
Может ли происходить чудо по расписанию? Многие ответят — конечно, нет. Чудо должно быть сюрпризом! Безусловно, неожиданность — главный атрибут любого необычного события. Но есть в Православной Церкви такое чудо, которое происходит раз в год и только в тот день, который предполагается для него календарем. Речь идёт о схождении Благодатного огня.
Пожалуй, нет такого человека, который бы не слышал об этом чуде. Тем не менее, кратко о нем расскажу. Каждый год накануне Пасхи, главного христианского праздника, в храме Воскресения Господня в Иерусалиме происходит удивительное событие — из ниоткуда в храме появляется огонь. Благодаря своему чудесному возникновению он именуется Церковью «благодатным».
Схождение Благодатного огня происходит после молитвы Патриарха, то есть главы, Иерусалимской Православной Церкви. Патриарх молится в Кувуклии — маленькой часовне внутри огромного храма Воскресения Господня. Кувуклия стоит на том месте, где находилась погребальная пещера Христа и где произошло Его воскресение из мёртвых.
Патриарх молится там один. Перед тем, как ему войти в часовню, помещение осматривает израильская полиция. Самого Патриарха тоже осматривают. Цель этих действий — не допустить наличия предмета или вещества, которые могут вызвать огонь. С Патриархом в часовне находятся наблюдатели от неправославных христианских общин. Они контролируют его действия и, получается, контролируют чудо!
А чудо, несмотря на ежегодные препятствия, происходит из года в год. По молитве Патриарха в Кувуклии, а затем и во всем храме Воскресения из ниоткуда начинают возникать огненные всполохи, от которых зажигаются сначала тридцать три свечи Патриарха, а затем свечи многочисленных паломников. Людей при этом охватывает чувство ликования!
Православные христиане верят — благодатный огонь не просто чудо. Для нас этот огонь — живой символ события двухтысячелетней давности, тот самый свет, который видел в гробнице Христа апостол Пётр, прибежавший туда, как повествует Евангелие, чтобы удостовериться в Воскресении Спасителя.
Благодатный огонь появляется только накануне православной Пасхи и только по молитве Иерусалимского Патриарха. Однажды в 16 веке главе Иерусалимской Церкви не дали войти в Кувуклию и помолиться о сошествии огня. Тогда благодатный огонь появился в виде молнии и расколол одну из колонн в храме Воскресения. Эта колонна до сих пор существует и её может видеть каждый, кто приходит в храм.
Есть, впрочем, люди, даже считающие себя православными, которые не верят в сверхъестественную природу благодатного огня. Для них расскажу одну маленькую историю.
Один мой знакомый, находившийся в Иерусалиме накануне Пасхи, вместе с огромным количеством паломников стоял в храме и ждал появления Благодатного огня. Рядом с ним стояли сурового вида мужчины-арабы и что-то оживлённо обсуждали. Оказалось, что они — мусульмане и говорили примерно следующее: «Почему так долго не появляется огонь! Если он не появится — год будет очень неудачным! Нас будут ждать великие бедствия! Надо сказать христианам, чтобы они лучше молились!»
Удивительно, не имея одинаковой с нами веры в Бога, эти люди верили в чудо Благодатного огня. И таких мусульман на Ближнем Востоке множество. Если мусульмане стараются сохранить чувство удивления от схождения благодатного огня, то нам и подавно нужно его беречь! Ценить этот огонь как чудесный символ Пасхи Христовой!
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о чуде схождения благодатного огня.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер