Второе послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 1-9.
Православная церковь верит, что история этого мира когда-нибудь закончится. Наступит момент, когда Спаситель Иисус Христос повторно придет на землю, но уже не как смиренный проповедник, а как грозный судья. По воле Христа души умерших людей вновь соединятся с телами, которые возродятся из праха. Вся человеческая цивилизация будет судима Спасителем, и каждый человек даст Богу ответ за свои добрые и злые поступки. Согласно Библии Второму пришествию и Страшному суду будут предшествовать непростые времена. БОльшая часть человечества настолько нравственно деградирует, что забудет о Боге, а если и будет о Нем помнить, то станет сознательно противиться Его воле. Апогеем нравственного регресса людей явится антихрист - полная противоположность Спасителя и предельное воплощение зла. Антихрист подчинит себе почти весь мир, но будет править только три года, по истечении которых и состоится Второе пришествие. Точное указание на время, когда случатся все указанные события, в Библии отсутствует. Бог сознательно скрывает от людей дату Страшного суда, чтобы они держали себя в духовном тонусе, не расслаблялись, зная, что Второе пришествие, к примеру, состоится не скоро. Есть и еще мнение на этот счет. Время наступления Страшного суда зависит от воли самих людей, вернее от их духовного состояния. Христос не устроит суда над человечеством до тех пор, пока оно, человечество, не станет совершенно безнадежным. Моральное и духовное состояние людей накануне Второго пришествия ярко описывает апостол Павел во Втором послании к своему ученику Тимофею:
Сын мой Тимофей, 3.1 Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. 3.2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3.3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 3.4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 3.5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 3.6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 3.7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 3.8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. 3.9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Итак, человечество в последние дни существования этого мира окончательно и безвозвратно деградирует. Почти во всех людях добродетели иссякнут, их место займут всевозможные пороки. Предельные эгоизм, жадность, злость, лживость будут вершить судьбы нашей цивилизации. Как будто сегодня дело обстоит иначе? - спросят некоторые слушатели. Действительно, греховность всегда присутствовала в душах людей, но отличительной чертой последних времен станет катастрофичная подмена понятий - порок будет объявлен добродетелью, а если люди и будут совершать что-то доброе, то исключительно с целью достижения наживы. От этого добро станет лишь видимостью, маской, скрывающей зло. Символом последних времен для апостола Павла, согласно прозвучавшему отрывку из его послания, являются библейские персонажи ИаннИй и ИамврИй - чародеи при дворе египетского фараона, не желавшего отпустить из рабства еврейский народ во главе с пророком Моисеем. ИаннИй и ИамврИй видели, какие чудеса творил Моисей, понимали, что эти чудеса от Бога, но совершенно осознанно противились пророку и с помощью демонов старались чудеса Моисея повторить. В результате ИаннИй и ИамврИй публично опозорились, не способные противостоять чудесной силе пророка Божия. То, что случилось с чародеями фараона, произойдет по мнению апостола Павла и с противниками Бога с антихристом во главе в последние времена. Их сила иссякнет, а сами они не смогут противиться величию Христа, пришедшему второй раз на землю.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема