«Отряд солдат с распущенным знаменем был расставлен на башнях, где гремели медные гонги и деревянные бубны» — с такими почестями в 1745-м году в центре Пекина встретили новый состав русской духовной миссии. Православные миссионеры — около десяти человек — прибыли в столицу Китая во главе с архимандритом Гервасием (Линцевским).
К середине восемнадцатого столетия Пекинская миссия просуществовала уже три десятилетия. Она была самой ранней среди зарубежных представительств русской церкви. Состав духовенства в Пекине сменился не единожды, но больших успехов миссионеры не добились и выполняли преимущественно дипломатическую роль. Четвертая Пекинская миссия открыла новый этап в развитии православной проповеди в Китае. Именно под руководством архимандрита Гервасия миссионеры начали активную научную деятельность, которую успешно сочетали с дипломатической.
До своего избрания главой Пекинской миссии отец Гервасий, в миру Григорий Линцевский, был преподавателем в Киевской Духовной Академии, потом наместником Златоверхого монастыря.
От Священного Синода начальнику миссии было предписано «всемерно тщатися ко обучению китайского диалекта». Это было связано с требованием повысить миссионерскую активность, поскольку в прежние годы на этой ниве результаты были скромные. Миссионеры привезли с собой богатую библиотеку, в том числе и китайский лексикон с переводом на латинский диалект, а также грамматику китайского языка.
Члены Четвертой Пекинской миссии оказались более способными к обучению, нежели их предшественники. Некоторые настолько хорошо овладели китайским языком, что впоследствии служили переводчиками. Китайцы даже предлагали членам Четвертой миссии «ученые должности»: астрономов, физиков, математиков. Но православные миссионеры воздерживались от предложений, избегая брать на себя несвойственные им обязанности.
Целое десятилетие Архимандрит Гервасий (Линцевский) и его сподвижники трудились на так называемом Южном подворье Пекина, где стоял православная церковь в честь Сретения Господня. Русская духовная миссия, начиная с 1945-го года стала практически единственной посредницей в дипломатических и торговых связях России с Китаем и была уникальным китаеведческим центром России. Духовная миссия занимала тогда почетное место в центре китайской столицы на посольском дворе, вблизи от императорского города, правительственных канцелярий и торговых улиц.
Начальник 4-й миссии архимандрит Гервасий пользовался в Пекине большим уважением и все годы пребывания в столице Поднебесной занимался изучением китайского языка. После возвращения в Россию архимандрит Гервасий был возведен во епископа Переяславского. В истории Русской Православной Церкви он оставил о себе добрую память как ревностный пастырь и миссионер.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема