Сегодня мы предлагаем вам посетить Благовещенскую лавру в польском городе Супрасль. Этот монастырь в самом конце XV столетия основал воевода Великого княжества Литовского Александр Ходкевич, и сначала обитель располагалась в резиденции воеводы в городе Грудек. За два года городок сильно вырос и по просьбе игумена и братии монастырь перенесли в более уединенное место. По легенде иноки опустили деревянный крест в реку Супрасль. И он пристал к берегу в тридцати километрах от Грудека, в местечке с названием Сухой Бугор. Туда и переселились монахи. А монастырь стал зваться Супрасльским от протекавшей вблизи речки.
Первым делом возвели деревянный храм во имя Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича. А чуть позже монастырь украсился каменным Благовещенским собором. Его расписали и в день освящения поместили в храм список иконы Божией Материи Смоленской. Этот образ в дальнейшем прославился как чудотворный.
На протяжении XVI столетия число братии в монастыре колебалось от семидесяти до ста человек. Вырос третий храм - Воскресения Христова. Была собрана большая библиотека. Обитель входила в состав Киевской митрополии и поддерживала тесные связи с Афоном, Москвой и Болгарией. А сам монастырь стал именоваться лаврой.
Однако вскоре в обители настали непростые времена. В 1596 году была принята так называемая Брестская уния. Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил Рагоза объявил о своем подчинении Римско-католической церкви с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Польские власти во главе с королем Сигизмундом III поддержали униатов. Уния провозгласила монастырь своим. Однако его настоятель архимандрит Илларион (Масальский) выступил против этого решения, за что был изгнан королевским указом. При его приемнике архимандрите Герасиме Великонтии в обители также сохранилась православная традиция. Однако несколько лет спустя следующий наместник архимандрит Самуил (Сеченко) пошел на уступки униатам. И в результате почти на двести лет Супрасльский монастырь оказался под властью унии. За это время в Благовещенском соборе установили иконостас в стиле барокко, а уникальные фрески XVI века закрасили. Сама обитель постепенно пришла в упадок.
К 1807 году Белостокский край, в состав которого входил и Супрасль, был присоединен к Российской империи. В жизни монастыря начались долгожданные перемены. Его братия пожелала вернуться в Православие. Это стало возможным после Полоцкого собора 1839-го года, когда отменили постановления Брестской унии. И вскоре в обители были восстановлены православные традиции. Со стен Благовещенского собора сняли побелку и промыли фрески. Храм во многом приобрел свой первоначальный вид.
Спокойную жизнь монастыря нарушила Первая мировая война. С ее началом всех жителей Супрасля эвакуировали вглубь России. Монахи, уезжая, забрали с собой чудотворную икону Богоматери. Тогда никто не мог предположить, что жизнь православной обители замрет на несколько десятилетий. В 1984 году здесь вновь стали селиться монахи. Община получила статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. И еще через некоторое время обитель вернула себе весь комплекс зданий.
На сегодняшний день отстроен полуразрушенный Благовещенский собор. Несмотря на то, что внутренняя роспись еще не закончена, в нем проводятся богослужения. Здесь же хранится главная святыня обители - чудотворная икона Божией Матери. Посетители Благовещенской Супрасльской лавры могут остановиться в гостинице при монастыре.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер