Туруханск, Хатанга, Дудинка... Названия этих населённых пунктов Красноярского края как будто сошли со страниц волшебной северной сказки. А для священника Михаила Суслова, родившегося в тысяча восемьсот срок четвёртом году в Енисейской губернии, это были места его многолетнего миссионерского служения. Коренной сибиряк, он проповедовал слово Божие на крайнем севере — среди якутов, эвенков, долганов, селькупов. Его женой стала православная якутка Евфимия, так что отношения проповедника с сибирскими народами были в прямом смысле слова семейными.
Паства отца Михаила, который служил настоятелем Преображенского собора в Туруханске, была раскидана на огромном пространстве, в связи с чем значительную часть жизни он проводил в пути. Поездки по заснеженной тундре требовали огромного напряжения сил, а подчас были просто экстремальными. Во время одной поездки миссионер заболел и чуть не умер, даже написал завещание. А во время другой ему пришлось долго идти рядом с измождёнными оленями, у которых от бескормицы не осталось сил везти людей.
Эти путешествия давали возможность самого главного — проповеди Слова Божия кочевым народам. Не раз в задымленном, полутёмном чуме, сидя на оленьих шкурах, доводилось отцу Михаилу говорить о Господе Иисусе Христе, о Суде Божьем и жизни вечной, о священной истории Ветхого и Нового Заветов. Или же читать вслух жития святых. Когда он совершал богослужения в чумах, то украшал эти скромные жилища своими походными иконами.
Иконы служили и для наглядной проповеди.
— А тут что? — спросил один якут про образ Страшного Суда. А после полученных объяснений он долго оживлённо переговаривался по-якутски со своим товарищем, показывая на икону.
Свою проповедь миссионер старался приспособить к обстоятельствам. Так, во время поездки на реку Гольчиху, куда традиционно собирались местные жители на ловлю рыбы, отец Михаил рассказывал евангельскую историю о чудесном лове рыбы и помогал местным вытягивать невод со словами «Слава Иисусу Христу!» Он стремился говорить с северянами в прямом смысле слова на одном языке и даже составил первый словарь языка селькупов.
Священник Михаил Суслов особенно заботился о молодом поколении. Он открыл несколько школ, где дети сибирских народов изучали закон Божий, чтение, письмо, математику, а также основы трудовых навыков и ремёсел. При этом приходилось преодолевать суеверия местных жителей, которые, подобно киевлянам времён князя Владимира, боялись отдавать своих детей на обучение.
В экстремальных условиях Заполярья отцу Михаилу приходилось с большим трудом выискивать материальные ресурсы для поддержания приходов и школ. «Обучающиеся в Туруханской школе дети, — писал священник, — крайне бедны, полунагие и без обуви, поэтому они при обычных здесь пурге, метелях и чрезвычайных морозах часто пропускают уроки. Средств даже на отопление школы ниоткуда не получаем».
На содержание школ отец Михаил собирал пожертвования деньгами, оленьими шкурами и рыбой. Также на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей» он публиковал пронзительные воззвания, прося помочь кто чем может, даже бывшей в употреблении одеждой. «Буквально всё, — сообщал священник, — от топора до последнего гвоздя, приходится привозить за тысячи вёрст из Енисейска и Красноярска».
Многолетние труды отца Михаила Суслова снискали ему уважение среди коренных жителей Крайнего Севера.
Всего отцом Михаилом было обращено в православную веру четыреста три человека, за что он удостоился ордена святой Анны.
Священник отошёл ко Господу в тысяча девятьсот пятнадцатом году. К этому времени он овдовел, принял монашество с именем Макарий и стал архимандритом. Как было написано в некрологе на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей», «многотрудна была жизнь почившего. Прирождённый сибиряк, он любил свою родину сыновней любовью и служил ей до последнего вздоха».
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.