На левом берегу Саратовского водохранилища раскинулось село Фёдоровка. Его прекрасно видно с реки, и путешественники, совершающие круизы по Волге, непременно высыпают на палубу, чтоб полюбоваться храмовым комплексом, стоящим у самой воды.
Благовещенская церковь появилась в Федоровке благодаря печальным обстоятельствам. Жена помещика Николая Федоровича Бахметева, владельца здешней усадьбы, тяжело заболела. Это была та самая прелестная Варенька, в девичестве Лопухина, в которую был горячо влюблен Михаил Лермонтов. Вскоре после замужества ее стал одолевать непонятный недуг, она таяла на глазах, и врачи не могли найти причину. Николай Федорович делал все, чтобы вылечить любимую супругу, которая была моложе его на целых семнадцать лет. Он вывозил Варвару Александровну на воды, приглашал к ней лучших докторов. И, наконец, по обету, данному Богу, поставил в Федоровке храм в честь небесной покровительницы жены – великомученицы Варвары. После этого Варвара Бахметева прожила еще пять лет, и умерла, едва ей исполнилось тридцать шесть.
А храм, переосвященный в честь праздника Благовещения, и сейчас стоит над водной гладью. Он построен в несколько эклектичном стиле – например, классические треугольные фронтоны сочетаются здесь с рельефными выступами под карнизом в виде стрельчатых кокошников. Однако это не портит общее впечатление, белая церковь с золотым пятиглавием на стройных барабанах выглядит весьма гармонично.
В истории этого храма есть интересные эпизоды. Известно, например, что здесь крестили Петра Флеринского, сына псаломщика. Позднее он стал епископом с именем Павел и возглавил Уральскую епархию. А во время советской власти много лет провел в лагерях и тюрьмах, страдая за веру. Принял крещение в Благовещенском храме и еще один уроженец Федоровки – художник Федор Буров, сын управляющего имением Бахметевых. Картины этого живописца можно увидеть в Третьяковской галерее.
Не миновала церковь Благовещения и невзгод, общих для всего русского православия. В тридцатых годах ее закрыли, изъяли все имущество, сбросили колокола. Более полувека прошло, прежде чем церковь вернули верующим. Храм был заново расписан. Художественными работами руководил народный художник СССР Андрей Васнецов, внук знаменитого живописца. Результат реставрации стоит того, чтобы его увидеть.
Добраться до Федоровки проще простого – поселок расположен неподалеку от станции «Канал» железнодорожной ветки Тольятти – Самара. От областного центра, конечно, далековато – почти девяносто километров. Зато от районного рукой подать. Не так давно, кстати, Федоровка получила статус микрорайона Тольятти. Так что теперь Благовещенский храм считается самым древним на территории молодого города. И этим можно гордиться.
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема