Принятая в России и в континентальной Европе юридическая система в своем основании имеет так называемое римское право - правовые принципы, согласно которым веками существовала Римская империя. Римское государство первым в истории постаралось регламентировать фактически все стороны жизни своих граждан – религиозную, в том числе. С точки зрения имперских правителей вера служила залогом благонадежности, а также лояльности гражданина по отношению к государственному строю. Захватывая новые территории, Рим навязывал завоеванным народам свои верования, а божества местного населения при этом часто вводил в свой обширный пантеон. Дозволяя покоренному населению сохранить веру в исконные божества, римское государство в ответ требовало признать божественное достоинство императора. Культ императора, общий для всего населения Римской империи, был, как казалось чиновникам, прочной основой единства огромного государства. Первым императором Рима, которого обожествили имперские язычники, был Октавиан Август. Начиная с его правления, отказ от почитания правителя империи в качестве бога стал считаться тяжким преступлением. Перед угрозой тюремного заключения или даже смерти большая часть жителей Римского государства приняла культ императора. Исключением являлись лишь евреи, которые фактически выбили себе право не верить в божество императора путем многочисленных восстаний. В итоге религиозная автономия иудеев была официально закреплена в законодательстве империи. Однако данное исключение не распространялось на христиан, которые вышли из еврейской среды, но с иудаизмом разошлись в самом начале своего существования. Последователи Спасителя открыто противились культу императора, за что уже в 64 году подверглись государственным гонениям, которые с разной интенсивностью продолжались вплоть до начала четвертого века. Первые казни христиан состоялись в самом Риме по приказу императора Нерона. Его жертвами стали и простые последователи Иисуса Христа, и Его прославленные ученики - апостолы Петр и Павел. Как бы предчувствуя горестные события будущего, апостол Павел до своего приезда в Рим, где ему суждено было умереть, направил местным христианам послание. Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 12.1 умоляю вас милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 12.2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 12.3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Послание к христианам Рима было написано апостолом Павлом около 58 года в греческом городе Коринфе. В столице же Павел окажется несколько позже - примерно в 60 году. Видимо предчувствуя, что дни его жизни подходят к концу, Павел рассуждает о жизни христианина как о жертве, которую человек приносит Богу. С точки зрения апостола данная жертва состоит в отречении христианина от страстей и пороков языческой среды. Стоит отметить, что целомудрие древних христиан делало их «белыми воронами» общества той эпохи. Павел призывает своих читателей не бояться людской молвы и строить жизнь, соотнося свои планы с волей Бога. С точки зрения апостола Господь желает человеку только добра. Узнать промысел Божий по мысли Павла можно через рассуждение и молитву. Кроме того, некоей гарантией присутствия Бога в жизни христианина является смирение человека, когда он думает о себе не больше, чем необходимо думать. Можно с уверенностью сказать, что если православный христианин будет следовать принципам жизни, изложенным апостолом Павлом в послании к Римлянам, то свой земной путь он пройдет с радостью в сердце и спокойствием в душе.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.