
Фото: jp-newsgate.net
С давних пор «Святой землей» принято называть ту часть Ближнего востока, где жил и проповедовал Господь Иисус Христос. Центром этого региона является, конечно, Иерусалим. К «Святой земле» принадлежат другие, значимые с точки зрения библейской истории, города: Назарет, Вифлеем, Иерихон. Христиане с древних времен старались строить храмы в местах, связанных со служением Спасителя. В первую очередь, церковь была построена там, где Христос воскрес из мертвых. Так в четвертом веке появился Храм Гроба Господня, который в течение своей истории несколько раз перестраивался, расширялся и теперь под своей крышей объединяет пещеру Воскресения, Голгофу и место первого явления воскресшего Спасителя.
В Храме Гроба Господня служат христиане разных конфессий —православные, католики, армяне, копты... Однако, именно православные христиане приложили больше всех усилий, чтобы святыни Святой земли находились в порядке и были доступны для посещения паломниками. Уже в третьем веке в Иерусалиме появилась группа священнослужителей и благочестивых мирян, которые решили заботиться о местах, связанных с жизнью и служением Иисуса Христа. Со временем группа преобразовалась в братство «Знамение», задачей которого было совершать ежедневное богослужение в храме Святого гроба и помогать паломникам. Вскоре под попечением братства оказались другие храмы и монастыри Святой земли.
В седьмом веке братство «Знамение» поменяло своё название. Оно стало именоваться Братством Святого гроба. Причина состояла в следующем — в начале седьмого столетия Святая земля, которая до того входила в границы Византии, была завоевана арабами. Арабский халиф пожелал, чтобы Храм Гроба Господня имел постоянного попечителя — им стала Иерусалимская Православная Церковь, которая, в свою очередь, перепоручила эту обязанность братству Святого гроба. Изменённое название указывало, что главным объектом попечения является Храм Гроба Господня. Однако члены братства продолжали заботиться и о других значимых местах Святой земли.
Со временем братство стало объединять наиболее деятельных священнослужителей Иерусалимской Православной Церкви. В 19 веке после изменения устава главой организации стал Иерусалимский Патриарх. Таковым он является и сегодня. Кроме Патриарха Братством управляет совет из 18 наиболее авторитетных священников Иерусалимской Церкви. Все они по национальности — греки.
В наши дни к Иерусалимской Церкви принадлежат примерно 130 тысяч человек. Это в разы меньше того количества православных паломников, которые ежедневно прибывают на Святую землю для поклонения её святыням. Поэтому деятельность Братства Гроба Господня не теряет своей актуальности. Члены братства по-прежнему совершают богослужения в наиболее значимых храмах и монастырях, представляют интересы Православной Церкви перед лицом государства. Иными словами — выполняют свою изначальную миссию.
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение