В декабре 1935-го года в маленькую сторожку при рязанской Николо-Ямской церкви с важным поручением от своей общины приехали «беглопоповцы». Это общее название для всех старообрядцев, которые признают священников канонической Православной церкви. Старообрядцы знали, что в сторожке Никольского храма уже много лет живет архимандрит Мина (Шелаев), и хотели пригласить его священником в свою церковь.
Архимандрит дал ответ, что согласится лишь в том случае, если старообрядцы объединятся с Патриаршей Православной Церковью на основе единоверия. Беглопоповцы после долгой беседы с отцом Миной уехали, чтобы решить вопрос всей общиной.
В этот раз архимандрит Мина свою миссионерскую обязанность по переговорам со старообрядцами не довел до конца. В самом начале 36-го года отец Мина был арестован.
Свой путь миссионера будущий архимандрит Мина (Шелаев) начал в 1910-м году в должности учителя церковно-приходской школы. Звали его до пострига Иван Власович Шелаев и трудился образованный и начитанный юноша при Никольском единоверческом монастыре в Москве. Иван Власович не только преподавал. В течение трех лет в дни каникул он проводил публичные беседы со старообрядцами. Эти встречи имели неизменный успех благодаря его глубокому знанию православного вероучения.
С 1914-го года Иван Шелаев продолжил свои труды на Рязанской земле. На страницах «Рязанских епархиальных ведомостей» Иван Власович вел полемику со старообрядцами, стал активным членом миссионерского братства в честь Георгия Победоносца. А в тридцать три года Иван Шелаев принял монашество в Спасо-Преображенском монастыре с именем Мина и вскоре стал рязанским уездным миссионером. Отец Мина всю свою жизнь был твердо уверен в возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской православной церкви через единоверие.
События революционного семнадцатого года почти не отразились на деятельности Епархиального миссионера отца Мины Шелаева. Он с тем же усердием продолжил своё церковное послушание, хотя лишился прихода и всех средств к существованию. В начале 20-х годов архимандрит Мина (Шелаев) поселился в сторожке уже разоренной церкви в честь Святого Николая Чудотворца в Ямской слободе Рязани. В последние годы отец Мина продолжал свою проповедь, уже нищенствуя. Он вел беседы не только со старообрядцами, но и с крестьянами нескольких сел Рязанской губернии. Теперь в своих проповедях архимандрит Мина призывал не забывать Бога и Церковь и почитать церковные праздники, несмотря на гонения.
Всю свою жизнь отец Мина собирал духовную литературу. До самого ареста, даже живя в маленькой церковной сторожке, он сохранил главное своё богатство — библиотеку, сокровищами которой щедро делился с верующими.
В числе обвинений, выдвинутых против отца Мины (Шелаева) можно прочесть: «имея большую библиотеку религиозного характера различным верующим давал для прочтения книги». В 37-м году решением «тройки» НКВД Новосибирской области отец Мина был приговорен к расстрелу.
На архиерейском соборе Русской Православной церкви в 2000-м году архимандрит Мина (Шелаев) был прославлен как преподобномученик.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.