Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.
Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.
«Есть ли на вас нательный крестик?» – спросил у него священник. «А зачем?» – ответил тот вопросом. «Как это – зачем? Ведь вы православный человек?» – «Нет, я мусульманин», – последовал неожиданный ответ.
Этот анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большинство «кумов» не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости»; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.
По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» – люди, за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
Развивающие занятия и другие подарки для ребят с инвалидностью из ЛНР
Благотворительный фонд «Ясное дело» поддерживает семьи из Луганской Народной Республики, большинство из которых находятся в прифронтовой зоне. Среди них немало тех, кто воспитывает детей с инвалидностью. Фонд передаёт семьям всё необходимое и возвращает им возможность жить полноценно.
Семилетней Кате и её родным нужна бытовая техника, старая вышла из строя. А девочка мечтает о новых книгах и ёлке с красивыми игрушками. У Кати инвалидность, весь год она усердно училась делать свои первые шаги без коляски и говорить. Ей очень хочется отвлечься от сложных будней и погрузиться в атмосферу праздника. Фонд «Ясное дело» планирует не только отвезти её семье нужные вещи, но и порадовать Катю большой нарядной ёлкой и книгами.
Семилетнему Максиму и его родным тоже доставят необходимую помощь. А самого мальчика особенно порадует ортопедическое кресло. У него, как и у Кати, тоже есть нарушения в развитии. Максим учится в школе и ему это нравится. Он с большим старанием выполняет домашнюю работу, однако по причине болезни долго сидеть на обычном стуле не может, спина быстро устаёт. Поэтому так важно привезти ему специальное кресло.
Помимо семей Кати и Максима поддержки ждут и другие. Фонд «Ясное дело» отвезёт помощь 20 семьям с особенными детьми из Луганской Народной Республики, порадует ребят нужными подарками, а ещё оплатит для них развивающие занятия с логопедами и другими специалистами. Присоединяетесь к этому доброму делу, переходите на сайт фонда «Ясное дело» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Город Нижний Новгород
«Купно за едино» — этот лозунг был рожден на Волжских берегах во времена Смутного времени в начале XVII века, когда русские люди встали на защиту своего Государства, Православной веры, объединившись под знамена Второго народного ополчения, которое из города Нижний Новгород выдвинулось на Москву, и освободило Столицу от власти интервентов и захватчиков. «Купно за едино», «Вместе за одно», — эти слова объединяют и в наши дни всех людей, которые любят и дорожат своей Родиной, и стараются что-то сделать для её защиты. В непростое время мы живём. Не только военные действия, но и угрозы, связанные с проблемами зависимостей, сквернословия, обмирщения русского человека ставят нас перед выбором — будем ли мы равнодушно смотреть на то, что наши дети возрастают не на идеалах добра и красоты, а идут на поводу самых низких стереотипов и привычек, или «Купно за едино» станем что-то делать, чтобы украшать нашу Русскую Землю. В Нижнем Новгороде таких дел, которые являются примером для всех, накопилось немало. В нашей программе мы рассказываем не только об истории и достопримечательностях города Нижний Новгород, но и о тех проектах, которые осуществляются трудами Нижегородской Митрополии. Это и центры «Трезвение», и проекты «Россия без сквернословия» и «Ковчег фронту». В программе участвуют настоящие нижегородцы, вдохновители «третьего ополчения», которое рассылает свой клич по всем городам России. А также мы расскажем о святом, которого называют Нижегородским Чудотворцем — Преподобном Иоасафе, чьи мощи пребывают в Храме Преображения Господня на месте старопечерского монастыря, где есть целебный источник.



Иоасафа Нижегородского чудотворца


во Всероссийский день трезвости


у памятника святого Благоверного Великого Князя Георгия и Святителя Симона


Все выпуски программы Места и люди
Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде»

— Маргарита Константиновна, спасибо, что пригласили меня в Музей русского импрессионизма! Я сегодня вечером еду к родственникам в Нижний Новгород. Чемодан уже собрал с утра. Время ещё есть, и я рад провести его в таком замечательном месте.
— А вы раньше бывали в Нижнем, Леонид Сергеевич?
— Да вот, как-то всё не доводилось. Обычно родственники ко мне в Москву приезжают. А теперь вдруг к себе позвали. Ну, а я с удовольствием. Люблю новые места, новые впечатления. А в Нижнем Новгороде есть, на что посмотреть!
— О, безусловно! Один из древнейших городов России. Видами и архитектурой Нижнего Новгорода вдохновлялись многие живописцы.
— А вот интересно, есть ли здесь, в Музее русского импрессионизма, какое-нибудь полотно с изображением Нижнего Новгорода?
— Есть, Леонид Сергеевич! Вот, взгляните — справа от вас, в резной раме бронзового цвета.
— Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде». 1919 год.
— Пётр Иванович Петровичев был одним из значимых живописцев первой половины ХХ века. Ученик Исаака Левитана, Валентина Серова и Аполлинария Васнецова. В технике импрессионизма — свободной, фактурной — он изображал лирические русские пейзажи. Особенно любил писать с натуры памятники древнего зодчества. Петровичева неспроста называли певцом русской старины.
— Маргарита Константиновна, вы сейчас для меня открыли нового удивительного художника! Я о нём раньше не слышал.
— Без Петра Ивановича Петровичева просто невозможно представить отечественную пейзажную школу. Он умел своим искусством тонко передать зрителю лирическое своеобразие русского пейзажа.
— Это вы точно сказали, Маргарита Константиновна! Смотрю на картину, и прямо ощущаю этот простор! Широкая улица, старинные здания, Волга вдалеке поблёскивает синей гладью. А на переднем плане картины, слева от зрителя — белокаменный храм с шатровой колокольней. Судя по названию полотна — это и есть церковь святого Иоанна Крестителя.
— Да, один из древнейших храмов Нижнего Новгорода. Есть версия, что это с его паперти в 1612 году, в Смутное время, нижегородский купец Кузьма Минин призывал горожан сплотиться и защитить Москву от польских захватчиков. Правда, тогда церковь была ещё деревянной. Каменный храм, который мы видим на картине, построен на его месте в 1683 году. Кстати, правильное, полное название храма — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.
— А, так видимо, отсюда и название улицы — Рождественская! А почему — «на торгу»?
— А вот, видите здание с колоннами? Это типичные старинные торговые ряды. Да и на первых этажах соседних домов тоже угадываются лавочки и магазины. Возле них снуёт народ. Перед нами — торг, то есть, рынок, базар. Ну, а раньше на торгу обязательно стоял храм. Чтобы люди в будничной суете не забывали о Боге.
— Вон оно что! Да, теперь заметил. Наверное, эти детали от меня ускользнули, потому что я на краски засмотрелся. Удивительные! Где-то почти прозрачные, где-то яркие. Жизнерадостный пейзаж!
— А знаете, искусствоведы давно подметили, что творчество русских живописцев, воспитанных на иконописи, как правило оптимистично по настроению.
— Петровичев учился иконописи?
— Да, художник начинал с неё. Ещё подростком он поступил в иконописную и резную школу при Ростовском музее древностей. А уже потом, в 1892 году — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
— Теперь понятно, почему от картины словно исходит внутренний свет! Кстати, Маргарита Константиновна, вы не знаете, сохранился ли храм Рождества святого Иоанна Предтечи до нашего времени?
— Сохранился! И выглядит сейчас практически так же, как на этом полотне Петра Ивановича Петровичева. Так что вы, когда приедете в Нижний Новгород, без труда его найдёте.
— Кстати, до отправления-то осталось всего ничего! Как незаметно время пролетело. Ещё раз спасибо вам, Маргарита Константиновна, за приглашение в Музей русского импрессионизма. И за то, что познакомили меня с замечательным художником, Петром Петровичевым.
— Ангела хранителя вам в дорогу, Леонид Сергеевич!
Все выпуски программы Свидание с шедевром












