О детстве преподобного Авраамия Галичского нам ничего не известно. Впервые он упоминается в летописях как послушник Нижегородского Печерского монастыря. Оттуда Авраамий пришел в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых его учеников. Годами новый инок был гораздо старше наставника, но слушался его во всем, исполняя самые непривлекательные послушания – пёк хлеб, готовил еду, мыл посуду. Только спустя несколько лет игумен рукоположил его в священники.
Спустя время, жизнь в монастыре стала казаться Авраамию слишком лёгкой, и он попросил Сергия отпустить его в уединенное место, чтобы там совершать подвиг безмолвия. Преподобный благословил своего ученика на это, но велел принимать с любовью всякого, кто захочет присоединиться к нему. Уже тогда игумен провидел, что Авраамий многому сможет научить тех, кто захочет стать его учеником.
Авраамий отправился в пустынное место, на берег Галицкого озера, и поселившись там, соблюдая строгий пост, стал молиться Божией Матери, чтобы Она указала ему дальнейший путь. Это был дикий край, где до той поры не было еще ни одного монастыря, поэтому молва о монахе-отшельнике скоро разлетелась по соседним селениям, и к Авраамию стали стекаться люди – посмотреть на него и послушать, чему он учит. Тем более, что в народе говорили и о необыкновенных чудесах, которые совершались с Авраамием:
-Сосед, слышал о человеке, что поселился на берегу озера, возле горы?
- Не только слышал, но и видел. Ходил я к той горе третьего дня. Он начал строить там часовню, а в той часовне хочет поставить икону Богоматери. Говорят, он нашел эту икону на дереве. Он как-то раз молился – и вдруг увидел свет и даже услышал голос: мол, построй на этом месте монастырь, а Я Сама буду оберегать его. Ну, он и пошел на свет. Глядь – а меж ветвей икона.
- Пока сам не увижу эту чудесную икону – не поверю!
Как бы там ни спорил народ, а главной святыней нового монастыря стала икона Божией Матери Знамение, перед которой Авраамий каждый день усердно молился.
Но вот, слух о том, что икона чудесным образом появилась на берегу озера, дошел и до Галицкого князя Дмитрия Федоровича. Он прислал к Авраамию людей, умоляя его приехать ко двору вместе с образом. Авраамий долго отказывался, но трудно простому монаху противиться княжеской воле. Пришлось святому отправиться в Га̀лич. В обычной рыбацкой лодке он пересёк большое озеро. До сих пор народное предание гласит, что в тех местах одна водная струя в озере светлее других, и она называется Авраамиевою.
Дмитрий Фёдорович со всем церковным клиром сам встретил монаха с иконой в воротах города и проводил в собор. В руках все держали зажжённые свечи, неслось пение, торжество охватило весь город. В Спасском соборе Авраамий помолился и окропил народ святой водой. При этом некоторые больные получили исцеление, и обрадованный князь пообещал Авраамию помочь в обустройстве монастыря.
С помощью Дмитрия Фёдоровича Авраамий построил в монастыре храм в честь Успения Божией Матери и несколько первых домиков для монахов. Обитель быстро росла, так как Авраамий был мудрым и талантливым наставником, слава о котором разнеслась далеко за пределы Галичской земли. Но как только молодой монастырь обустроился, Авраамий, избегая многолюдства, поставил там игуменом одного из своих учеников, а сам удалился в пустынное место.
Святой поступал так ещё несколько раз, везде оставляя после себя новый монастырь. Всего он основал четыре обители. Почувствовав приближение смерти, преподобный пригласил к себе настоятелей всех основанных им монастырей. Вместе с ними пришла попрощаться с наставником и вся братия. До самой последней своей минуты Авраамий молился о своих учениках. И умер, поручив их заступничеству Божией Матери.
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема