Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский происходил из славного в русской истории рода Мономаховичей. Его прадедом был великий князь Юрий Долгорукий, дедом - князь Всеволод Большое Гнездо.
Отец Василька, Константин Всеволодович, став великим князем Владимирским, посадил своего восьмилетнего сына на княжение в Ростове. Все любили молодого князя Василия Ростовского – и его дружина, и бояре, и крестьяне – за доброту, справедливость, воинскую отвагу. Летописцы отмечают цветущую красоту Василия – он был высокого роста, кудрявым, светловолосым – настоящий русский богатырь.
Вот только жить князю Василию Ростовскому выпало в трагические времена татаро-монгольского нашествия на Русь.
С этого и начинается стихотворение Дмитрия Кедрина «Князь Василько Ростовский».
Дмитрий Кедрин:
Ужель встречать в воротах
С поклонами беду?
На Сицкое болото
Батый привёл орду.От крови человечьей
Подтаяла река,
Кипит лихая сеча
У княжья городка.Врагам на тын по доскам
Взобраться нелегко:
Отважен князь Ростовский
кудрявый Василько.
Битва с татарами на реке Сить, которую поэт образно называет Сицким болотом, произошла 4 марта 1238 года. К тому времени армия Батыя взяла штурмом и сожгла Рязань, Москву, Владимир, Суздаль и многие другие русские города.
Владимиро-Суздальские князья постарались объединиться под руководством великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, чтобы дать отпор врагу. Но ни одна, даже самая сильная дружина удельного княжества, не была способна отразить натиск многотысячной армии Батыя.
Князь Василий Ростовский со своей дружиной тоже храбро бился с татарами в сражении на реке Сить.
Дмитрий Кедрин:
В округе все, кто живы,
Под княжью руку встал.
Громят его дружины
Насильников - татар.Но русским великанам
Застлала очи мгла,
И выбит князь арканом
Из утлого седла.
Раненого князя Василия взяли в плен и привели в ставку Батыя. Хан, восхищенный силой и отвагой русского князя, обещал сохранить богатырь жизнь, если тот перейдет на службу в его войско.
Князь Василий Ростовский наотрез отказался изменить Родине и Православию и ответил хану:
Дмитрий Кедрин:
Служить тебе не буду,
С тобой не буду есть.
Одно звучит повсюду
Святое слово: месть!Под нашими ногами
Струится кровь - она,
Монгольский хан поганый,
Тобой отворена!В лесу огонь пожара
Бураном размело.
Твои, Батый, татары
Сожгли мое село!3абудь я Русь хоть мало,
Меня бы прокляла
Жена, что целовала,
И мать, что родила!
Как говорится в летописи, татары «много мучивше» князя Василия Ростовского, предали его смерти в Шернском лесу. Ему не было и тридцати лет…
Недолгая жизнь – всего 38 лет - выпала и замечательному русскому советскому поэту Дмитрию Борисовичу Кедрову.
Стихотворение «Святой Василько Ростовский» он написал в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, и конечно, его строки звучали как призыв сплотиться и сохранять мужество перед лицом фашистских завоевателей.
В русской истории много примеров героизма, и один из них показал святой князь-мученик Василий Ростовский.
Дмитрий Кедрин:
Сплотится Русь и вынет
Единый меч. Тогда,
Подобно дыму, сгинет,
Батый, твоя орда!И умер князь кудрявый,
Но с той лихой поры
Поют герою славу
Седые гусляры.
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM
18 июля. Об истории Иконы Божией Матери «Домостроительница»

Сегодня 18 июля. Церковь чтит Икону Божией Матери «Домостроительница».
О её истории — священник Захарий Савельев.
Образ Божией Матери Домостроительницы восходит к X веку. Связано это с примером того, как некий инок, некий святой на горе Афон остался один в своей обители, удалился из этой лавры. И, уже странствуя к другому духовному пристанищу, ему на дороге встретилась женщина. Он удивился, потому что на горе Афон, как мы знаем, не бывает женщин.
Но вместо того чтобы задать ей вопрос, она задала ему вопрос: «Куда ты идёшь?» Он удивился и сказал: «Как ты сюда попала? Женщинам здесь нельзя появляться». На это она ответила, что она Пресвятая Богородица и Матерь Господа, которому он служит. Монах начал дознаваться, точно ли перед ним Пресвятая Владычица Богородица, или же это наваждение бесовское. И Божия Матерь совершила чудо.
Но главное, что этот инок вернулся в обитель, и эта обитель прославилась ещё больше. И по сей день это лавра святого Афанасия. Там нет эконома. Там есть подэконом или помощник эконома, потому что сама эта должность как бы занята Пресвятой Богородицей.
Пресвятая Богородица-Домостроительница — Домостроительница нашего спасения, Матерь Господа, ну и самая главная помощница в наших делах, скорбях и сложных обстоятельствах.
Все выпуски программы Актуальная тема