Наиболее гонимой религией в мире в настоящие дни является христианство. Христиане различных конфессий в большом количестве гибнут в некоторых регионах Африки и Азии. Как показывают исследования, каждые пять минут в мире за веру умирает один христианин. Данное печальное положение дел, к сожалению, не является чем-то удивительным. С самого начала своей истории на территории Римской империи Христианская церковь была гонима. Насильственную смерть через казнь на кресте принял Иисус Христос. От рук гонителей погибли почти все ученики Спасителя - святые апостолы. До мучительной казни апостолам и многим другим христианам пришлось претерпеть множество лишений, побоев и пыток. Причиной всех этих испытаний была верность учению Спасителя. Обвинения, которые апостолам предъявлялись, были почти всегда надуманными. Единственной правдивой причиной, обречь христианина на казнь, было его нежелание почитать римского императора в качестве бога. Первым императором Рима, который был обожествлен, являлся Октавиан Август. Начиная со времени его правления следование культу императора стало обязательным. Неверие в божество правителя Рима рассматривалось государством как преступление, каравшееся смертной казнью. Данная норма действовала до начала четвертого века, когда ее упразднил святой император Константин Великий. До того многие христиане публично отказывались чтить императора как бога и за это сначала попадали в тюрьмы, а затем отправлялись на казнь. Среди погибших от рук язычников в те годы был апостол Павел, которому в Риме примерно в 68 году по приказу императора Нерона отрубили голову. Павел попал в Рим вынужденно - апостола этапировали туда по решению Иерусалимского суда. Павла ложно обвинили в том, что он приводит язычников в храм Соломона - главное святилище иудеев, куда неиудеям вход был строго запрещен. Видя, что добиться правды невозможно, апостол воспользовался правом римского гражданина и потребовал суда императора, поэтому и был направлен в столицу. Еще до упомянутых печальных событий апостол Павел направил христианам Рима послание, в котором как будто предчувствует горестные испытания:
Братья, 15.30 умоляю вас Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 15.31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 15.32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. 15.33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Апостол Павел написал послание к христианам Рима в 58 году, находясь в Коринфе. Намереваясь отправиться в Иерусалим на праздник Пасхи, апостол предполагал, что в Палестине его ждет недобрый прием. Местные иудейские вожди буквально ненавидели Павла за проповедь христианства в еврейской среде. Своих гонителей апостол в послании к римлянам называет "неверующими в Иудее". Павел этим указывает, что иудеи, говоря о своей вере в Бога, на самом деле лукавили. Они, зная, что Иисус это Мессия, сознательным образом игнорировали исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств и упорно не верили в Его божественное достоинство. Из текста послания видно, что Павел почти потерял надежду обратить иудейских вождей в христианство - но не потому, что это было тяжело, а из-за их упорных неверия и противления Христу. Завершается сегодняшний отрывок из послания к римлянам пожеланием апостола Павла прибыть в столицу империи и разделить радость общения с местными христианами. Желание Павла осуществилось, хотя и несколько иным образом, чем он планировал. Павел прибыл в столицу не сам, его туда привезли в кандалах, но тюремные оковы, и прочие горести, которые он перенес в Риме, не омрачили радости апостола от служения местным христианам.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело