В декабре 1935-го года в маленькую сторожку при рязанской Николо-Ямской церкви с важным поручением от своей общины приехали «беглопоповцы». Это общее название для всех старообрядцев, которые признают священников канонической Православной церкви. Старообрядцы знали, что в сторожке Никольского храма уже много лет живет архимандрит Мина (Шелаев), и хотели пригласить его священником в свою церковь.
Архимандрит дал ответ, что согласится лишь в том случае, если старообрядцы объединятся с Патриаршей Православной Церковью на основе единоверия. Беглопоповцы после долгой беседы с отцом Миной уехали, чтобы решить вопрос всей общиной.
В этот раз архимандрит Мина свою миссионерскую обязанность по переговорам со старообрядцами не довел до конца. В самом начале 36-го года отец Мина был арестован.
Свой путь миссионера будущий архимандрит Мина (Шелаев) начал в 1910-м году в должности учителя церковно-приходской школы. Звали его до пострига Иван Власович Шелаев и трудился образованный и начитанный юноша при Никольском единоверческом монастыре в Москве. Иван Власович не только преподавал. В течение трех лет в дни каникул он проводил публичные беседы со старообрядцами. Эти встречи имели неизменный успех благодаря его глубокому знанию православного вероучения.
С 1914-го года Иван Шелаев продолжил свои труды на Рязанской земле. На страницах «Рязанских епархиальных ведомостей» Иван Власович вел полемику со старообрядцами, стал активным членом миссионерского братства в честь Георгия Победоносца. А в тридцать три года Иван Шелаев принял монашество в Спасо-Преображенском монастыре с именем Мина и вскоре стал рязанским уездным миссионером. Отец Мина всю свою жизнь был твердо уверен в возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской православной церкви через единоверие.
События революционного семнадцатого года почти не отразились на деятельности Епархиального миссионера отца Мины Шелаева. Он с тем же усердием продолжил своё церковное послушание, хотя лишился прихода и всех средств к существованию. В начале 20-х годов архимандрит Мина (Шелаев) поселился в сторожке уже разоренной церкви в честь Святого Николая Чудотворца в Ямской слободе Рязани. В последние годы отец Мина продолжал свою проповедь, уже нищенствуя. Он вел беседы не только со старообрядцами, но и с крестьянами нескольких сел Рязанской губернии. Теперь в своих проповедях архимандрит Мина призывал не забывать Бога и Церковь и почитать церковные праздники, несмотря на гонения.
Всю свою жизнь отец Мина собирал духовную литературу. До самого ареста, даже живя в маленькой церковной сторожке, он сохранил главное своё богатство — библиотеку, сокровищами которой щедро делился с верующими.
В числе обвинений, выдвинутых против отца Мины (Шелаева) можно прочесть: «имея большую библиотеку религиозного характера различным верующим давал для прочтения книги». В 37-м году решением «тройки» НКВД Новосибирской области отец Мина был приговорен к расстрелу.
На архиерейском соборе Русской Православной церкви в 2000-м году архимандрит Мина (Шелаев) был прославлен как преподобномученик.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема