Владимир Крупин. Босиком по небу. – М.: Сибирская благозвонница, 2011.
«В последние годы русская литература потерпела сильные таранные удары, в том числе от тех средств массовой информации, которые стремятся лишь «развлечь публику»… Но все-таки она живет, причем во всех жанрах» - так оптимистично отозвался о современном литературном процессе писатель Владимир Крупин.
Сборник прозы Владимира Крупина «Босиком по небу» попался мне на глаза в обычном книжном магазине, когда я уже отчаялась преодолеть длинные стеллажи с бесчисленными «Киллерами», «Ментами» и тому подобными шедеврами в кавычках криминального чтива, на фоне которых не обратить внимания на столь тихое и мирное название было просто невозможно.
Действительно, нельзя не признать тот печальный факт, что для разборчивого читателя посещение книжных магазинов с некоторых пор стало своего рода проверкой на прочность – ведь отыскать среди беззастенчиво коммерческого или порой откровенно пошлого большинства что-то действительно стоящее становится все труднее. И вот, снова вовсю говорят о кризисе современного литературного процесса, о том, что нынешние авторы не в силах предложить что-то настоящее, такое универсальное, чему все возрасты, как говорится, были бы покорны…
Книга Крупина как раз одна из тех, что, безусловно, опровергает подобные утверждения. «Босиком по небу» - текст, как сейчас принято говорить, для семейного чтения. «Повести о детях для детей и взрослых» - гласит подзаголовок, что само по себе уже не совсем обычно. Писать о детях так, чтобы взрослому интересно было - такое, пожалуй, разве что Марку Твену удалось. Его книгами о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна родители зачитываются не меньше, чем дети.
Но удалось и Владимиру Крупину. В бесхитростных, на первый взгляд и вправду детских сточках повести «Большая жизнь маленького Ванечки», с которой начинается книга – огромный мир: запахов, звуков, открытий – мир глазами ребенка, куда чудесным образом писатель возвращает нас из нашей суетливой взрослости.
ЦИТАТА (голос диктора, можно с муз. фоном)
Деревья зашумели над Ваней. Зашумели совсем по-разному: весело плескались длинные ветви березы, радостно хлопала серебряными ладошками листьев осина, гудела ель, а самое высокое из всех деревьев – сосна – напряженно звучала всем стволом … она приносила звук сверху, с самого неба. Ваня потрогал ладошкой деревья…»
Автор не случайно стал первым лауреатом Патриаршей премии имени святителей Кирилла и Мефодия. Качество его прозы – не сиюминутное, он размышляет на вечные темы. Владимир Крупин – один из немногих, кого можно назвать православным писателем, недаром его так часто сравнивают с Иваном Шмелевым.
И эта авторская позиция – верующего, православного человека – особенно явно выражена в рассказах, которыми продолжается книга. Герои прозы Крупина – самые обычные люди в самых обычных житейских ситуациях, но и среди привычного, ничем не примечательного хода жизни они умеют остановиться и прислушаться к себе, обретают новые смыслы бытия и открывают простые, казалось бы, однако почему-то неведомые раньше истины. Это происходит с родителями подростка в рассказе «Объявления на столбах». Они устали друг от друга, начались ссоры, в конце концов, решили разменяться и разъехаться. Отец ходит по городу и расклеивает объявления о размене квартиры. А сын тайком бежит за ним по пятам, и срывает эти объявления, все до одного. Это случилось с мальчишками из рассказа «Женя Касаткин», для которых первой ступенью к взрослению стала смерть одноклассника. Рядовые события под пером Крупина приобретают измерение вечности, меняются, задумываясь об этой вечности, его герои.
Рассказ «Босиком по голубому небу» соединяет между собой две части книги, на первый взгляд, адресованные разным по возрасту читателям. Тем не менее, книга Владимира Крупина «Босиком по небу» будет интересна и полезна наверняка будет и тем и другим.
С Вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелева. Держитесь правильного литературного курса!
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер