Послание святого апостола Павла к Римлянам. Глава 14, стихи 19-26.
«Все дороги ведут в Рим», - любили повторять жители Римской империи. Этим они выражали свою уверенность в том, что не было на земле города более великого и славного, чем Рим. С точки зрения древних римлян при сравнении с их столицей любой, даже самый крупный мегаполис, терял право именоваться городом. В первом веке нашей эры Рим поражал своим величием и красотой каждого человека, входившего в его врата. Впрочем, за богато украшенными фасадами и изящными манерами жителей столицы скрывалось множество пороков. Рим ко времени Рождества Христа прочно закрепил за собой репутацию столицы греховных удовольствий и вседозволенности. Но как это случилось в иных городах империи, и в Риме по милости Бога зародилась и стала активно развиваться община христиан, которая впоследствии превратилась в поместную Церковь. Христианство было принесено в Рим местными евреями, которые в год Воскресения Христа посещали Иерусалим и вернулись оттуда полностью убежденными в истинности учения Спасителя. Христианская община столицы империи благополучно развивалась до 50 года, когда по указу императора Клавдия евреи, христиане в том числе, были из Рима изгнаны. В столице смогли остаться только христиане, бывшие язычники. Именно им в 58 году направил свое послание апостол Павел, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 14.19 будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. 14.20 Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 14.21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. 14.22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что́ избирает. 14.23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. 14.24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 14.25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 14.26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь.
Ко времени написания текста послания апостол Павел еще не успел посетить Рим. Тем не менее, о положении христиан столицы ему было хорошо известно от жителей Коринфа, в котором он в тот момент находился. Римские христиане не имели авторитетного руководителя, способного решать проблемы, связанные, в частности, с вопросами нравственности и ежедневного поведения последователей Спасителя. Среди прочего, христиане столицы впадали в смущение при рассуждении о том, нужно ли соблюдать пищевые ограничения Ветхого Завета. Некоторые из них утверждали, что иудейские правила (например, запрет на внушение свинины) продолжают действовать и в новозаветной Церкви. Другие отвергали это мнение, но впадали в другую крайность - ели все продукты без разбора, в том числе и посвященные идолам. Апостол Павел в прозвучавшем отрывке разрешает этот непростой вопрос, рассматривает его в принципиально иной плоскости. Он прямо говорит, что пища сама по себе в нравственном смысле нейтральна. Оценивается же с точки зрения добродетели и греха отношение к ней человека. С одной стороны, Христос упразднил закон Моисея - христиане не делят пищу на кошерную и некошерную. С другой стороны, Спаситель упразднил и власть языческих богов, поэтому христианин может без опасения для души есть и идоложертвенное. Но Христос призывает своих учеников к совершенству, к упразднению зависимости от внешнего - от пищи, в том числе. Не в том смысле, что христиане обязаны голодать, а в том, что они не должны быть рабами желудка. Апостол призывает христиан быть мудрыми и помнить о чувствах окружающих людей. Христианину не пристало вести себя вызывающе, провоцировать других - в том числе через внушение пищи. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется», - говорит он. Таким образом, христианин несет ответственность за свое поведение перед Богом, а перед окружающими людьми он своими действиями должен каждый раз свидетельствовать о Христе.
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение