
Фото: Piqsels
История знает немало примеров того, как детские или юношеские впечатления вдохновляли на грандиозные свершения на благо страны. Можно безо всякого преувеличения сказать, что именно таким образом появился на свет и прославленный русский флот. Известно, что Россия стала морской державой во времена правления Петра Первого. Годом рождения отечественного флота принято считать 1696-й, когда на верфи в Воронеже были построены первые военные корабли. Но сама идея создать государственный военный флот появилась у Петра несколькими годами раньше. И подтолкнуло его к ней одно яркое впечатление.
Царю было 16 лет, когда во время совместной прогулки по усадьбе Измайлово вместе с наставником, голландцем Францем Тиммерманом, он заглянул в один из амбаров. Там хранились вещи его покойного родственника, боярина Никиты Ивановича Романова. Пётр уже тогда интересовался кораблями, поэтому внимание молодого государя привлекло деревянное судно, похожее на большую лодку. Вот как сам царь вспоминал этот случай в одной из своих записок от 1719-го года. «Я спросил Франца, что это за судно? Он сказал, что это бот английский. (...) Что он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветру». Эти слова, по признанию самого Петра, привели его «в великое удивление». Конечно, в России и в то время умели строить суда — не только речные, но и морские. Однако ни одно из них не могло идти против ветра! Судно по приказу царя отремонтировали и спустили на воду. Ботик длиною 6 метров, шириною чуть более полутора, вместе с вёслами, мачтой и рулем весил 1286 (тысячу двести восемьдесят шесть) килограммов. Корма его была украшена резной деревянной скульптурой святителя Николая Чудотворца. По сохранившемуся свидетельству французского посланника Жака де Кампредона, ботик носил имя этого святого.
Около месяца Пётр Первый лично испытывал ботик. Знакомство с этим небольшим манёвренным парусным кораблём, по собственному признанию царя, в 1692-м году сподвигло его на строительство так называемой «потешной флотилии». Она появилась на Плещеевом озере под Ярославлем. А уже в 1696-м с воронежской судостроительной верфи сошли первые военные корабли, положившие начало российскому флоту. В том же году они проявили себя во время взятия турецкой крепости Азов. Строить эти первые суда Петру Первому помогал епископ Митрофан Воронежский. Он не только благословил царя на труд, но и периодически оказывал строительству флота материальную поддержку, выделяя средства из епархиальной казны. К концу правления Петра Первого русский военно-морской флот насчитывал в общей сложности более пятисот судов.
Историю о том, как однажды маленький ботик вдохновил его на строительство мощнейшей флотилии, царь опубликовал в предисловии к «Морскому уставу», который вышел в 1720-м году. А псковский епископ Феофан (Прокопович) в своей проповеди по случаю морской победы при острове Гренгам в ходе Северной войны, сравнивал ботик с малым зерном, из которого произросло великое дерево русского флота. В 1722 году по случаю торжеств, посвященных победе над шведами, ботик установили в Московском Кремле на специальном пьедестале, где был начертан девиз, придуманный самим Петром: «Детская утеха принесла мужеский триумф». Год спустя ботик принял участие в параде Балтийского флота в Кронштадте. По рассказам сподвижника Петра, инженера Андрея Нартова, глядя на ботик в окружении новых военных судов, император произнёс: «Смотрите, как дедушку дети его и внучата поздравляют и веселят. От него при помощи Божией флот на Юге и Севере — страх неприятелям, польза и оборона государству». Сегодня «дедушку русского флота» — ботик Петра — можно увидеть в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. А его точная копия ежегодно участвует в торжественном параде ко дню Российского военно-морского флота. Так продолжается историческая связь поколений.
Все выпуски программы Открываем историю
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема