, условно говоря. На скромную женщину, которая сдержанно себя ведёт, обращают ли внимание? И, если обращают, то — почему? Или, всё-таки, проходят мимо?
А.Ананьев:
— Если это вопрос, то, вероятнее всего, правильным ответом был бы: скромная женщина не обратит на себя внимание... людей, проходящих мимо. И, по-моему, в этом нет ничего плохого.
О.Александр:
— Пусть мимо идут.
А.Ананьев:
— Пусть мимо идут, действительно!
А.Митрофанова:
— Так, они так все... всю жизнь и идут все мимо... А она всё ждёт и ждёт, надеется и надеется.
О.Александр:
— Вы знаете, всё-таки... как-то вот... у нас, всё-таки, с вами передача на церковном радио, так сказать, у нас тут не чистая психология. Поэтому, не будем упускать, что Бог есть.
А.Митрофанова:
— Да я понимаю, отец Александр! Я просто столько знаю вот таких женщин, которым уже 45, которым уже — к 50-ти, и они всю жизнь так хотели, чтобы их кто-то заметил. А все проходили мимо.
О.Александр:
— Но я знаю много женщин, которые и внешними-то данными не обладали — так скажем, ниже среднего, и вели себя достаточно целомудренно... то есть, у них совсем, как бы, шансов не было, с этой точки зрения, и они сейчас — счастливые матери, жёны, и всё такое...
А.Ананьев:
— А я, при этом, знаю немало женщин, которых очень часто замечали, и которые сейчас абсолютно несчастливы, потому, что замечали всё вечно какие-то...
О.Александр:
— Да, им тоже 45 лет, и они тоже — свободные женщины, у них тоже нету мужа, и часто — нету детей.
А.Митрофанова:
— Так, что должно быть тогда, что позволит эту женщину заметить тому единственному человеку, которого... может быть... Господь к ней и ведёт? Что у неё, там... глаза должны гореть, или — это счастливый случай, и прочая?
Я... просто... я-то — сторонница позиции, что надо брать свою жизнь в свои руки, и жить её.
О.Александр:
— Конечно, я с Вами согласен! Дело в том, что... эта женщина должна быть целомудренная, но целомудренная не в том смысле, что она... там...
А.Митрофанова:
— И глаза — в пол...
О.Александр:
— ... забилась в угол, закрылась там мешковиной, или какой-нибудь паранджой, и... так сказать... при виде мужчины падает в обморок, и под этой мешковиной тихо бьётся... от ужаса.
Нет, конечно! Это... такие женщины — это у них, значит, комплекс неполноценности, это женщины такие... ну... с проблемами личностного развития.
А просто надо быть целомудренной женщиной. Но это не мешает тому, что женщина может быть, при этом, умной, и Бог может её наградить красотою внешней, телесной. И, естественно, она будет иметь яркое поведение.
Знаете, мне... вот... ярких женщин, с яркой красотою внешней, которую даже трудно скрыть, даже если она там...
А.Митрофанова:
— ... картофельный мешок на себя наденет!
О.Александр:
— Ну... ну... картофельный мешок она на себя не наденет, но даже если она не будет сильно ухищряться, всё равно, её... там... как-то... разглядят. Вот, у этих женщин больше проблем, чем у женщин с более средними данными, усреднёнными. Почему? Потому, что на неё больше обращают внимания, телу её, и люди, не всегда с чистыми намерениями, не всегда — хорошие люди.
И, поэтому, если... вот, почему эти женщины наши, практически, девушки... там... 30-40 лет — несчастные? Дело в том, что они не доверяют Богу. У них не хватает веры в Бога.
Всё-таки, когда мы говорим о целомудрии, и о любой другой добродетели, нельзя опускать, что есть Бог.
Если б Бог захотел, чтобы ты шёл этим путём — женатым, замужем, неженатым, незамужем — ты должен Богу доверять. И Он тебя приведёт к счастливой жизни — либо замужем, либо незамужем, либо женатым, либо неженатым. Вот, без веры в Бога — тут никак не получится. Чисто, основываясь на наших каких-то личностных... там... качествах, развитии, и так далее.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— Мы продолжаем разговор о целомудрии в рамках «Семейного часа» на радио «Вера».
Хотел я вам сейчас, отец Александр, задать немножко другой вопрос, но Вы меня сейчас... прямо так... как-то так... серьёзно озадачили.
Вы хотите сказать, что без веры целомудрие невозможно?
О.Александр:
— Настоящее целомудрие — невозможно.
А.Ананьев:
— Вот, как... Почему? Почему нельзя стремиться быть хорошим, состоявшимся, не делать плохого, делать хорошее?
О.Александр:
— Потому, что с грехом ты без Бога справиться не можешь. По определению. Любовь ты без Бога приобрести тоже не можешь. Как бы... и в положительном, и в отрицательном плане — без Бога не получится.
А вот когда ты с Богом — вот, тогда у тебя всё получится.
Вот, кстати говоря, в той же самой «Лествице» — просто недавно её читал, поэтому цитирую обильно...
А.Митрофанова:
— Да, на наше счастье...
О.Александр:
— ... да... и там вот написано, что, если человек каким-нибудь... трудовым подвигом пытается справиться с нецеломудрием, он связывает слабыми верёвками беса блуда — там такие выражения. Если он всенощным бдением пытается это сделать, то он... некими... оковами железными уже его связывает. Если он смирением... и там ещё, в другом месте — некими откровениями Божиими, прозрениями духовными, то он закапывает этого беса в песок. То есть, хоронит. То есть, просто эта проблема становится полностью решённой.
Другой момент — опять же оттуда. Если человек... почему человек — нецеломудрен? Потому, что он ищет любви — но не там. И вот, если он будет искать любовь там, где надо — то есть, у Бога — Бог ему эту любовь даст, и он будет удовлетворён тем, что ему Бог даст. Это будет намного больше, чем просто семейная жизнь.
Конечно, для людей, у которых нет семьи — для них семейная жизнь является неким... ну... целью, и чем-то таким, знаете... Царством Божиим на земле. Недостижимым, может быть, для них, на данный момент. Но те люди, которые имеют семейную жизнь, но не всегда удачную, они говорят: «Да, вот... везёт же некоторым! Вот, у них нету семейной жизни, которая у меня есть!» — многие писатели об этом ещё шутили.
Так, вот... и у тех, и у других... почему, у одних, значит... они несчастны потому, что у них нет семейной жизни, а другие несчастны потому, что у них есть семейная жизнь... потому, что и у тех, и у других — не хватает Бога, отношений с Богом.
Если будут отношения с Богом, то... я знаю массу женщин — даже не монахинь — которые живут, как монахини. Современные женщины, современных специальностей всевозможных, и они — счастливые женщины. Насколько это возможно быть в нашем греховном мире, конечно.
А.Ананьев:
— В продолжение разговора о том, что такое целомудрие, как воспитать детей в целомудрии, и как себя — что очень важно — воспитать в целомудрии...
А.Митрофанова:
— ... и что такое целомудрие в семейной жизни...
А.Ананьев:
— ... и что такое целомудрие в семейной жизни, абсолютно верно, я очень благодарен Вам, отец Александр, за то, что Вы, в очередной раз вспомнили Иоанна Лествичника, автора шедевра аскетической прозы.
Часто целомудрие — вот, по крайней мере, я — приравнивается к воздержанию. Целомудрие — значит не делать чего-то, не смотреть куда-то, не есть чего-то, не позволять себе чего-то.
Уместен ли знак равенства между целомудрием и воздержанием?
О.Александр:
— Конечно, нет. Это вытекает из всех наших предыдущих слов, которые мы сегодня уже произнесли.
Что такое целомудрие? Это... можно так сказать — это определённая степень единства с Богом. А это уже — положительная вещь.
Вот, то, что мы не должны делать — это мы не должны делать грех, который разрушает наши отношения с Богом, и нас самих — что вещи тождественные, на самом деле.
Поэтому, если мы что-то не делаем... вот, мы, допустим, не совершаем блудных поступков в нашей жизни, не блудим. Это не значит, что мы будем — счастливые люди. Мы можем быть очень несчастливыми людьми, субъективно — даже более несчастливыми, чем блудницы. Потому, что они хоть блудом живут, а нам — вообще нечем жить.
А вот, когда мы живём любовью — даже пусть не в религиозном аспекте. А, допустим, я знаю людей, которые в советское время — им в церковь тогда ходить особенно было даже и некуда — они жили любовью к людям. И они были — счастливые люди. Понимаете? То есть, всё-таки у нас цель — это любовь.
А.Митрофанова:
— То есть, важно задать ещё себе вопрос — а живёшь ты, или не живёшь? То есть, не только... как это сказать...
О.Александр:
— Чем ты живёшь?
А.Митрофанова:
— Ну, да, да... чем ты живёшь... Может быть, ты, действительно, давным-давно уже... ну... фактически, мёртвый человек, но просто об этом никогда... не отдаёшь себе отчёта...
А.Ананьев:
— Да, наверное...
О.Александр:
— А что такое нецеломудренное сознание? Вдумаемся.
Человек живёт достаточно примитивными физиологическими образами. То есть, в этом смысле, он мало отличается от мыши. Он же даже не homo sapiens — человек разумный. Вот, мышь имеет такие же, примерно, ощущения, что и мы, если взять чисто такой вот... физиологический...
А.Митрофанова:
— Да... опыты на мышах... да...
О.Александр:
— Понимаете? Там — такое же млекопитающее. То есть, мы уже, у этом смысле, перестаём быть настоящими людьми, и мы своё сознание обедняем.
А.Митрофанова:
— А что человека тогда, в этом смысле, от мыши тогда отделяет? Желание быть с Богом?
О.Александр:
— Желание быть с Богом, желание по-настоящему любить, и быть по-настоящему любимым. Не просто физиологически желанным, что часто от... любовь — к этому сводится сейчас... а именно любимым. То есть, что имеется в виду?
А вот... война, рана, молодые достаточно люди — то есть, не 50 лет, а жена его не бросила. Хотя, он, как мужчина, уже не может... несостоятелен, в связи с ранами. Жена его — не бросила. Или он жену не бросил, которая раком заболела, которой тоже уже... знаете... не до сексуальных отношений.
Поэтому, вот... и каждый из нас ведь, подспудно, хочет именно такой любви-то! Чтобы... вот... мне будет плохо, не смогу дать, а меня не бросят — потому, что меня любят.
А.Ананьев:
— Последний вопрос на сегодня. Как этому научить детей?
О.Александр:
— А... вот... иметь такие отношения в семье со своей женой, или с мужем.
А.Ананьев:
— Это — единственный способ?
О.Александр:
— Это — необходимое условие, без этого — никак не получится. Вот, именно так.
А дальше, естественно, молиться Богу. Потому, что, если ты Богу будешь молиться, и будешь стараться, то Бог тебе, конечно, это даст.
То есть, то, что у нас этого нету... и у нас, конечно... мы все — люди нецеломудренные, все, без исключения — в таком... высшем смысле, даже если мы физиологически не блудим — всё равно, у нас не хватает этого сознания.
Так вот, если, допустим, человек целомудрен, он никогда не покажет ребёнку какой-то не совсем пристойный фильм. Потому, что для него это будет — противно. А человек нецеломудренного сознания — он покажет, сейчас даже мультфильмы бывают очень нецеломудренными, современные...
А.Ананьев:
— ... не задумавшись об этом...
О.Александр:
— Да... и — он покажет, и... он, этим самым, воспитает ребёнка... начнёт его воспитывать в нецеломудрии. И потом он этот спусковой крючок нажмёт — всех этих, чисто физиологических, страстей, ничем не контролируемых, и разовьёт это в своём ребёнке, а потом — за это всё получит. А что он получит-то? От ребёнка нецеломудренного, родитель, что может получить? Нелюбовь.
А.Митрофанова:
— А у Вас получается, отец Александр? Получается вот так детей воспитывать?
О.Александр:
— Ну... я, если б сказал, что у меня получается, я был бы в прелести. Конечно, у меня не получается, как я бы хотел — это повод для моих молитв и переживаний.
Кстати, вот, тоже — молитва за детей, в том числе, молитва о целомудрии — это тоже удел всех родителей, особенно современных.
А.Митрофанова:
— А когда 10 детей, как у Вас, это ж...
О.Александр:
— Ну, а какая разница?
А.Митрофанова:
— ... вообще, с колен тогда не вставать?
О.Александр:
— Ну... Вы знаете... всё-таки, Бог требует молитву, а не количество часов обязательно. Там не человеко-час... Бог, всё-таки, не нарядчица, не учётчица, там... да... которая, там: «Ага! Вот, ты столько...»...
А.Митрофанова:
— Не бюрократ.
О.Александр:
— Не бюрократ, да. Я, по моему опыту... иногда, когда человек созрел для настоящей молитвы, и он сказал — это может быть одна фраза — он сказал с тем сердцем, которое от него хочет видеть Бог. И всё происходит. Не только даже внутреннее перерождение, а даже внешние события.
Вот, я вам, по-моему, здесь, на радио, рассказывал... Когда — я за городом живу — не могли найти специалистов для моей дочки десятой, с синдромом Дауна, и... я... я к Богу прямо воззвал: «Господи! Ты мне дал такого ребёнка — дай специалистов! Мы хотим его лечить! Но... где их найти?!» — и нам стали сами звонить специалисты! Которых мы не могли найти 2 года.
А.Митрофанова:
— Ой...
А.Ананьев:
— Монахиня Нина, известная в миру как Крыгина, определила целомудрие как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.
Во-первых, как Вам это определение? Потому, что целостное отношение к жизни — это значит... равное, ровное, спокойное отношение как к хорошим её проявлениям, так и к не очень хорошим? Спокойное.
О.Александр:
— Вы знаете... человек целомудренный — он мужественный. Потому, что он...
А.Ананьев:
— Вот, это интересно...
О.Александр:
— А человек нецеломудренный, он — слабый человек.
И... если человек целомудренный, он верит в Бога, уповает только на Божью помощь, он верит в Промысл Божий — поэтому, он не такой боязливый. Он не боится всевозможных лишений — он и сам готов на себя их наложить, при случае — ну... я вам, конечно, идеальную некую ситуацию рисую — и поэтому, он — более жизнеустойчивый.
И, потом, знаете... вот, часто мы — почему боимся? «А вот это... а вот это... вот это... а вот с этим...» — и тут мы... вот, как замечательно нам Алла говорила: вот, с этим я — такой, с этим — такой, с этим — такой... а потом уже — сам запутался, а какой я на самом деле. Даже и не узнаешь — какой я? Такой, такой или такой?
А тот человек — он себя не потерял. Он себя — не теряет, целомудренный человек. Он... со всеми... он — человек. Он ко всем по-человечески относится, что не мешаем ему быть гибким. С эллином — как эллин, с иудеем — как иудей. Но эта гибкость — чисто внешняя, психологическая. Это просто поиск подхода к человеку, ради, опять же, любви.
А.Ананьев:
— Тут Вы немножко опередили мой вопрос: требует ли XXI век от нас гибкости в целомудрии?
О.Александр:
— Гибкости в целомудрии быть не может. Как не может быть толерантного отношения к браку. То есть, брак — с кем? С мужчиной, мужчина-мужчина, женщина-женщина, там... ещё можно, вообще, животных приплести...
А.Ананьев:
— Не надо!
О.Александр:
— Не надо, конечно. Так вот, когда в этом смысле — гибкости быть не может. Но... целомудрие может быть гибкое. Но целомудрие — если это любовь, как мы определили, это... положительное его состояние — это любовь... человек любящий — он всегда гибок, он всегда готов на компромисс — не с грехом, но с человеком, с ситуацией. То есть, он готов где-то быть твёрдым, в принципиальных моментах, а где-то — уступить, наоборот.
Вот, у нас, в семейной жизни. Сколько я знаю, как раз, от женщин: часто мужчины — более прямолинейные, жёсткие бывают. И вот, женщины... даже когда кажется, что это — их ( ну, цвет обоев, там, какой ремонт ), они идут на компромисс. То есть, им не нравится коричневый цвет обоев и почти чёрный цвет ламината ( я конкретные случаи рассказываю ), но они идут на это — потому, что это любит муж.
А.Ананьев:
— Завершить наш часовой разговор хочется вот какими словами: «Блудный образ жизни губителен для души и спасения, тогда как жизнь целомудренная — пусть, порой, и трудная, и в чём-то скорбная — спасительная для Вечности».
С вами была Алла Митрофанова...
А.Митрофанова:
— ... Александр Ананьев.
Я... знаете... тут думаю, просто... по поводу этих слов, которые сейчас Александр Владимирович нам прочитали.
Мне кажется, когда внутри есть вот этот раскол — на несколько частей, на несколько проекций — от этого так больно, что вот эта боль — она гораздо сильнее, чем, может быть, какой-то видимый дискомфорт, который приходится преодолевать на пути к этому целостному состоянию.
О.Александр:
— Конечно. Дело в том, что если ты пойдёшь на гибкость, ты, всё равно, счастливый не будешь.
А.Ананьев:
— Спасибо Вам большое, отец Александр! Мы благодарим за разговор настоятеля храма Трёх Святителей в Раменках протоиерея Александра Никольского.
Всего доброго, отец Александр!
О.Александр:
— До свидания!
А.Митрофанова:
— До свидания!
А.Ананьев:
— До новых встреч!
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов