Знаете, что для меня самое трудное в борьбе со страстью? Взять, к примеру, чревоугодие — чрезмерную любовь к различным деликатесам или вкусняшкам, как называют их в интернете. Когда наступает очередной пост, я твердо решаю на этот раз держать его как следует: без всяких послаблений в виде шоколадки на завтрак или чашки кофе с молоком. И первую неделю все идет отлично. Я спокойно прохожу мимо витрин со сладостями, кофе кажется мне вкусным и без молока. Во всем теле я чувствую необыкновенную легкость, и душа моя, кажется, также воздушна и почти уже бесплотна...
И вот стоит мне только мысленно вознестись над нашим грешным миром: почувствовать свободу от этого гнёта, обрадоваться своей независимости. Только я порадуюсь, что перестала думать о еде, чувствовать неутолимый голод -так сразу опрокидываюсь с небес на землю. Вечером тайно поедаю тортик из холодильника: «этот точно последний», — думаю в свое оправдание. Однако я ошибаюсь: постепенно все возвращается на круги своя. И вот уже жадно смотрю на фото изысканных блюд в интернете, думаю, чего бы еще такого вкусненького съесть, и чувствую непрерывный голод, даже если только что пообедала.
Вот это без конца возвращающееся закабаление, сразу после радости о свободе... угнетает едва ли не больше, чем сама зависимость от страсти. Лишь успеваю поверить в то, что наконец свободна от своей страсти, как своим тщеславием выдергиваю столь желанную свободу прочь... И вновь нескончаемый голод и жажда, которую не утолить. Как говорил схиигумен Иоанн Алексеев: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб».
А ведь хочется поверить, очень хочется. Что я духовно возмужала, стала, наконец, способной на самоконтроль и прочие виды самодисциплины... Что каждый пост дает моей душе столь необходимую закалку и опыт в борьбе со своими страстями.
Но, к сожалению, у меня это не получается. Моя душа — такая же темная и зачерствелая, как и прежде. Как огромный корабль, опутанный водорослями страстей, обросший множеством ракушек дурных мыслей и негодных дел. Как бы не пойти ко дну под этим огромным грузом? Как очистить свой корабль от этой тяжести, чтобы он пошел туда, куда следует: в тихую гавань Спасения по бушующему жизненному морю?
Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться». Если я не могу преодолеть свою зависимость от вкусной еды, не надо пытаться в один момент стать великой постницей. Надо сказать : «Боже мой, вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать». Не надо отчаиваться. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стремимся к исправлению. И нужно понимать, что без помощи Божьей мы ничего не можем сделать.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер