
Живу и не перестаю удивляться. Если наблюдать за собой и за всем, что происходит вокруг, то явно почувствуешь Руку Господню и помощь, посылаемую нам. Только задуматься... Господь все дает нам во спасение наших душ...
Заехала однажды в Даниловский монастырь. По делу — надо было купить платочки, которые ждали на Украине. Вошла в знакомую для меня лавку. Народу в этот день было много. Не захотелось мне в очередь вставать, направилась сразу в угол к моим платочкам. Стою жду, чтобы ко мне подошли. Спрашиваю, придет в этот отдел продавец или нет?
Тут продавец оставляет очередь и идет ко мне. «Что Вам?» Отвечаю: «Платочки, я много буду брать...» Начинаем выбирать и перекладывать платки. Смотрю, женщина сзади подходит и мои платки трогает, разглядывает. Я ей так по-хозяйски говорю: «Не надо трогать, я их уже покупаю...» Женщина посмотрела на меня большими глубокими глазами и спросила: «Вам жалко? Я просто посмотрела...». А я вдруг так колюче: «Да, мне это неприятно».
Женщина развернулась и спешно вышла из лавки. А мой гонор все не унимался: «Вот обидчивые все какие, слово нельзя сказать...». Продавец мне говорит: «Эта женщина, между прочим, Вас вперед пропустила, а Вы ее так обидели, она в слезах вышла».
Я как-то не сразу поняла, что сделала что-то неверно. Моя гордыня вовсе не хотела униматься, твердила: «Ишь какие все гордые!»
Я продолжала проверять и пересчитывать платочки. Но как-то неуютно стало моей душе, как-то тягостно. Стены в этой лавке были прозрачными, и я стала вглядываться в толпу на улице, ища глазами эту женщину, но тщетно. Спрашиваю продавца: «Куда она пошла?» «Да вот, в сторону храма...» — отвечает.
Тем временем мы закончили наши расчеты. Я вышла на улицу и почему-то пошла по монастырю искать эту женщину. Зашла в храм. Там, в нижнем храме, покоятся мощи преподобноисповедника Георгия Даниловского. Возле — икона Божьей Матери — Владимирская. Приложилась, попросила Матерь Божью и Святого помочь мне найти эту женщину и попросить прощения. Но сколько я не искала — найти не могла.
Смотрю, лестница наверх, а там — верхний храм. Я туда. Храм закрывает на уборку уборщица. Я к ней прям в дверь: «Простите, здесь женщины никакой нет?» Уборщица: «Нет никого. А может, ты меня ищешь? Мне очень помощь нужна на пять минут. Колени болят, самой не справиться». Спрашиваю: «А что нужно?» И вдруг она так по-свойски, как будто давно меня знает: «Ну давай снимай свою шубу-то хорошую. Вот тебе скребок, вот совочек, почистить нужно воск у подсвечников»
Я сначала испугалась, но потом разделась и принялась за работу. Уборщица пол тряпкой протирала, а я за ней соскребала воск. Так я увлеклась, на коленки встала, чищу. «А зачем ты кого-то искала?» — вдруг спрашивает уборщица. Отвечаю: «Я женщину обидела, прощения хочу попросить». «Вот тебе Господь работу послал, чтобы за это прощение ты потрудилась».
Уходила я от нее как от доброго знакомого человека. Спасибо сказала, попрощалась. Выхожу, смотрю левый предел открыт. Вход отдельный. Иду туда, а там стоит моя женщина. Я к ней бросилась: «Простите, Христа ради! Я Вас обидела. Расстроилась очень, хочу подарить Вам платочек. Вот, возьмите любой...» Она на меня смотрит. Взгляд глубокий и удивленный. «Что Вы, не надо. Я просто сама расстроилась...». Я выдернула из сумки беленький. Даю ей. У меня на глазах слезы. Обняла и поцеловала ее.
Вышла из храма. На душе такой свет и радость! Я успела грех свой исправить. Эта женщина теперь поедет домой не опечаленная, а умиротворенная, потому что победила любовь.
Вообще, вопрос действенного покаяния волнует меня давно. Вот ты за плохой поступок покаялся, а если другой продолжает страдать, разве это правильно? Думаю, всегда нужно стараться исправляться действенно. Не только грех на исповедь отнести, но искупить свой грех и уврачевать раны, которые нанес другому человеку!
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к вере». Дмитрий Дорошев

Гостем программы «Вечер воскресенья» был предприниматель, автор книги «Знакомство в поезде» Дмитрий Дорошев.
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере после чудесного исцеления сына, как благодаря Церкви его жизнь наполнилась удивительными встречами и людьми и как это стало основой для написания книги.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Таланты». Протоиерей. Михаил Богатырев, Сергей Бурлака, Анна Тумаркина
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» протоиерей Михаил Богатырев, музыкант Сергей Бурлака и востоковед Анна Тумаркина размышляли о том, как не растрачивать данные Богом таланты, как развивать имеющиеся способности и использовать дары во благо.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 9. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наша жизнь представляет собой постоянное движение, решение проблем, обновление ресурсов и много чего ещё. Порой у верующих возникает вопрос, почему Бог не даст нам наконец успокоиться? Почему мы всё время призваны переживать то, что можно было бы назвать эмоциональными или даже духовными качелями? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в 9-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Недавно, во время службы я спросил одного парня, почему он всё время облокачивается на стену храма, ведь в другое время бывает готов тратить много сил на тренировку, и он ответил мне, что тренировка — совсем другое дело. Там он видит, как меняется его тело и растут его мышцы. Я ответил, что помимо всех прочих смыслов, связанных с молитвой, таинствами и проповедью, богослужение — это тренировка, только не мышц, а воли. Ведь, настолько же, насколько мышцам нужна тренировка, для того чтобы они были в форме, настолько тренировка нужна нашей душе, для того чтобы она была в форме. Как мы понимаем, что мышцы находятся в хорошей форме? Когда они достаточно сильны и находятся в хорошем тонусе, и, кроме того, хорошо управляются самим человеком. Похожим образом душа находится в хорошей форме, когда легко принимает правильные решения и отвергает неправильные, когда человек оказывается способен управлять собой, своими желаниями и чувствами.
Псалом 9-й, который мы услышали сегодня, кажется внутренне противоречивым и в изданиях, основанных на еврейском тексте Библии, он оказывается разделён на два: девятый и десятый. Противоречивость его настолько явная, что псалмопевцу невольно сочувствуешь, ведь, с одной стороны, он благословляет Бога за справедливый суд и благодарит Его за победу над врагами, имя которых будет забыто на веки. Он очень радуется тому, что Бог стал надеждой для угнетённого и прибежищем гонимого... Однако, с другой стороны, практически сразу он воспоминает о гордецах и корыстолюбцах, которые ублажают себя и не скрывают своего пренебрежения верой. И вот тот, кто хвалит Бога, уже спрашивает Его, почему Он отдалился и не утешает праведника в скорби. Наконец, благословения и вопрошания сливаются в молитву, и псалмопевец просит, чтобы Бог поддержал праведника и вразумил грешника.
Почему же Бог окончательно не поддержит праведника в его борьбе? Почему грешники и нечестивые продолжают восставать и совершать беззакония на земле? Во-первых, потому что люди живут во времени: они рождаются, учатся жизни, принимают нравственные решения. Даже грешники не статичны в своём состоянии. А во-вторых, потому что смысл жизни праведника в том и состоит, чтобы выбирать Божию сторону непрестанно, не только когда это легко, но и когда это трудно, — чтобы быть верным Богу в любых обстоятельствах.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)