На Торговой стороне Великого Новгорода только и разговоров было, что о боярском сыне Феодоре. Марья, жена сапожника Степана, принесла с базара удивительные новости.
МАРЬЯ:
Что делается-то, отец! Соседей-то наших родовитых сын, никак, ума лишился! Полгода прошло, как родители померли, а уж у него от всего богатства только старый армяк остался. Дом, хозяйство, земли — всё продал, по ветру пустил! Вот горе-то какое! А всё, видно, от большой учёности! Уж больно он до книг с детства охоч был!
Степан выслушал Марью, не прерывая работы. Он мастерил сапоги из красной сафьяновой кожи, ловко орудуя шилом.
СТЕПАН:
Ты, мать, не тарахти. Мало ли глупостей бабы на базаре болтают, а ты повторяешь. Не так прост Федор, как вам, пустомелям, видится. Отец его, Царствие Небесное, человек был почтенный, набожный. Сына он в ученье отдал, чтобы тот о Боге больше узнать мог. И матушку Федину, покойницу, только добром помянуть можно. От неё он милостивое сердце унаследовал. Скажи-ка мне, помнишь ли ты слово Христово: «Продай своё имение и следуй за Мной?». То-то и оно, что не помнишь. А Федор не только в сердце своем этот наказ сберёг, но и в жизни воплотил.
МАРЬЯ:
Да ведь он на днях, люди сказывали, последние монеты нищим возле новой Фёдоровской церкви роздал! Сам-то на что жить станет? Ни одеться, ни в рот положить нечего!
СТЕПАН:
Храм этот Фединому святому покровителю посвящён, великомученику Фёдору Стратилату. Там он ещё отроком больше времени проводил, чем в доме родном. Что ж ты удивляешься, что он убогих, при этой церкви кормящихся, милует? А на что жить Фёдор станет — про то Господь ведает.
В четырнадцатом веке в Великий Новгород съезжались купцы со всей Руси. От щедрот богатых торговцев и питался Фёдор, оставшись без крова над головой — кто теплый платок ему подаст, кто пирог, а кто и монетку. Люди быстро забыли о том, что он — сын знатных и богатых родителей и жалели его, как бездомного.
Все подарки Фёдор раздавал нуждающимся, а сам ел так мало, что оставалось удивляться, чем человек жив. Федора видели молящимся по ночам на церковной паперти, а где и когда он спал, оставалось для всех загадкой. Одетый в лохмотья, с нечёсаными волосами, он производил впечатление безумного, однако, в его бессвязной речи люди все чаще слышали назидательный смысл. Скажет Фёдор: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб», — наступает засуха и приносит с собой неурожай и голод. Обронит: «Это место станет чисто, хорошо здесь будет репу сеять» — пожар уничтожает все дома там, где он это произнёс. Новгородцы стали относиться к Фёдору как к святому, блаженному, и искали в его словах предостережения от бед, грозящих городу.
Не только стихийные бедствия представляли опасность для Великого Новгорода. Жители Торговой и Софийской сторон — районов, разделённых рекой Волховом, страдали от междоусобиц. Блаженный Феодор своими нелогичными поступками, словно притчами, обличал эти конфликты, доходившие порой до братоубийства. Вместе с юродивым Николаем, подвизавшимся на Софийской стороне, они разыгрывали целые представления! И не обратить внимания на эти поучительные действа было просто невозможно.
МАРЬЯ:
Слышал, отец, что сегодня юродивые учудили? Фёдор на Софийскую сторону перебрался, а Николай его там хворостиной встречает! «Ты, — говорит, — почто к нам? Никак украсть чего хочешь?». И ну Федю стегать! А тот ругается, на чём свет стоит! Бросился наутек, огородами, да не к мосту, а прямо к реке! И как по земле бежал, так по воде свой путь и продолжил!
СТЕПАН:
Да ну?.. Милостив Господь! Чудесами нас, грешных, вразумляет. Неужто и после такого обличения продолжат новгородцы избивать друг друга лишь за то, что живут по разные стороны моста?
В первый февральский день 1392 года блаженный Феодор был особенно радостен и светел. «Чему веселишься, Федя?», — спрашивали горожане, и он отвечал со счастливой улыбкой: «Прощайте меня, далеко ухожу от вас!». К вечеру святой отошел в вечность. Начался отсчёт его нового служения людям — предстательства пред Богом, небесного покровительства.
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов








