Никак иначе, кроме как революцией, нельзя назвать тот эффект, который оказало на античную цивилизацию христианство. Языческое общество в эпоху рождения Иисуса Христа представляло собой собрание эгоистов. Многие жители Римской империи, разуверившись в своих богах, теряли смысл жизни, не видели смысла существования где-то вне области греховных удовольствий. Античная цивилизация гибла, утопая в своих пороках. Недаром для многих современных историков символом той эпохи стал римский правитель Иудеи Понтий Пилат, разочарованный в жизни и не верящий в существование истины. Языческая греко-римская культура не могла дать людям смысла существования и как следствие лишала их мотивации к добродетельной жизни. Доказательством этому стало поведение жителей империи во время эпидемий. Язычники, боясь подцепить ту или иную болезнь, бросали заразившихся родственников, даже ближайших. Лишь христиане, несмотря на опасность умереть, бесстрашно оставались в городах и помогали всем без исключения людям - вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности. Это происходило не случайно - ведь любовь к каждому человеку является основой христианского вероучения. О любви к людям в своей проповеди постоянно упоминал Иисус Христос. О ней же свидетельствовали апостолы, ученики Спасителя. О любви как основании христианской этики проникновенно говорил апостол Павел. Этой темы он, в частности, касается в послании к римским христианам, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 12.6 поскольку по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 12.7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,– в учении; 12.8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 12.9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 12.10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 12.11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12.12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 12.13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 12.14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
В прозвучавшем отрывке из послания к римлянам апостол Павел говорит о христианских принципах существования общества. Он подчеркивает, что все люди равны в плане жертвы Христа. Спаситель пришел в мир ради каждого человека и ради каждого Он принес Себя в жертву на кресте. При этом апостол признает, что не все готовы этот дар Христа принять и жить в соответствии с заповедями Спасителя. Но Бог никого не принуждает к вере. Он любит всех людей и хочет, чтобы все спаслись. Христиане должны подобно Христу любить каждого человека, вне зависимости от его общественного статуса, национальности или веры. Апостол прямо говорит: "Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте". О любви к врагам говорит в Евангелии Иисус Христос, а апостол Павел продолжает Его мысль в послании к римлянам, добавляя к ней дополнительные нюансы. Святой Павел указывает, что, если христиане должны с любовью относиться к врагам и иноверцам, тем более они должны любить друг друга. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью», - отмечает он. Причем, с точки зрения апостола Павла, упомянутая христианская любовь не должна сводиться исключительно к вежливости или учтивости, за которой может скрываться неприязнь. Человек, считающий себя христианином, по мысли Павла, должен обладать непритворной любовью, которая будет залогом благочестивой жизни, искренней молитвы и постоянства в вере.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер