Первый век по Рождестве Христовом - время структурного оформления Христианской Церкви, возникновения ее традиций и обычаев. Этот процесс не всегда был мирным. Древняя Христианская Церковь состояла из представителей двух лагерей, которые до Рождества Спасителя находились в состоянии вражды друг с другом. Тем не менее, проповедь Христа объединила евреев и бывших язычников. Что было крайне непросто. Ветхозаветный закон прямо запрещал евреям общаться с язычниками, отделял их от прочих народов. Имелись случаи, когда неевреи присоединялись к Ветхозаветной церкви. В данном случае они именовались прозелитами, что в переводе с греческого означает – «обращенный, нашедший свое место». Став прозелитами, бывшие язычники могли входить на территорию Иерусалимского храма, но по-прежнему не считались полноценными иудеями и не принимались еврейской средой. Разделенность между евреями и бывшими язычниками была преодолена лишь благодаря пришествию Иисуса Христа и деятельности его учеников-апостолов. Первоначально Христианская проповедь была адресована только евреям, но довольно скоро апостолы стали рассказывать о Спасителе и язычникам. Апостольский собор 50 года, проходивший в Иерусалиме, уровнял евреев и прочие народности. Решением собора в Христианской Церкви были отменены пищевые ограничения иудаизма, обрезание мужчин, соблюдение покоя в субботу. И самое главное - было показано, что национальная принадлежность теперь вовсе не является критерием принадлежности к Церкви. Решение апостольского собора входило в жизнь с большими трудностями - многие евреи-христиане желали сохранить свои прежние обычаи и требовали их соблюдения от христиан из язычников. Это периодически приводило к конфликтам. Разрешать их (эти конфликты) приходилось святым апостолам. Так, апостол Павел неоднократно и в устной форме, и через послания призывал христиан разных городов Римской империи к миру между собой. В частности, этой теме посвящено послание апостола Павла к римлянам, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 14.6 кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 14.7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 14.8 а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,– всегда Господни. 14.9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
В прозвучавшем отрывке из своего послания к римлянам апостол Павел говорит об одном из проблемных моментов в отношениях между крещеными евреями и христианами из язычников. Выходцы из иудейской среды, приняв учение Спасителя, тем не менее, настаивали, чтобы все христиане в обязательном порядке соблюдали и еврейские обычаи. Речь шла, например, о соблюдении дополнительных постных дней. Христиане с древних времен стали соблюдать пост в среду, день взятия Спасителя под стражу, и в пятницу, день Его казни. Евреи-христиане призывали поститься не два, а более дней в неделю. Апостол Павел призывает христиан из евреев к умеренности и просит их не делать свой духовный опыт общеобязательным. Павел указывает на то, что главным и единственным судьей человеческой жизни является только Бог. Если христианин желает усердно трудиться для Господа, это, безусловно, похвально, но это не означает, что он имеет право навязывать свой духовный путь кому-либо. Свобода для Павла неотъемлемая часть духовной жизни. Апостол делает вывод, что если поступок христианина не противоречит совести, а также заповедям Божиим, но он (поступок) непременно будет Богом благословлен. А это, в свою очередь, даст христианину чувство радости - важной для апостола Павла составляющей духовной жизни.
«21-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал.2:16-20) и Евангельского (Лк.16:19-31) чтений в двадцать первое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы Казанская, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», преподобного Илариона Великого, апостола Иакова, брата Господня по плоти, великомученика Димитрия Солунского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Роль отца в семье». Протоиерей Василий Гелеван
Сегодня в семь вечера слушайте в эфире радио Вера программу «Семейный час». У нас в гостях клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Василий Гелеван.
Поговорим о роли отца в семье и о том, как отношения детей с отцом могут влиять на из отношения с Богом.
Отец Василий говорил о разных гранях отцовства — о мужской ответственности, доверии и примере. Почему для ребёнка так важно видеть, как отец любит мать? Как простить родителя, который когда-то ранил, и почему, пока не простишь, не повзрослеешь?
Гость программы вспоминал истории из пастырской практики и говорил о том, что настоящая любовь — это не вседозволенность, а забота и верность.
И даже если рядом нет папы, у каждого есть Небесный Отец, чья любовь способна исцелить любую рану.
«Семейный час» — о любви, прощении и том, как воспитывать детей, оставаясь для них опорой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Культурно-просветительский центр «Киновия». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был доцент Московской Духовной академии, директор культурно-просветительского центра Троице-Сергиевой Лавры «Киновия» архимандрит Симеон Томачинский.
Разговор шел о том, как различные встречи, лекции и просветительские мероприятия культурного центра «Киновия» помогают взрослым и детям познакомится с верой, Православием и церковной традицией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя







