
В детстве я была октябренком, пионером. Комсомолкой стать уже не успела. В нашей семье о Боге не говорили. И совсем не потому, что нельзя. Партийных и высокопоставленных чиновников не было. Все простые рядовые рабочие и служащие. Про светлое коммунистическое будущее упоминали с иронией. А про веру, наверное, просто не умели, не знали, как сказать.
Верила в Бога бабушка, мамина мама. Летом мы жили у нее в деревне. Помню церковь вдали на горизонте и бабушку, которая идет со службы через золотое поле ржи. А мы ждем ее, сидя на заборе.
Бабушка нам нотаций не читала, в храм насильно не тянула. Мы даже не крещены были в детстве: папа — вообще из мусульманской семьи. Но она иногда говорила о Боге. Как-то сидим за столом, пьем чай, над бабушкой слегка посмеиваемся. Она — старенькая, а мы — современные, образованные. И вдруг бабушка очень серьезно с нами заговорила. Я запомнила слова: «Вот они говорят Бога нет, Бога нет. А без Боженьки никуда». Как никуда? Мы вот живем, сами все решаем. Сколько всего вокруг происходит. О Боге не думаем. Где Он? Как же без Него никуда? — ответствовали мы тогда.
А бабушка не спорила. Просто молилась за нас. Вставала на колени и клала один земной поклон за другим. Никогда не делала этого напоказ. Застать бабушку за молитвой можно было только случайно. Сама того не понимая, я и тогда была с Боженькой по ее молитве.
Спустя много лет образ бабушки уже не такой четкий, яркий. Но с возрастом я осознала, сколько мудрости и упования на волю Божию было в этой простой женщине. Теперь понимаю, что именно она молитвами и примером дала мне направление в жизни. Несмотря на ошибки, я пришла к Богу. И тоже могу с уверенностью повторить эти простые слова: «Без Боженьки никуда».
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема