
Архиепископ Никанор Изображение: https://clck.ru/35F2KT
Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) часто с ностальгией вспоминал время, проведённое в родительском доме. «Дорогое моё детство под лучами утреннего солнца, среди полей, лугов, лесов, где мы родились, жили, трудились», — так поэтично описывал он эти счастливые дни в своих мемуарах. Владыка Никанор появился на свет 20 ноября 1826 года в семье священника из села Высокое Могилёвской губернии, Ивана Петровича Бровковича. В крещении мальчика нарекли Александром.
Бровковичи жили, как простые селяне — работали на земле, добывали хлеб собственным трудом. Мальчику было хорошо в деревне, рядом с отцом и матерью, под крышей пусть и небогатого, но крепкого домика, который когда-то своими руками построил Иван Петрович. Кроме Александра, у священника и его матушки, имя которой история, к сожалению, не сохранила, было ещё несколько детей. Чтобы достойно содержать большую семью, Иван Петрович завёл обширное хозяйство и много трудился. Саша с малых лет стал его главным помощником. Вместе с отцом они ездили в лес за дровами, сеяли рожь и пшеницу, вязали снопы, ухаживали за ульями на пасеке, пасли лошадей. Иван Петрович учил Сашу ремонтировать телегу и чинить конскую сбрую. Кажется, не было такого дела, за которое отец и сын не брались бы вместе.
Но выше всех хозяйских забот родители ставили попечение о душе. Мама научила Сашу первым молитвам. От неё будущий архиепископ перенял кроткий и добрый нрав. «Рассудительная, терпеливая, милостивая — во многих отношениях, особенно в нравственном, была она женщина образцовая», — вспоминал о матери владыка. Во всём этом Саша старался брать со своей матушки пример. Большую роль в духовном воспитании Александра сыграла и его бабушка по отцовской линии. Она рассказывала внуку истории из жизни святых, вместе они читали Библию и любили хором петь псалмы. Бабушка привела внука на первую исповедь и Причастие. В своих мемуарах владыка Никанор делился яркими воспоминаниями о церковных праздниках в кругу родной семьи: «Радости рождественских дней, восторги Светлого Христова Воскресенья! Красные яйца, весна...».
Архиепископ Никанор (Бровкович) рассказывал, как по воскресеньям, ранним утром, отец вставал, надевал чистый белый подрясник, и шёл в храм служить Литургию. Александр следовал за ним. С самых юных лет мальчик помогал ему во время Богослужений — пел и читал на клиросе. Иван Петрович обучал Сашу грамоте и другим наукам. Он был выпускником Могилёвской семинарии, человеком образованным и умным. Александру очень хотелось пойти в жизни по отцовским стопам — получить духовное образование и стать священником. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в Могилёвское духовное училище. Учебное начальство заметило у Саши талант к духовным наукам. Как одного из лучших учеников, Александра решили отправить учиться в Петербургскую семинарию. Он отправлялся в столицу с большими надеждами, но одновременно болью в сердце от того, что приходится расставаться с домом и родными. Иван Петрович с женой провожали Сашу со слезами на глазах. «Никогда не забуду, как батюшка благословил меня в путь», — писал Владыка Никанор.
После семинарии Александр поступил в Петербургскую духовную академию. Но как только случались каникулы, мчался в родное село. Родители ждали его приезда как самого большого праздника. Отец бросал все домашние хлопоты, и они с Сашей ехали рыбачить на озеро. Улов отдавали матушке, и она жарила для дорогого гостя свежих, только из воды, карасей. В один из таких приездов Александр попросил у родителей благословения на монашескую жизнь. Он принял постриг с именем Никанор 16 сентября 1850 года. А в 1883 году возглавил Херсонскую и Одесскую архиерейскую кафедру, на которой и закончил свой земной путь. Архиепископ Никанор (Бровкович) был выдающимся богословом и проповедником. Среди его духовных сочинений дошли до нас и страницы, которые владыка посвятил светлым воспоминаниям об отчем доме и дорогих родителях.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов