Святые наших дней… Есть люди, прославленные в лике святых совсем недавно, уже в нашем 21 веке. Они жили среди нас, и каждое сказанное ими слово теперь имеет особую ценность.
Сегодня мы говорим о блаженном Гаврииле Ургебадзе и повести Валерии Алфеевой «Призванные, избранные и верные».
Место действия — Грузия
Время действия — 80-е годы 20 века
В 2012 году блаженный Гавриил (Ургебадзе) был причислен Грузинской церковью, а в 2014 году Русской Православной Церковью к лику святых. Этот человек, наш современник, взял на себя редкий подвиг юродства.
«Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда я надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество», — только близким говорил отец Гавриил о причинах своего странного поведения.
В Тбилиси отца Гавриила многие принимали за сумасшедшего, унижали, смеялись, когда он садился на кучу мусора и говорил о себе: «Я — земля и пыль». И лишь теперь стало ясно, что всеми своими чудачествами отец Гавриил как бы говорил окружающим: «Люди, очнитесь от своей гордости и пустого тщеславия!»
Московская писательница Валерия Анатольевна Алфеева встретилась с отцом Гавриилом (или как его называют в Грузии – Габриэлем) в конце 80-х годов во время своего путешествия в Грузию. В повести «Призванные, избранные и верные» она рассказывает о том незабываемом впечатлении, которое произвел на нее этот человек «с кроткими тёмными глазами» и его рассказы о своей жизни.
«Так он запомнился мне: высокий, в поношенной рясе, облегающей плотную фигуру, с резной иконкой Богоматери на груди вместо креста. Ему было под шестьдесят лет, лоб пересекали три глубокие, от виска к виску, морщины. Но крупно вьющиеся волосы были совсем чёрные…»
Примерно с середины 60-х годов отец Гавриил Ургебадзе начал строить во дворе своего дома в Тбилиси церковь. К нему то и дело приходили то из милиции, то из райисполкома, грозились подогнать бульдозеры и разрушить церковь…
Церковь, построенная руками блаженного Гавриила Ургебазде и украшенная редкими иконами, и по сей день стоит в Тбилиси.
Для своей церкви отец Гавриил собирал на свалках иконы и церковную утварь, которые горожане выбрасывали из домов вместе со старыми вещами. Все эти иконы и старинные вещи отец Гавриил чистил, реставрировал и размещал в своей церковке или отдавал в монастыри.
«Я собирал всё это возле закрытых церквей и монастырей, - говорил отец Габриэль, двигаясь вдоль полок рядом с нами. – Иногда разгребал груды мусора во дворе в углу или в подвалах, извлекал из земли вот такой кувшин. Может быть, он сорок лет стоял в алтаре…»
Во время первомайской демонстрации в 1965 году отец Гавриил Ургабидзе поджег висящий на стене исполкома двадцатиметровый портрет Ленина. В Тбилиси была объявлена тревога первой категории.
«Грузины, опомнитесь! Господь сказал: Не сотворите себе кумира и никакого изображения его. Мы всегда были христианами. Вы поклоняетесь идолам, — проповедовал отец Гавриил, пока главную площадь Тбилиси оцепляли военными, подгоняли пожарные машины.
Отца Гавриила жестоко избили, несколько дней он находился без сознания. По решению суда его направили на лечение в психиатрическую больницу, что спасло проповедника от расстрельной статьи.
«Все плохое в человеке – только случайность, - говорил отец Гавриил. - Никогда не презирайте людей. Даже если видите грязных, пьяных, ругающихся скверными словами. И в них сохраняется Божий образ, в глубине, о которой, может быть они и сами не знают. Этот образ враг замазал грязью, как можно запачкать икону. А попадёт она в добрые руки, ее очистят – и засияет…»
Такой завет святого Гавриила Ургебадзе всем нам, современным людям, звучит со страниц повести Валерии Алфеевой «Призванные, избранные и верные».
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема