
Задумал как-то царь прокатиться с женой и дочерями по морю на корабле. Не успели они отплыть далеко от берега, как подул сильный ветер и отнёс их за тридевять земель, в неведомую страну, где об их царстве и слыхом не слыхивали. Сошла царская семья на берег. Царь побоялся сказать, кто он, а денег у них с собой совсем не было. Но ведь жить как-то надо!
Царь не знал никакого ремесла и потому нанялся в пастухи стеречь деревенское стадо.
Прошло несколько лет. И вот однажды сын царя заморской страны увидел дочь пастуха и влюбился в неё без памяти. Царевич объявил отцу с матерью, что не женится ни на ком, кроме как на дочери пастуха. И сколько родители его ни уговаривали, царевич стоял на своём и твердил: «Другой невесты мне не надо».
Что делать? Пришлось послать в село визиря— главного царского советника, и тот объявил пастуху, что царевич хочет жениться на его дочери.
— А какое ремесло знает царевич?— спросил пастух.
Ужаснулся визирь:
— О чём ты говоришь, странный ты человек? Какое ремесло может знать царевич! Да и на что ему ремесло?
— Как знать? Жизнь бывает непредсказуемой, — говорит пастух. — Ремесло за плечами не висит, а ко времени может и пригодиться.
— Люди учатся ремеслу, чтобы прокормиться, а у царевича есть и земли и города, — возразил визирь.
— Пока царевич не выучится какому-нибудь ремеслу и не принесёт мне изделия своих рук, я не отдам за него свою дочь, — сказал пастух.
Визирь вернулся во дворец и передал царю слова пастуха. Придворные удивились. Они думали, что пастух сочтёт большим счастьем и честью, если царевич возьмёт его дочь в жёны, а он, смотрите-ка, потребовал, чтобы царский сын ремесло знал!
Пошёл тогда царевич на базарную площадь и стал выбирать, чему можно научиться. Подошёл он к лавке, где плели рогожи, и решил тоже попробовать. Через несколько дней царевич сплёл рогожу и сам понёс своё первое изделие пастуху.
Пастух взял рогожу в руки, осмотрел её со всех сторон и спросил:
— А сколько она стоит?
— Четыре гроша, — ответил царевич.
— Что же, ничего! Сегодня четыре гроша, да завтра четыре — это восемь, да четыре послезавтра — это двенадцать. Если бы я, царь, знал это ремесло, то не пас бы теперь деревенское стадо!
Так царевич узнал, что он берёт в жёны не пастушку, а царскую дочь. После свадьбы её родителям дали корабль и царь с царицей вернулись в свою страну. На прощание бывший пастух сказал царевичу: «Запомни, сынок: с ремеслом хоть весь свет пройдёшь, а не пропадёшь».
(по мотивам сербской народной сказки)
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.