
Туруханск, Хатанга, Дудинка... Названия этих населённых пунктов Красноярского края как будто сошли со страниц волшебной северной сказки. А для священника Михаила Суслова, родившегося в тысяча восемьсот срок четвёртом году в Енисейской губернии, это были места его многолетнего миссионерского служения. Коренной сибиряк, он проповедовал слово Божие на крайнем севере — среди якутов, эвенков, долганов, селькупов. Его женой стала православная якутка Евфимия, так что отношения проповедника с сибирскими народами были в прямом смысле слова семейными.
Паства отца Михаила, который служил настоятелем Преображенского собора в Туруханске, была раскидана на огромном пространстве, в связи с чем значительную часть жизни он проводил в пути. Поездки по заснеженной тундре требовали огромного напряжения сил, а подчас были просто экстремальными. Во время одной поездки миссионер заболел и чуть не умер, даже написал завещание. А во время другой ему пришлось долго идти рядом с измождёнными оленями, у которых от бескормицы не осталось сил везти людей.
Эти путешествия давали возможность самого главного — проповеди Слова Божия кочевым народам. Не раз в задымленном, полутёмном чуме, сидя на оленьих шкурах, доводилось отцу Михаилу говорить о Господе Иисусе Христе, о Суде Божьем и жизни вечной, о священной истории Ветхого и Нового Заветов. Или же читать вслух жития святых. Когда он совершал богослужения в чумах, то украшал эти скромные жилища своими походными иконами.
Иконы служили и для наглядной проповеди.
— А тут что? — спросил один якут про образ Страшного Суда. А после полученных объяснений он долго оживлённо переговаривался по-якутски со своим товарищем, показывая на икону.
Свою проповедь миссионер старался приспособить к обстоятельствам. Так, во время поездки на реку Гольчиху, куда традиционно собирались местные жители на ловлю рыбы, отец Михаил рассказывал евангельскую историю о чудесном лове рыбы и помогал местным вытягивать невод со словами «Слава Иисусу Христу!» Он стремился говорить с северянами в прямом смысле слова на одном языке и даже составил первый словарь языка селькупов.
Священник Михаил Суслов особенно заботился о молодом поколении. Он открыл несколько школ, где дети сибирских народов изучали закон Божий, чтение, письмо, математику, а также основы трудовых навыков и ремёсел. При этом приходилось преодолевать суеверия местных жителей, которые, подобно киевлянам времён князя Владимира, боялись отдавать своих детей на обучение.
В экстремальных условиях Заполярья отцу Михаилу приходилось с большим трудом выискивать материальные ресурсы для поддержания приходов и школ. «Обучающиеся в Туруханской школе дети, — писал священник, — крайне бедны, полунагие и без обуви, поэтому они при обычных здесь пурге, метелях и чрезвычайных морозах часто пропускают уроки. Средств даже на отопление школы ниоткуда не получаем».
На содержание школ отец Михаил собирал пожертвования деньгами, оленьими шкурами и рыбой. Также на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей» он публиковал пронзительные воззвания, прося помочь кто чем может, даже бывшей в употреблении одеждой. «Буквально всё, — сообщал священник, — от топора до последнего гвоздя, приходится привозить за тысячи вёрст из Енисейска и Красноярска».
Многолетние труды отца Михаила Суслова снискали ему уважение среди коренных жителей Крайнего Севера.
Всего отцом Михаилом было обращено в православную веру четыреста три человека, за что он удостоился ордена святой Анны.
Священник отошёл ко Господу в тысяча девятьсот пятнадцатом году. К этому времени он овдовел, принял монашество с именем Макарий и стал архимандритом. Как было написано в некрологе на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей», «многотрудна была жизнь почившего. Прирождённый сибиряк, он любил свою родину сыновней любовью и служил ей до последнего вздоха».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема