Когда мы читаем дневники и записные книжки великого человека, мы иногда думаем: а предназначалось ли это чтение для посторонних глаз? И насколько мы, читатели достойны чтения этих записей, изданных, скорее всего, не по воле писавшего?
Подготовленное Рыбинской епархией факсимильное издание Избранных мест из дневников и тетрадей архимандрита Павла Груздева, издавна «прописалось» у меня на письменном столе и не хочет перебираться на полку.
Эта книга, выпущенная к 20-летию со дня блаженной кончины любимого православном народом старца (батюшка отошел к Богу в январе 1996 года) факсимильна полностью, целиком. Типографским шрифтом тут набраны лишь названия семи разделов да вступительное слово епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. (нужно разбить и упростить) Записи отца Павла, этого большого, колоритного человека (посмотрите любой фильм о нём) — оказывается, не нуждаются в расшифровке. Они сделаны тем же каллиграфическим почерком, каким древние писцы записывали богослужебные книги.
Помню, как я разволновался, открыв это издание в поезде Ярославль—Москва.
Я проглатывал главу за главой, переходя от раздела «Духовная поэзия» к «Истории Ярославского края», от «Духовных размышлений, поучений и историй» к «Рассказам о святых подвижниках», или к любовно собранным отцом Павлом малоизвестным акафистам.
...Читал и не верил сам себе: неужели это мне открыто, эти заветные тетрадочки старца? Мне и другим? Да как же это? Благодарное умиление грело сердце.
Я уже знал, кто такой отец Павел Груздев, знал о его удивительной судьбе, в которой были и лишения, и политические лагеря, и голод; знал о его служении, о чудесных случаях из его жизни. Да и есть у меня на радио «Вера» уже «Закладка» о нём — о собрании его рассказов «Родные мои». Я и на могиле его в приволжском Романове-Борисоглебском уже побывал, и совета у него мысленно попросил.
Но вот что мне доверят его живую руку, его почерк, его почти дыхание — не чаял.
Потом прочитал во вступлении: «...отец Павел записывал многое из того, что его волновало и интересовало, многое из того, что он любил, что согревало и трогало его душу. Сегодня возможность прикоснуться к его душе, стать, если можно так выразиться, свидетелем его внутренней жизни, появилась у каждого».
Да, появилась. И как же хочется быть достойным этой возможности!
Давайте, я прочитаю несколько записей, выберу коротенькие, в одну-две строки. Вот, из первого раздела, из «Духовной поэзии»:
«Полюби не черты молодого лица, не богатство — ничтожество века, не могучую силу, не славу венца, полюби самого человека». «Верь в Бога, побеждай неправду, старайся всех и всё любить». «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти».
И это, драгоценное: «Где горе слышится, где тяжко дышится, — будь первым там!»
Иногда какая-то запись — это ощутимая цитата, причем, без указания источника. Скажем лермонтовская «Молитва» — «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть...» И кажется мне, что источник теперь — это сердце отца Павла, через него прошли эти великие строки.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем на прощание живой голос великого старца. Вот он поет начало известного романса о «Соловье», аккуратно записанного в одной из своих тетрадей: «Ты не пой, соловей, против кельи моей и молитве моей не мешай, соловей. / И зачем напевать, что стараюсь забыть и в душе воскрешать, что нельзя воскресить...»
14 мая. О Суде Божием и суде человеческом

В 7-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
О Суде Божием и суде человеческом — протоиерей Михаил Самохин.
В Новом Завете Сам Господь и Апостолы уделяют много времени теме суда. Мы легко можем вспомнить слова Спасителя, его призыв к тому, чтобы не судить и не оказаться осужденным, слова у святого апостола Павла «В чем, кто судит другого, себя самого осуждает». Понятно, что произносить суд над ближним нужно очень осторожно. В сегодняшнем же Евангелии Господь призывает к праведному суду. Из контекста его спора с фарисеями становится понятно, о чем идет речь. Спасителя осуждают за исцеление в субботу, а он привел в пример Моисея, который в субботу разрешил обрезание. Оправдывая Моисея и осуждая Христа, фарисеи согрешают лицеприятием. Поэтому праведный суд, к которому призывает Господь, это суд, не смотрящий на лица. Думаю, что человеку в принципе такой суд практически не под силу. Мы всегда смотрим на лица, легко осуждая других, и в этом же поступке оправдывая себя самих. Поэтому человеческий суд несовершенен всегда. И лишь Господь, знающий начало и концы, причины и следствия, может быть праведным или нелицеприятным судьей. Давайте почаще оставлять суд над ближним Господу и Спасителю Христу помня, что Он же будет судить и нас самих.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О пророчествах Пророка Иеремии

Сегодня 14 мая. День памяти ветхозаветного Пророка Иеремии, жившего в седьмом-шестом веках до Рождества Христова.
О его пророчествах — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем одного из четырех великих пророков, Иеремию, который был таким трагическим, конечно, персонажем, поскольку ему от Бога было открыто, что такая развращенная жизнь людей, отпадение от религиозных норм и несоблюдение закона Божия приведет к разрушению великого города Иерусалима. Это центр был религиозных чаяний иудеев, это был святой город, где находился храм Бога Всевышнего. И тем не менее, из-за того, что состояние народа было плачевным, было открыто пророку о скорбной участи Святого Града. И он всеми силами пытался образумить людей. Он приходил и говорил им — будет трагедия. Если мы продолжим вести образ жизни такой, как сейчас, этот город не устоит. И ему пришлось спорить с царями, с вельможами, со священниками храмовыми. И пытаться убедить людей, и у него не получилось. Его свидетельство было истинным, слова его были горячими, но люди не откликнулись на это, потому что их все устраивало. И только когда пришла беда, и действительно случилось падение города Иерусалима, и вавилонский плен, сам Иеремия остался в этом городе и написал то произведение, во всяком случае, которое приписывают его авторству, это «Плач Иеремии», плач посланника Божия о сбывшемся пророчестве. То есть многие пророки не хотели бы, чтобы их пророчества сбывались, потому что они были трагическими. И тут он увидел исполнение своего собственного пророчества, что правдивы слава Божии.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О важности учреждения Вифанской духовной семинарии для Церкви

Сегодня 14 мая. В 1797 году основана Вифанская духовная семинария.
О важности её учреждения для Церкви — священник Стахий Колотвин.
Сложно представить, что когда-то рядом с главной Московской духовной семинарией, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, была еще одна — Вифанская семинария, которая находится в скиту, который совсем неподалеку. Буквально пешком за несколько минут можно дойти. И вот в этом тихом уголке, сейчас уже восстановленном, благообразном, тоже учились студенты. Кажется, какая в этом необходимость? Неужели всех нельзя было собрать в стенах одного монастыря? Но как раз мы посмотрим на ее основателя, митрополита московского Платона, который сам учился в провинции. Почему? Потому что как раз не хватало мест в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы вместить всех обучающихся и еще дать возможность монахам вести спокойную жизнь. Ведь как появился Вифанский скит? Как раз потому, что монахи хотели где-то укрыться от множества паломников, чтобы спокойно помолиться. И точно так же и для спокойного обучения порой важно быть не в эпицентре всеобщего внимания, а чуть-чуть в стороне. Поэтому Вифанская духовная семинария существовала успешно вплоть до самой революции и никого не смущало, что два учебных заведения находятся на таком близком расстоянии друг от друга. И она помогала обеспечить священниками каждый из пятидесяти тысяч русских дореволюционных храмов. Поэтому и мы, если видим, что где-то чего-то не хватает, надо не уменьшить усилия, и так сойдет. А трудится больше, и Господь наши усилия вознаградит.
Все выпуски программы Актуальная тема