
Задумал как-то царь прокатиться с женой и дочерями по морю на корабле. Не успели они отплыть далеко от берега, как подул сильный ветер и отнёс их за тридевять земель, в неведомую страну, где об их царстве и слыхом не слыхивали. Сошла царская семья на берег. Царь побоялся сказать, кто он, а денег у них с собой совсем не было. Но ведь жить как-то надо!
Царь не знал никакого ремесла и потому нанялся в пастухи стеречь деревенское стадо.
Прошло несколько лет. И вот однажды сын царя заморской страны увидел дочь пастуха и влюбился в неё без памяти. Царевич объявил отцу с матерью, что не женится ни на ком, кроме как на дочери пастуха. И сколько родители его ни уговаривали, царевич стоял на своём и твердил: «Другой невесты мне не надо».
Что делать? Пришлось послать в село визиря— главного царского советника, и тот объявил пастуху, что царевич хочет жениться на его дочери.
— А какое ремесло знает царевич?— спросил пастух.
Ужаснулся визирь:
— О чём ты говоришь, странный ты человек? Какое ремесло может знать царевич! Да и на что ему ремесло?
— Как знать? Жизнь бывает непредсказуемой, — говорит пастух. — Ремесло за плечами не висит, а ко времени может и пригодиться.
— Люди учатся ремеслу, чтобы прокормиться, а у царевича есть и земли и города, — возразил визирь.
— Пока царевич не выучится какому-нибудь ремеслу и не принесёт мне изделия своих рук, я не отдам за него свою дочь, — сказал пастух.
Визирь вернулся во дворец и передал царю слова пастуха. Придворные удивились. Они думали, что пастух сочтёт большим счастьем и честью, если царевич возьмёт его дочь в жёны, а он, смотрите-ка, потребовал, чтобы царский сын ремесло знал!
Пошёл тогда царевич на базарную площадь и стал выбирать, чему можно научиться. Подошёл он к лавке, где плели рогожи, и решил тоже попробовать. Через несколько дней царевич сплёл рогожу и сам понёс своё первое изделие пастуху.
Пастух взял рогожу в руки, осмотрел её со всех сторон и спросил:
— А сколько она стоит?
— Четыре гроша, — ответил царевич.
— Что же, ничего! Сегодня четыре гроша, да завтра четыре — это восемь, да четыре послезавтра — это двенадцать. Если бы я, царь, знал это ремесло, то не пас бы теперь деревенское стадо!
Так царевич узнал, что он берёт в жёны не пастушку, а царскую дочь. После свадьбы её родителям дали корабль и царь с царицей вернулись в свою страну. На прощание бывший пастух сказал царевичу: «Запомни, сынок: с ремеслом хоть весь свет пройдёшь, а не пропадёшь».
(по мотивам сербской народной сказки)
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема