Москва - 100,9 FM

Архимандрит Платон (Агриколянский)

* Поделиться

Архимандрит Платон (Агриколянский)«Народ сей усерден, прост, добродушен и несравненно лучше нашего» — так о северных самоедах, кочевавших по территории нынешних Республики Коми и Ненецкого Автономного округа — писал в начале 19-го века архимандрит Платон (Агриколянский).

Письма из тундры православный миссионер отправлял на свою малую родину — в Костромскую губернию. До принятия монашества архимандрит Платон — в миру отец Павел Агриколянский два десятилетия был священником в старинном селе Тетеренском, где он с любовью занимался украшением местной церкви и проповедью. Овдовев отец Павел принял монашество с именем Платон. Вскоре ему было суждено отправиться на Крайний север — и здесь строить первые храмы для обращенных в православие ненцев.

«В 1829-м году в звании архимандрита, Платон Агриколянский отряжен Святейшим Синодом к самоедам для построения им церквей» — такую запись о тех событиях оставил его земляк-краевед, костромской священник Михаил Диев. Архимандрит Платон присоединился к Самоедской Православной духовной миссии, которая с 1825-го года проповедовала в тундре.

В отчете руководителя миссии архимандрита Вениамина (Смирнова) можно прочесть, что за пять лет им удалось обратить в православную веру более трех тысяч кочевников-самоедов — так в старину называли местных ненцев. Но на огромных просторах Большеземельной тундры — от реки Печоры до Полярного Урала — не было ни одного храма. Ветреные кочевники быстро возвращались к своим прежним верованиям и возвращали на места идолов. Поняв это, миссия ходатайствовала о строительстве церквей в землях самоедов. В 1829 году Николай I выделил 75 тысяч рублей на постройку трех храмов. Комиссию по строительству возглавил Архимандрит Платон (Агриколянский). При всех церквях он завел хлебные магазины, чтобы самоеды, часто умиравшие зимой с голоду, могли за небольшую цену покупать съестные припасы.

Для одного из храмов отец Платон выбрал удачное место на высоком берегу реки Колвы. Водный путь вел в самое сердце тундры, и через эти места на зимовье двигались многочисленные оленьи стада ненцев. Поселение с названием Колва сохранилось до наших дней. В 1831-м году здесь закончили строительство самого северного на тот момент храма России. Прихожанами этой церкви стали не только жители села Колва, но и все ненцы, кочующие по Большеземельной тундре. К концу девятнадцатого века таких насчитывалось порядка двух тысяч.

Около семи лет архимандрит Платон (Агриколянский) проповедовал на Крайнем Севере среди язычников-самоедов. Отец Платон стремился к тому, чтобы они глубоко восприняли христианство, а потому активно изучал их жизнь и стал одним из первых исследователей этнокультурных особенностей самоедов. Отец Платон для своих земляков делал этнографические зарисовки, описывал психологические, поведенческие и бытовые особенности своей новой паствы. А письма архимандрита Платона, в которых он рассказывал своим землякам о жизни самоедов вызвали огромный интерес и были почти сразу опубликованы в Москве: в журнале «Современная история света» и «Московских ведомостях». За свои миссионерские труды в самоедской тундре архимандрит Платон (Агриколянский) был награжден орденом Святой Анны третьей степени.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Рифмы жизни
Рифмы жизни
Авторская программа Павла Крючкова позволяет почувствовать вкус жизни через вкус стихов современных русских поэтов, познакомиться с современной поэзией, убедиться в том, что поэзия не умерла, она созвучна современному человеку, живущему или стремящемуся жить глубокой, полноценной жизнью.
Частное мнение
Частное мнение
Разные люди, интересные точки зрения, соглашаться необязательно. Это — частное мнение — мысли наших авторов о жизни и обо всем, что нас окружает.
Часть речи
Часть речи
Чем отличается кадило от паникадила, а насельник от местоблюстителя? Множество интересных слов церковного происхождения находят объяснение в программе «Часть речи».
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.

Также рекомендуем