В настоящее время христианами считают себя православные, католики и различные протестанты. Католичество нарушило единство с Православной Церковью в середине одиннадцатого века. Протестанты же появились в веке шестнадцатом, когда разорвали отношения с Римским Папой. Протестантские сообщества не только вышли из административного подчинения Католической церкви, но и значительно исказили основы христианского вероучения. Среди прочего протестанты устами своих предводителей - Мартина Лютера и Жана Кальвина - стали утверждать, что для религиозной жизни человека добрые поступки имеют второстепенное значение. Якобы христианин способен достигнуть вечной блаженной жизни только через веру в Бога без ее практического подтверждения, то есть без совершения добрых дел. Это не означает, что протестанты в отношении практической христианской жизни бездеятельны. Но они прямо считают, что в деле спасения поступки (добрые или злые) никакой роли не играют. Протестанты заявили, что данное утверждение они основывают на послании апостола Павла к христианам Рима – одной из книг Библии. Насколько верно поняли протестантские богословы мысли святого Павла, можно оценить после того, как мы услышим отрывок из послания к римлянам – отрывок, который читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 3.28 мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 3.29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 3.30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 3.31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем 4.1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? 4.2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 4.3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Чтобы правильно понять прозвучавший отрывок, необходимо знать исторический контекст, в рамках которого было написано послание к римлянам. Апостол Павел решил направить данный текст христианам столицы для того, чтобы поддержать их в непростой ситуации. До 50 года по Рождестве Христовом римская община христиан состояла частично из евреев, частично из обращенных язычников. Однако из-за бунта иудеев император Клавдий приказал изгнать евреев, христиан в том числе, из столицы. Вынужденный уход евреев-христиан из Рима поставил под угрозу существование местной Церкви. Поддержать оставшихся членов римской общины взялся апостол Павел, направив им послание. Наиболее важное место в тексте послания занимает тема правильной духовной жизни. Понимая всю разницу между еврейской и античной культурами, апостол Павел, тем не менее, осознавал, что перед каждым человеком, вне зависимости от его национальной принадлежности, стоит одно и то же искушение. Искушение – мыслить отношения с Богом в формате «ты мне – я тебе», считать, что Бога можно, так сказать, «задобрить» хорошими поступками. Древние иудеи считали, что исполняя дела закона, они автоматически оправдываются перед Богом. Язычники же, вообще, считали, что духовную жизнь можно свести просто к регулярным жертвоприношениям без какого-либо духовного труда. Апостол Павел призывает своих читателей не поддаваться подобным настроениям, а выстраивать духовную жизнь на принципиально иной основе. На основе искренней веры, которая, впрочем, не должна быть просто уверенностью в существовании Бога, но горячим стремлением жить по заповедям Божиим. Такая вера, по мысли апостола Павла, и превосходит дела закона, потому что она является их началом и основой. Апостол Павел ни в коем случае не призывает христиан просто верить, а исполнение заповедей считать чем-то второстепенным, как об этом говорят протестанты. Святой Павел говорит о важности правильной расстановки приоритетов – когда человек искренне верует, совершает добрые дела и благодаря этому союзу веры и добродетели приближается к Богу. Примером такого гармоничного сосуществования в жизни человека веры и благочестия для апостола Павла является праотец Авраам, который искренне уповал на Бога и при этом постоянно совершал добрые дела. Следовать примеру Авраама святой Павел призывает всех христиан.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»