
«Белль и Себастьян», студия Centre National du Cinеma et de l'image Animte, Epithète Films, Gaumont, M6, M6 Films, Orange Cinéma Séries, Région Rhône-Alpes, Radar Films, W9, режиссёр Николя Ванье
— Кто-нибудь видел, как она убивала овец?
— Кто?
— Зверюга.
— А разве тебе Сезар не показывал убитых овец?
— Ну да, но он же не видел, как именно она напала.
В альпийской деревушке Сен-Мартен большой переполох. Где-то поблизости, в горах, бродит неведомый зверь. Огромный — больше волка! Зверюга — так прозвали его местные жители. Они утверждали, что по ночам Зверюга пробирается в деревню и крадёт овец. Сезар, старый пастух, охотится на непрошеного гостя — ставит капканы, подстерегает с ружьём. И своему приёмному внуку Себастьяну строго-настрого приказывает не бегать в тех местах, где бродит Зверюга. Так начинается кинофильм «Белль и Себастьян», который снял французский режиссёр Николя Ванье. Мы с вами только что услышали фрагмент из этой картины. Николя Ванье взял за основу сюжета известное одноимённое произведение писательницы Сесиль Обри. «В нём много сердца и души», — так объяснил режиссёр свой выбор. После премьеры фильма в 2013 году, кинокритики отозвались о нём с большим теплом. «Эта простая история распахивает души зрителей навстречу добру», — писал о фильме популярный американский журнал «Вэраети».
О том, что фильм несёт добрый посыл, мы интуитивно догадываемся уже по самым первым кадрам, когда видим, как дедушка и внук спасают детёныша косули, чью мать подстрелили охотники. И только потом догадываемся что это, вероятно, своеобразная аллегория. Ведь маленький Себастьян тоже растёт без матери. Дед говорит — она уехала в Америку. Каждое Рождество мальчик ждёт, что она приедет его навестить. А когда устаёт ждать, требует у дедушки ответа. И выясняется, что Сезар приютил у себя сироту.
— Твоя мама была красивой цыганкой. Я нашёл её наверху, в снегу. Не знаю, как она там оказалась. Она собиралась рожать. Она взяла с меня слово, что я буду заботиться о тебе, и закрыла глаза. В тот момент, когда она положила тебя в мои руки, я полюбил тебя как сына.
Любовь, сострадание, милосердие и помощь ближнему — на этих ценностях построен сюжет фильма «Белль и Себастьян». Почти каждый его герой кому-то помогает. И даже страшная Зверюга в конце концов оказывается добрейшим псом, преданным и верным. Впрочем, Себастьян с самого начала в этом не сомневался. Их трогательной дружбе посвящена основная линия киноповествования. Но она не единственная: события разворачиваются во время Второй мировой войны. Франция оккупирована нацистами, и жителям горной деревушки тоже приходится иметь дело с захватчиками. А те внимательно присматриваются — нет ли в деревне проводников, помогающих еврейским беженцам перебираться через Альпы в Швейцарию?..
Место действия картины само по себе подразумевает захватывающие пейзажи. И действительно, почти в каждом кадре — величественные горные вершины, залитые солнцем долины и тенистые ущелья. А виды зимних Альп просто завораживают. Словом, у режиссёра Николя Ванье получилось объединить в своём фильме динамичный сюжет, простоту и лёгкость повествования, невероятной красоты природу и мораль, которая никогда не перестанет быть актуальной.
Хорош и актёрский состав. Себастьяна играет Феликс Боссюэ. Юному актёру удалось создать трогательный и обаятельный образ. По словам Феликса, после окончания съёмок ему очень не хотелось прощаться со своим героем, у которого он многому научился. Привязался мальчик и к лохматым актёрам — овчарку Белль играли сразу несколько собак. Но особенно было грустно расставаться с коллегой по съёмочной площадке, актёром Чеки Карио — он сыграл дедушку Себастьяна. «Мы очень сроднились, как будто действительно были дедом и внуком», — признавался Боссюэ.
Кстати, фильм наверняка понравится и маленьким, и взрослым. Так что его просмотр — отличный повод собраться у экрана всей семьёй: детям и родителям, внукам, дедушкам и бабушкам.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











