Наиболее гонимой религией в мире в настоящие дни является христианство. Христиане различных конфессий в большом количестве гибнут в некоторых регионах Африки и Азии. Как показывают исследования, каждые пять минут в мире за веру умирает один христианин. Данное печальное положение дел, к сожалению, не является чем-то удивительным. С самого начала своей истории на территории Римской империи Христианская церковь была гонима. Насильственную смерть через казнь на кресте принял Иисус Христос. От рук гонителей погибли почти все ученики Спасителя - святые апостолы. До мучительной казни апостолам и многим другим христианам пришлось претерпеть множество лишений, побоев и пыток. Причиной всех этих испытаний была верность учению Спасителя. Обвинения, которые апостолам предъявлялись, были почти всегда надуманными. Единственной правдивой причиной, обречь христианина на казнь, было его нежелание почитать римского императора в качестве бога. Первым императором Рима, который был обожествлен, являлся Октавиан Август. Начиная со времени его правления следование культу императора стало обязательным. Неверие в божество правителя Рима рассматривалось государством как преступление, каравшееся смертной казнью. Данная норма действовала до начала четвертого века, когда ее упразднил святой император Константин Великий. До того многие христиане публично отказывались чтить императора как бога и за это сначала попадали в тюрьмы, а затем отправлялись на казнь. Среди погибших от рук язычников в те годы был апостол Павел, которому в Риме примерно в 68 году по приказу императора Нерона отрубили голову. Павел попал в Рим вынужденно - апостола этапировали туда по решению Иерусалимского суда. Павла ложно обвинили в том, что он приводит язычников в храм Соломона - главное святилище иудеев, куда неиудеям вход был строго запрещен. Видя, что добиться правды невозможно, апостол воспользовался правом римского гражданина и потребовал суда императора, поэтому и был направлен в столицу. Еще до упомянутых печальных событий апостол Павел направил христианам Рима послание, в котором как будто предчувствует горестные испытания:
Братья, 15.30 умоляю вас Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 15.31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 15.32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. 15.33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Апостол Павел написал послание к христианам Рима в 58 году, находясь в Коринфе. Намереваясь отправиться в Иерусалим на праздник Пасхи, апостол предполагал, что в Палестине его ждет недобрый прием. Местные иудейские вожди буквально ненавидели Павла за проповедь христианства в еврейской среде. Своих гонителей апостол в послании к римлянам называет "неверующими в Иудее". Павел этим указывает, что иудеи, говоря о своей вере в Бога, на самом деле лукавили. Они, зная, что Иисус это Мессия, сознательным образом игнорировали исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств и упорно не верили в Его божественное достоинство. Из текста послания видно, что Павел почти потерял надежду обратить иудейских вождей в христианство - но не потому, что это было тяжело, а из-за их упорных неверия и противления Христу. Завершается сегодняшний отрывок из послания к римлянам пожеланием апостола Павла прибыть в столицу империи и разделить радость общения с местными христианами. Желание Павла осуществилось, хотя и несколько иным образом, чем он планировал. Павел прибыл в столицу не сам, его туда привезли в кандалах, но тюремные оковы, и прочие горести, которые он перенес в Риме, не омрачили радости апостола от служения местным христианам.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница