Белыничский образ Божией Матери относится к древнему иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. Божия Матерь на изображении указывает на Младенца Христа, как на истинный Путь спасения. История иконы восходит к тринадцатому столетию. Согласно преданию, её вынесли монахи из Киева, разорённого войсками монгольского полководца Батыя.
Проделав немалый путь, иноки остановились на возвышенности возле реки Друть — это правый приток Днепра. Ночью подвижники стали молиться перед образом Богородицы, и он просиял, озаряя окрестности ярким светом. Чудо повторялось в течение нескольких ночей. Место, где происходило необычайное явление, получило название Белые ночи. Сейчас это город Белыничи Могилёвской области Белоруссии.
Монахи основали на реке Друть обитель. Они построили храм во имя Илии пророка, и Белыничская икона стала главной его святыней. К концу шестнадцатого века монастырь разорился, Ильинская церковь досталась католикам. Новые хозяева перенесли чтимый образ в Белыничский костёл. Здесь святыня хранилась на протяжении нескольких столетий.
В 1761 году состоялась так называемая церемония коронации Белыничского образа Божией Матери. В католической традиции это акт признания особого почитания иконы. Специалисты считают, что именно в это время изображение было дополнено символами царской власти. В руке у Богородицы появился жезл, на ладони Спасителя — держава. Головы Пречистой Девы и Её Сына увенчали короны.
В начале девятнадцатого века Белыничи стали частью Российской империи. Костёл, в котором хранилась чудотворная икона, стал православным храмом. При нём образовался монастырь. Обитель действовала до 1925 года, а затем её закрыли безбожники. Белыничский образ Царицы Небесной стал экспонатом Могилёвского краеведческого музея. В годы Великой Отечественной войны святыня была утрачена.
До наших дней сохранились два списка древней иконы. Один находится в Белыничах, в храме, посвящённом Белыничскому образу Божией Матери. Второй — в Свято-Никольском женском монастыре в российском городе Калининграде. Оба списка почитаются чудотворными.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Зачем философия сегодня?» Интервью с И. Чубаровым
Гость программы — Игорь Чубаров, философ, доктор философских наук, проректор Тюменского государственного университета, директор «Школы метапредметных компетенций».
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Помощь центру социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области
Центр социальной реабилитации для детей и подростков «Надежда» располагается в деревне Косковская Горка Тверской области. Здесь находят поддержку семьи, которые переживают временные трудности, а также ребята, лишившиеся дома и родительской заботы.
12-летняя Ира — одна из подопечных. Девочка жила вместе с мамой в деревенском доме без отопления и каких-либо удобств. У женщины были психические расстройства, поэтому она не могла полноценно заниматься воспитанием и развитием ребёнка. Мама не выпускала дочь на улицу, и от людей прятала Иру в подвале. И всё же девочке удалось помочь.
В центре социальной реабилитации «Надежда» с подростком долгое время работали воспитатели и психологи. Постепенно Ира начала общаться с другими, учиться и заниматься творчеством: оказалось, что она хорошо рисует, танцует и поёт. У неё доброе сердце: девочка заботится об окружающих и умеет радоваться мелочам.
За то время, пока Ира находилась в приюте, маму лишили родительских прав. А дальше ребёнка ждал детский дом. Но на одном из праздников, которые центр проводит для подопечных и семей из ближайших деревень, Ира познакомилась с будущими приёмными родителями. Так она обрела заботливых папу и маму, трёх братьев и сестру. Сегодня ребёнок живёт в большом уютном доме и у неё есть поддержка взрослых. Всей семьей они любят гулять, кататься на велосипедах и роликах. Ира ходит в школу, рисует и занимается музыкой.
При участии центра социальной реабилитации «Надежда» жизнь многих детей и семей из Тверской области меняется к лучшему. Сегодня поддержка нужна самому центру. Важно закупить современную технику для обучения ребят, а также стеллажи для хранения книг и игрушек. Помочь центру можно на сайте Тверского фонда «Рука помощи»: https://fondrp.ru/rasshiryaya-vozmozhnosti-budushhego/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов