
Фото: Piqsels
Когда читаешь Евангелие, порою начинаешь досадовать на учеников Христа. То они не понимают довольно прозрачного языка притч. То принимаются спорить — кто среди них старше и главнее. В довершение всего — в страхе разбегаются, когда Сына Божия берут под стражу и боятся появиться у Креста Господня.
Почему же мы доверяем им, обращаемся в молитвах за помощью, почитаем и считаем безусловными авторитетами?
Спаситель пришёл не к образованным людям, знающим в тонкости закон Моисея или учение Аристотеля и Платона. Первыми учениками стали простые рыбаки и земледельцы. Они не отличались героизмом или стойкостью характера, ведь один из учеников отрёкся, а другой предал своего Учителя. Апостолы были обычными людьми, со свойственными всем сомнениями, слабостями и страхами. Но они поверили и вера их была вознаграждена и принесла удивительные плоды.
Христос молился Отцу Небесному о своих учениках: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое ... Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».
Перед Вознесением Господь повелел апостолам: «Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше». Ученики не знали точного времени исполнения этих слов. Они остались все вместе, молились и ждали. Казалось бы — зачем? Апостолы были свидетелями чудес, сами слышали проповеди Спасителя, сопутствовали ему три года. Им было чем поделиться и с соплеменниками и с жителями других уголков Римской империи.
Но учение Христа не сводилось к нравственным правилам, красивым толкованиям притч или призыву к благотворительности. Своим воскресением Спаситель преобразил сущность мира. Человеку открылась возможность Богопознания, которое может происходить только силой Святого Духа. И апостолы первыми испытали это.
Они стали теми, кого мы славим и почитаем потому, что получили в день Пятидесятницы дары Святого Духа. Сила Святого Духа помогла апостолам творить чудеса, превратила страх в бесстрашие, сомнения — в пламенную веру, научила находить верные и нужные слова, чтобы свидетельствовать истину.
Сбылось проречение Спасителя: «Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».
Ученики перенесли гонения и вытерпели множество страданий, почти все стали мучениками за веру. Но они создали Церковь, в которой всегда пребывает Христос, в которой существует апостольское преемство и силой Святого Духа совершаются таинства.
Вслед за апостолами Господь просвещает и всех христиан. Теперь дары Духа Божия в таинстве крещения и миропомазания подаются всем верующим.
Все выпуски программы День Святой Троицы
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема