Знаете, что для меня самое трудное в борьбе со страстью? Взять, к примеру, чревоугодие — чрезмерную любовь к различным деликатесам или вкусняшкам, как называют их в интернете. Когда наступает очередной пост, я твердо решаю на этот раз держать его как следует: без всяких послаблений в виде шоколадки на завтрак или чашки кофе с молоком. И первую неделю все идет отлично. Я спокойно прохожу мимо витрин со сладостями, кофе кажется мне вкусным и без молока. Во всем теле я чувствую необыкновенную легкость, и душа моя, кажется, также воздушна и почти уже бесплотна...
И вот стоит мне только мысленно вознестись над нашим грешным миром: почувствовать свободу от этого гнёта, обрадоваться своей независимости. Только я порадуюсь, что перестала думать о еде, чувствовать неутолимый голод -так сразу опрокидываюсь с небес на землю. Вечером тайно поедаю тортик из холодильника: «этот точно последний», — думаю в свое оправдание. Однако я ошибаюсь: постепенно все возвращается на круги своя. И вот уже жадно смотрю на фото изысканных блюд в интернете, думаю, чего бы еще такого вкусненького съесть, и чувствую непрерывный голод, даже если только что пообедала.
Вот это без конца возвращающееся закабаление, сразу после радости о свободе... угнетает едва ли не больше, чем сама зависимость от страсти. Лишь успеваю поверить в то, что наконец свободна от своей страсти, как своим тщеславием выдергиваю столь желанную свободу прочь... И вновь нескончаемый голод и жажда, которую не утолить. Как говорил схиигумен Иоанн Алексеев: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб».
А ведь хочется поверить, очень хочется. Что я духовно возмужала, стала, наконец, способной на самоконтроль и прочие виды самодисциплины... Что каждый пост дает моей душе столь необходимую закалку и опыт в борьбе со своими страстями.
Но, к сожалению, у меня это не получается. Моя душа — такая же темная и зачерствелая, как и прежде. Как огромный корабль, опутанный водорослями страстей, обросший множеством ракушек дурных мыслей и негодных дел. Как бы не пойти ко дну под этим огромным грузом? Как очистить свой корабль от этой тяжести, чтобы он пошел туда, куда следует: в тихую гавань Спасения по бушующему жизненному морю?
Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться». Если я не могу преодолеть свою зависимость от вкусной еды, не надо пытаться в один момент стать великой постницей. Надо сказать : «Боже мой, вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать». Не надо отчаиваться. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стремимся к исправлению. И нужно понимать, что без помощи Божьей мы ничего не можем сделать.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.