
«Большая драка дона Камилло», студия: Rizzoli Film S.p.a., режиссёр: Кармине Галлоне
— Ну, в общем, за Пеппоне вы не беспокойтесь. Между мэром и депутатом — бездна. И он в неё свалится, возможно. Если его немного подтолкнуть.
— По-моему, дон Камилло прав, Пеппоне с треском провалится!
Маленький итальянский городок гудит, словно потревоженный улей. По его улицам шествуют демонстрации с транспарантами, всюду развеваются флаги. В самом разгаре избирательная компания мэра Пеппоне. Он баллотируется в депутаты государственного парламента. И всё бы хорошо, да вот только Пеппоне — пламенный коммунист. Не удивительно, что его политические взгляды разделяют далеко не все жители города. Особенно активно им противостоит местный священник — дон Камилло. Он очень надеется, что мэр проиграет выборы и готов помочь ему это сделать. Таков сюжет картины, которая называется «Большая драка дона Камилло». Фрагмент из неё только что прозвучал.
Добрую комедию о приключениях священника и политика снял в 1955 году итальянский режиссёр Кармине Галлоне. Лента стала третьим из пяти фильмов про дона Камилло. Все они так или иначе связаны между собой, и в то же время каждую из серий можно смотреть как самостоятельную картину. В разные годы фильмы были отмечены престижными международными кинематографическими наградами: премией Британской академии кино и телевидения, наградой Немецкой киноакадемии, а также получили высокую оценку американского Национального совета кинокритиков.
В основу сценария были положены рассказы известного итальянского писателя-юмориста Джованино Гуарески. Их главного героя, священника дона Камилло, несокрушимо стоящего на защите церкви от нападок коммунистической власти, в фильме блестяще воплотил легендарный французский комик Фернандель. В одном из своих интервью Фернандель признавался, что дон Камилло стал ролью его жизни. И заметил, что у него с героем немало общего. «Я тоже верю в Бога и люблю пошутить», — сказал актёр.
Добрых, умных, небанальных шуток в картине «Большая драка дона Камилло», действительно, много. Режиссёр Кармине Галлоне неординарно осмыслил столь непростую тему противостояния коммунистической идеологии и церкви — без пафоса и патетики, с юмором и добротой. Дон Камилло и мэр Пеппоне пользуются любым предлогом, чтобы поддеть друг друга. Политик на митингах агитирует народ против церкви, священник вмешивается в тёмные делишки мэра и мешает ему их вершить. А однажды со двора дона Камилло вдруг, все до одной, исчезают куры, которых он долго и старательно откармливал. Очевидцы говорят: в отсутствие священника к нему заходил кто-то очень похожий на Пеппоне... Но зачем же мэру так портить себе репутацию в разгар предвыборной кампании? В одном из эпизодов полицейский приходит к Пеппоне и пытается это выяснить.
— Речь идёт о курах дона Камилло. Кража их с 9 до 11 сегодняшнего вечера. Вы понимаете?
— Конечно, но причём тут я?
— При том, что вас видели входящим в огород дона Камилло в 10.30 и выходящим оттуда ровно в 11.
Однако очень скоро всё прояснится, причём, самым неожиданным образом. И дону Камилло придётся принимать серьёзное решение. А какое — пусть зрители узнают сами, посмотрев эту чудесную, светлую комедию. Скажу без всякого преувеличения: в ней наслаждаешься каждой репликой, каждым кадром. И, конечно, смеёшься — от души, по-доброму, когда видишь на экране, как заклятые, казалось бы, враги то и дело протягивают друг другу руку помощи. И не так уж важно, победит или нет мэр Пеппоне на выборах. Гораздо важнее, победит ли добро, которое лежит в глубине сердца каждого человека.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер