Когда мы читаем дневники и записные книжки великого человека, мы иногда думаем: а предназначалось ли это чтение для посторонних глаз? И насколько мы, читатели достойны чтения этих записей, изданных, скорее всего, не по воле писавшего?
Подготовленное Рыбинской епархией факсимильное издание Избранных мест из дневников и тетрадей архимандрита Павла Груздева, издавна «прописалось» у меня на письменном столе и не хочет перебираться на полку.
Эта книга, выпущенная к 20-летию со дня блаженной кончины любимого православном народом старца (батюшка отошел к Богу в январе 1996 года) факсимильна полностью, целиком. Типографским шрифтом тут набраны лишь названия семи разделов да вступительное слово епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. (нужно разбить и упростить) Записи отца Павла, этого большого, колоритного человека (посмотрите любой фильм о нём) — оказывается, не нуждаются в расшифровке. Они сделаны тем же каллиграфическим почерком, каким древние писцы записывали богослужебные книги.
Помню, как я разволновался, открыв это издание в поезде Ярославль—Москва.
Я проглатывал главу за главой, переходя от раздела «Духовная поэзия» к «Истории Ярославского края», от «Духовных размышлений, поучений и историй» к «Рассказам о святых подвижниках», или к любовно собранным отцом Павлом малоизвестным акафистам.
...Читал и не верил сам себе: неужели это мне открыто, эти заветные тетрадочки старца? Мне и другим? Да как же это? Благодарное умиление грело сердце.
Я уже знал, кто такой отец Павел Груздев, знал о его удивительной судьбе, в которой были и лишения, и политические лагеря, и голод; знал о его служении, о чудесных случаях из его жизни. Да и есть у меня на радио «Вера» уже «Закладка» о нём — о собрании его рассказов «Родные мои». Я и на могиле его в приволжском Романове-Борисоглебском уже побывал, и совета у него мысленно попросил.
Но вот что мне доверят его живую руку, его почерк, его почти дыхание — не чаял.
Потом прочитал во вступлении: «...отец Павел записывал многое из того, что его волновало и интересовало, многое из того, что он любил, что согревало и трогало его душу. Сегодня возможность прикоснуться к его душе, стать, если можно так выразиться, свидетелем его внутренней жизни, появилась у каждого».
Да, появилась. И как же хочется быть достойным этой возможности!
Давайте, я прочитаю несколько записей, выберу коротенькие, в одну-две строки. Вот, из первого раздела, из «Духовной поэзии»:
«Полюби не черты молодого лица, не богатство — ничтожество века, не могучую силу, не славу венца, полюби самого человека». «Верь в Бога, побеждай неправду, старайся всех и всё любить». «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти».
И это, драгоценное: «Где горе слышится, где тяжко дышится, — будь первым там!»
Иногда какая-то запись — это ощутимая цитата, причем, без указания источника. Скажем лермонтовская «Молитва» — «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть...» И кажется мне, что источник теперь — это сердце отца Павла, через него прошли эти великие строки.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем на прощание живой голос великого старца. Вот он поет начало известного романса о «Соловье», аккуратно записанного в одной из своих тетрадей: «Ты не пой, соловей, против кельи моей и молитве моей не мешай, соловей. / И зачем напевать, что стараюсь забыть и в душе воскрешать, что нельзя воскресить...»
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница