
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха
В XIII веке огромная армия Батыя двинулась из монгольских степей на покорение Европы, но встретила на Руси решительный отпор. Многие русские князья мужественно сражались с завоевателями, сражались не на жизнь, а на смерть...
Сегодня мы говорим о благоверном великом князе Георгии Суздальском и романе Василия Яна «Батый».
Место действия — Древняя Русь.
Время действия — XIII век по Рождестве Христовом.
В 1237 году, когда началось Батыево нашествие на Русь, великокняжеский престол во Владимире занимал князь Георгий Всеволодович, сын князя Всеволода Большое гнездо.
Вот каким предстает князь Георгий на страницах романа Василия Яна «Батый».
Князь Георгий Всеволодович Суздальский был высок, плечист и дороден. Окладистая полуседая черная борода украшала могучую грудь. Взгляд тёмных строгих глаз из-под чёрных бровей пронизывал насквозь, приводил в трепет.
Князь Георгий Всеволодович был опытным и храбрым воином.
Узнав о том, что армия Батыя дотла сожгла Рязань и, сметая все на своем пути, движется на север, он стал спешно собирать под своим началом русские дружины.
Во времена междоусобных войск это было сделать непросто: каждый из удельных князей надеялся сам справиться с кочевниками-завоевателями, явно недооценивая силы противника.
Князь Георгий разослал в соседние княжества послов, а сам объезжал Владимиро-Суздальские земли, призывая простой народ вместе выступить против завоевателей.
Великий князь строго говорил собравшимся селянам:
— Берите мечи и топоры! Ополчайтесь в дружины, готовьтесь к смертному бою с врагом хитрым, жестоким! Кто нам поможет отогнать его в Дикое поле? Никто! Мы сами должны спасти родные земли. С нами Бог! Он — защита.
Собрав большое войско, князь Георгий Суздальский разбил лагерь возле реки Сить и стал ожидать подхода армии Батыя. Тем временем в русский стан приходили страшные вести: монголы захватили и сожгли Владимир, оба сына великого князя Георгия убиты,
И вот настало утро 4 марта 1238 года, когда произошло решающее сражение русских с армией Батыя на реке Сить. Громко прозвучал сторожевой рожок, возвещавший, что враг подошел близко, и пришла пора выступать...
Князь Георгий поднялся в седло, правой рукой натянул повод. Надел на правую руку ремень небольшого круглого щита. Золотой шлем глубже надвинул на брови.
— Эй, соколики, готовы ли?
Это последние слова великого князя Георгия Суздальского, которые мы слышим на страницах романа Василия Яна «Батый».
Вместе со своими «соколиками» благоверный князь Георгий Суздальский героически погиб на поле боя. В решающем сражении на реке Сить русские потерпели поражение — силы были слишком не равны.
Русский советский писатель Василий Григорьевич Ян получил широкую известность как автор исторической трилогии «Нашествие монголов», в которую входят романы «Чингизхан», «Батый» и «К последнему морю».
Исторический роман «Батый» вышел в свет в 1942 году, и аналогия нашествия монголов с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны была очевидна.
В романе «Батый» автор убедительно показал спокойное мужество князя Георгия перед лицом смерти, его готовность «положить жизнь за други своя» и за спасение Отчизны.
Все выпуски программы Прообразы
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема