Знаете, что для меня самое трудное в борьбе со страстью? Взять, к примеру, чревоугодие — чрезмерную любовь к различным деликатесам или вкусняшкам, как называют их в интернете. Когда наступает очередной пост, я твердо решаю на этот раз держать его как следует: без всяких послаблений в виде шоколадки на завтрак или чашки кофе с молоком. И первую неделю все идет отлично. Я спокойно прохожу мимо витрин со сладостями, кофе кажется мне вкусным и без молока. Во всем теле я чувствую необыкновенную легкость, и душа моя, кажется, также воздушна и почти уже бесплотна...
И вот стоит мне только мысленно вознестись над нашим грешным миром: почувствовать свободу от этого гнёта, обрадоваться своей независимости. Только я порадуюсь, что перестала думать о еде, чувствовать неутолимый голод -так сразу опрокидываюсь с небес на землю. Вечером тайно поедаю тортик из холодильника: «этот точно последний», — думаю в свое оправдание. Однако я ошибаюсь: постепенно все возвращается на круги своя. И вот уже жадно смотрю на фото изысканных блюд в интернете, думаю, чего бы еще такого вкусненького съесть, и чувствую непрерывный голод, даже если только что пообедала.
Вот это без конца возвращающееся закабаление, сразу после радости о свободе... угнетает едва ли не больше, чем сама зависимость от страсти. Лишь успеваю поверить в то, что наконец свободна от своей страсти, как своим тщеславием выдергиваю столь желанную свободу прочь... И вновь нескончаемый голод и жажда, которую не утолить. Как говорил схиигумен Иоанн Алексеев: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб».
А ведь хочется поверить, очень хочется. Что я духовно возмужала, стала, наконец, способной на самоконтроль и прочие виды самодисциплины... Что каждый пост дает моей душе столь необходимую закалку и опыт в борьбе со своими страстями.
Но, к сожалению, у меня это не получается. Моя душа — такая же темная и зачерствелая, как и прежде. Как огромный корабль, опутанный водорослями страстей, обросший множеством ракушек дурных мыслей и негодных дел. Как бы не пойти ко дну под этим огромным грузом? Как очистить свой корабль от этой тяжести, чтобы он пошел туда, куда следует: в тихую гавань Спасения по бушующему жизненному морю?
Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться». Если я не могу преодолеть свою зависимость от вкусной еды, не надо пытаться в один момент стать великой постницей. Надо сказать : «Боже мой, вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать». Не надо отчаиваться. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стремимся к исправлению. И нужно понимать, что без помощи Божьей мы ничего не можем сделать.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема