Владимир Крупин. Босиком по небу. – М.: Сибирская благозвонница, 2011.
«В последние годы русская литература потерпела сильные таранные удары, в том числе от тех средств массовой информации, которые стремятся лишь «развлечь публику»… Но все-таки она живет, причем во всех жанрах» - так оптимистично отозвался о современном литературном процессе писатель Владимир Крупин.
Сборник прозы Владимира Крупина «Босиком по небу» попался мне на глаза в обычном книжном магазине, когда я уже отчаялась преодолеть длинные стеллажи с бесчисленными «Киллерами», «Ментами» и тому подобными шедеврами в кавычках криминального чтива, на фоне которых не обратить внимания на столь тихое и мирное название было просто невозможно.
Действительно, нельзя не признать тот печальный факт, что для разборчивого читателя посещение книжных магазинов с некоторых пор стало своего рода проверкой на прочность – ведь отыскать среди беззастенчиво коммерческого или порой откровенно пошлого большинства что-то действительно стоящее становится все труднее. И вот, снова вовсю говорят о кризисе современного литературного процесса, о том, что нынешние авторы не в силах предложить что-то настоящее, такое универсальное, чему все возрасты, как говорится, были бы покорны…
Книга Крупина как раз одна из тех, что, безусловно, опровергает подобные утверждения. «Босиком по небу» - текст, как сейчас принято говорить, для семейного чтения. «Повести о детях для детей и взрослых» - гласит подзаголовок, что само по себе уже не совсем обычно. Писать о детях так, чтобы взрослому интересно было - такое, пожалуй, разве что Марку Твену удалось. Его книгами о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна родители зачитываются не меньше, чем дети.
Но удалось и Владимиру Крупину. В бесхитростных, на первый взгляд и вправду детских сточках повести «Большая жизнь маленького Ванечки», с которой начинается книга – огромный мир: запахов, звуков, открытий – мир глазами ребенка, куда чудесным образом писатель возвращает нас из нашей суетливой взрослости.
ЦИТАТА (голос диктора, можно с муз. фоном)
Деревья зашумели над Ваней. Зашумели совсем по-разному: весело плескались длинные ветви березы, радостно хлопала серебряными ладошками листьев осина, гудела ель, а самое высокое из всех деревьев – сосна – напряженно звучала всем стволом … она приносила звук сверху, с самого неба. Ваня потрогал ладошкой деревья…»
Автор не случайно стал первым лауреатом Патриаршей премии имени святителей Кирилла и Мефодия. Качество его прозы – не сиюминутное, он размышляет на вечные темы. Владимир Крупин – один из немногих, кого можно назвать православным писателем, недаром его так часто сравнивают с Иваном Шмелевым.
И эта авторская позиция – верующего, православного человека – особенно явно выражена в рассказах, которыми продолжается книга. Герои прозы Крупина – самые обычные люди в самых обычных житейских ситуациях, но и среди привычного, ничем не примечательного хода жизни они умеют остановиться и прислушаться к себе, обретают новые смыслы бытия и открывают простые, казалось бы, однако почему-то неведомые раньше истины. Это происходит с родителями подростка в рассказе «Объявления на столбах». Они устали друг от друга, начались ссоры, в конце концов, решили разменяться и разъехаться. Отец ходит по городу и расклеивает объявления о размене квартиры. А сын тайком бежит за ним по пятам, и срывает эти объявления, все до одного. Это случилось с мальчишками из рассказа «Женя Касаткин», для которых первой ступенью к взрослению стала смерть одноклассника. Рядовые события под пером Крупина приобретают измерение вечности, меняются, задумываясь об этой вечности, его герои.
Рассказ «Босиком по голубому небу» соединяет между собой две части книги, на первый взгляд, адресованные разным по возрасту читателям. Тем не менее, книга Владимира Крупина «Босиком по небу» будет интересна и полезна наверняка будет и тем и другим.
С Вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелева. Держитесь правильного литературного курса!
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.