«Народ сей усерден, прост, добродушен и несравненно лучше нашего» — так о северных самоедах, кочевавших по территории нынешних Республики Коми и Ненецкого Автономного округа — писал в начале 19-го века архимандрит Платон (Агриколянский).
Письма из тундры православный миссионер отправлял на свою малую родину — в Костромскую губернию. До принятия монашества архимандрит Платон — в миру отец Павел Агриколянский два десятилетия был священником в старинном селе Тетеренском, где он с любовью занимался украшением местной церкви и проповедью. Овдовев отец Павел принял монашество с именем Платон. Вскоре ему было суждено отправиться на Крайний север — и здесь строить первые храмы для обращенных в православие ненцев.
«В 1829-м году в звании архимандрита, Платон Агриколянский отряжен Святейшим Синодом к самоедам для построения им церквей» — такую запись о тех событиях оставил его земляк-краевед, костромской священник Михаил Диев. Архимандрит Платон присоединился к Самоедской Православной духовной миссии, которая с 1825-го года проповедовала в тундре.
В отчете руководителя миссии архимандрита Вениамина (Смирнова) можно прочесть, что за пять лет им удалось обратить в православную веру более трех тысяч кочевников-самоедов — так в старину называли местных ненцев. Но на огромных просторах Большеземельной тундры — от реки Печоры до Полярного Урала — не было ни одного храма. Ветреные кочевники быстро возвращались к своим прежним верованиям и возвращали на места идолов. Поняв это, миссия ходатайствовала о строительстве церквей в землях самоедов. В 1829 году Николай I выделил 75 тысяч рублей на постройку трех храмов. Комиссию по строительству возглавил Архимандрит Платон (Агриколянский). При всех церквях он завел хлебные магазины, чтобы самоеды, часто умиравшие зимой с голоду, могли за небольшую цену покупать съестные припасы.
Для одного из храмов отец Платон выбрал удачное место на высоком берегу реки Колвы. Водный путь вел в самое сердце тундры, и через эти места на зимовье двигались многочисленные оленьи стада ненцев. Поселение с названием Колва сохранилось до наших дней. В 1831-м году здесь закончили строительство самого северного на тот момент храма России. Прихожанами этой церкви стали не только жители села Колва, но и все ненцы, кочующие по Большеземельной тундре. К концу девятнадцатого века таких насчитывалось порядка двух тысяч.
Около семи лет архимандрит Платон (Агриколянский) проповедовал на Крайнем Севере среди язычников-самоедов. Отец Платон стремился к тому, чтобы они глубоко восприняли христианство, а потому активно изучал их жизнь и стал одним из первых исследователей этнокультурных особенностей самоедов. Отец Платон для своих земляков делал этнографические зарисовки, описывал психологические, поведенческие и бытовые особенности своей новой паствы. А письма архимандрита Платона, в которых он рассказывал своим землякам о жизни самоедов вызвали огромный интерес и были почти сразу опубликованы в Москве: в журнале «Современная история света» и «Московских ведомостях». За свои миссионерские труды в самоедской тундре архимандрит Платон (Агриколянский) был награжден орденом Святой Анны третьей степени.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











