«Народ сей усерден, прост, добродушен и несравненно лучше нашего» — так о северных самоедах, кочевавших по территории нынешних Республики Коми и Ненецкого Автономного округа — писал в начале 19-го века архимандрит Платон (Агриколянский).
Письма из тундры православный миссионер отправлял на свою малую родину — в Костромскую губернию. До принятия монашества архимандрит Платон — в миру отец Павел Агриколянский два десятилетия был священником в старинном селе Тетеренском, где он с любовью занимался украшением местной церкви и проповедью. Овдовев отец Павел принял монашество с именем Платон. Вскоре ему было суждено отправиться на Крайний север — и здесь строить первые храмы для обращенных в православие ненцев.
«В 1829-м году в звании архимандрита, Платон Агриколянский отряжен Святейшим Синодом к самоедам для построения им церквей» — такую запись о тех событиях оставил его земляк-краевед, костромской священник Михаил Диев. Архимандрит Платон присоединился к Самоедской Православной духовной миссии, которая с 1825-го года проповедовала в тундре.
В отчете руководителя миссии архимандрита Вениамина (Смирнова) можно прочесть, что за пять лет им удалось обратить в православную веру более трех тысяч кочевников-самоедов — так в старину называли местных ненцев. Но на огромных просторах Большеземельной тундры — от реки Печоры до Полярного Урала — не было ни одного храма. Ветреные кочевники быстро возвращались к своим прежним верованиям и возвращали на места идолов. Поняв это, миссия ходатайствовала о строительстве церквей в землях самоедов. В 1829 году Николай I выделил 75 тысяч рублей на постройку трех храмов. Комиссию по строительству возглавил Архимандрит Платон (Агриколянский). При всех церквях он завел хлебные магазины, чтобы самоеды, часто умиравшие зимой с голоду, могли за небольшую цену покупать съестные припасы.
Для одного из храмов отец Платон выбрал удачное место на высоком берегу реки Колвы. Водный путь вел в самое сердце тундры, и через эти места на зимовье двигались многочисленные оленьи стада ненцев. Поселение с названием Колва сохранилось до наших дней. В 1831-м году здесь закончили строительство самого северного на тот момент храма России. Прихожанами этой церкви стали не только жители села Колва, но и все ненцы, кочующие по Большеземельной тундре. К концу девятнадцатого века таких насчитывалось порядка двух тысяч.
Около семи лет архимандрит Платон (Агриколянский) проповедовал на Крайнем Севере среди язычников-самоедов. Отец Платон стремился к тому, чтобы они глубоко восприняли христианство, а потому активно изучал их жизнь и стал одним из первых исследователей этнокультурных особенностей самоедов. Отец Платон для своих земляков делал этнографические зарисовки, описывал психологические, поведенческие и бытовые особенности своей новой паствы. А письма архимандрита Платона, в которых он рассказывал своим землякам о жизни самоедов вызвали огромный интерес и были почти сразу опубликованы в Москве: в журнале «Современная история света» и «Московских ведомостях». За свои миссионерские труды в самоедской тундре архимандрит Платон (Агриколянский) был награжден орденом Святой Анны третьей степени.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер