Второе послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 1-9.
Православная церковь верит, что история этого мира когда-нибудь закончится. Наступит момент, когда Спаситель Иисус Христос повторно придет на землю, но уже не как смиренный проповедник, а как грозный судья. По воле Христа души умерших людей вновь соединятся с телами, которые возродятся из праха. Вся человеческая цивилизация будет судима Спасителем, и каждый человек даст Богу ответ за свои добрые и злые поступки. Согласно Библии Второму пришествию и Страшному суду будут предшествовать непростые времена. БОльшая часть человечества настолько нравственно деградирует, что забудет о Боге, а если и будет о Нем помнить, то станет сознательно противиться Его воле. Апогеем нравственного регресса людей явится антихрист - полная противоположность Спасителя и предельное воплощение зла. Антихрист подчинит себе почти весь мир, но будет править только три года, по истечении которых и состоится Второе пришествие. Точное указание на время, когда случатся все указанные события, в Библии отсутствует. Бог сознательно скрывает от людей дату Страшного суда, чтобы они держали себя в духовном тонусе, не расслаблялись, зная, что Второе пришествие, к примеру, состоится не скоро. Есть и еще мнение на этот счет. Время наступления Страшного суда зависит от воли самих людей, вернее от их духовного состояния. Христос не устроит суда над человечеством до тех пор, пока оно, человечество, не станет совершенно безнадежным. Моральное и духовное состояние людей накануне Второго пришествия ярко описывает апостол Павел во Втором послании к своему ученику Тимофею:
Сын мой Тимофей, 3.1 Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. 3.2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3.3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 3.4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 3.5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 3.6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 3.7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 3.8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. 3.9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Итак, человечество в последние дни существования этого мира окончательно и безвозвратно деградирует. Почти во всех людях добродетели иссякнут, их место займут всевозможные пороки. Предельные эгоизм, жадность, злость, лживость будут вершить судьбы нашей цивилизации. Как будто сегодня дело обстоит иначе? - спросят некоторые слушатели. Действительно, греховность всегда присутствовала в душах людей, но отличительной чертой последних времен станет катастрофичная подмена понятий - порок будет объявлен добродетелью, а если люди и будут совершать что-то доброе, то исключительно с целью достижения наживы. От этого добро станет лишь видимостью, маской, скрывающей зло. Символом последних времен для апостола Павла, согласно прозвучавшему отрывку из его послания, являются библейские персонажи ИаннИй и ИамврИй - чародеи при дворе египетского фараона, не желавшего отпустить из рабства еврейский народ во главе с пророком Моисеем. ИаннИй и ИамврИй видели, какие чудеса творил Моисей, понимали, что эти чудеса от Бога, но совершенно осознанно противились пророку и с помощью демонов старались чудеса Моисея повторить. В результате ИаннИй и ИамврИй публично опозорились, не способные противостоять чудесной силе пророка Божия. То, что случилось с чародеями фараона, произойдет по мнению апостола Павла и с противниками Бога с антихристом во главе в последние времена. Их сила иссякнет, а сами они не смогут противиться величию Христа, пришедшему второй раз на землю.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.