Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Свидание с шедевром

Свет и тишина с холста Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Свет и тишина с холста Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»


Пейзаж Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» купил великий князь Константин Константинович Романов. Он брал картину с собой в морские путешествия. К сожалению, из-за этого краски на полотне заметно потускнели. Но всё же картина производит сильное впечатление!


— Какая богатая коллекция произведений Архипа Куинджи в Русском музее Санкт-Петербурга! Всегда открываю здесь для себя что-то новое, Маргарита Константиновна.

— И какая картина на этот раз стала для вас открытием, Андрей Борисович?

— Пожалуй, та самая, возле которой мы с вами сейчас находимся. «Лунная ночь. Раздумье». Я как будто увидел себя в её единственном герое, сидящем лунной ночью в парке на скамье. Этот человек погружён в глубокие размышления, словно пытается переосмыслить свою жизнь! Интересно, что за кризис он переживает?

— Полагаю, последствия крестьянской реформы 1861 года.

— То есть, отмены крепостного права? Почему вы так думаете?

— Куинджи подсказывает нам об этом в деталях картины. Видите — всё пространство погружено в ночную тьму, в ярком лунном свете видны только мужчина на скамье и старинный особняк у него за спиной. И окна этого дома заколочены досками. В конце девятнадцатого века так часто выглядели усадьбы разорившихся дворян. Многие помещики тогда не смогли приспособиться к новым условиям и стремительно обеднели.

— Картина «Лунная ночь. Раздумье» написана именно в те годы? Здесь на табличке мелко напечатано, я не разберу без очков.

— Я и без таблички помню, что полотно датировано промежутком между 1876-ым и 1890-м годами.

— Какой значительный временной период!

— Он охватывает определённый этап жизни художника. Вы, наверное, помните, что после персональной выставки 1882 года Архип Куинджи стал вести затворнический образ жизни. Он не продавал картины, никому их не показывал. И на многих работах тех лет отсутствуют даты. Остаётся только догадываться о точном времени их создания.

— Я помню об этой загадочной странице биографии Куинджи. Он тогда купил землю в Крыму и жил там безвыездно — сначала в шалаше с женой, потом построил дом. Но это было в восьмидесятых и позднее, а возможная датировка картины «Лунная ночь. Раздумье» начинается от 1876 года. Как вы это объясните?

— Могу лишь предположить, почему искусствоведы в датировке допустили 1876 год. Куинджи тогда ещё был активным участником товарищества передвижных художественных выставок. По правилам этого сообщества он писал картины на остросоциальные темы. К ним относится и трагедия разорившихся после крестьянской реформы дворянских гнёзд, которой посвящено полотно «Лунная ночь. Раздумье».

— Эта тема оставалась актуальной несколько десятилетий. Чехов посвятил ей пьесу «Вишневый сад» в 1903 году.

— Да, но Куинджи в период затворничества отошёл от социальной тематики. Художник бежал от людской похвалы и критики, от суеты. Он писал пейзажи, в которых показывал природу как творение Божие, с помощью которого Создатель стремится донести до человека весть о Своём присутствии.

— А ведь и на полотне «Лунная ночь» пространное звёздное небо придаёт изображению вселенский масштаб. Именно таинственный тмный мерцающий небосклон навевает мысль, что герой не просто страдает от навалившихся на него проблем, а размышляет о смысле жизни.

— Можно сказать, что так Куинджи представил своего героя пред Богом. Для художника здесь важны не общественные причины кризиса человека, а его напряжённая внутренняя работа, поиск краеугольного камня, на который можно опереться. В этом поиске все люди близки друг другу. Недаром вы не заметили социальной повестки произведения, зато узнали в персонаже себя.

— Меня переполняет чувство благодарности, Маргарита Константиновна! Я признателен вам за мудрые слова, Русскому музею за возможность прикоснуться к прекрасному, а Архипу Куинджи за проникновенную картину «Лунная ночь. Раздумье». Художник напомнил мне: что бы ни случилось в жизни, важно не забывать о Боге. С Ним любые трудности преодолимы!

«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»


Все выпуски программы Свидание с шедевром

tolpekina

Последние записи

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам

Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам. О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.

02.05.2024

2 мая. Об особенностях богослужения дня

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.

02.05.2024

2 мая. О духовном смысле чтения о Христовых страстях

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Читаются 12 отрывков Евангелия о страстях Христовых. О духовном смысле чтения, — игумен Лука Степанов.

02.05.2024

2 мая. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех христиан

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех…

02.05.2024

This website uses cookies.