Принятая в России и в континентальной Европе юридическая система в своем основании имеет так называемое римское право - правовые принципы, согласно которым веками существовала Римская империя. Римское государство первым в истории постаралось регламентировать фактически все стороны жизни своих граждан – религиозную, в том числе. С точки зрения имперских правителей вера служила залогом благонадежности, а также лояльности гражданина по отношению к государственному строю. Захватывая новые территории, Рим навязывал завоеванным народам свои верования, а божества местного населения при этом часто вводил в свой обширный пантеон. Дозволяя покоренному населению сохранить веру в исконные божества, римское государство в ответ требовало признать божественное достоинство императора. Культ императора, общий для всего населения Римской империи, был, как казалось чиновникам, прочной основой единства огромного государства. Первым императором Рима, которого обожествили имперские язычники, был Октавиан Август. Начиная с его правления, отказ от почитания правителя империи в качестве бога стал считаться тяжким преступлением. Перед угрозой тюремного заключения или даже смерти большая часть жителей Римского государства приняла культ императора. Исключением являлись лишь евреи, которые фактически выбили себе право не верить в божество императора путем многочисленных восстаний. В итоге религиозная автономия иудеев была официально закреплена в законодательстве империи. Однако данное исключение не распространялось на христиан, которые вышли из еврейской среды, но с иудаизмом разошлись в самом начале своего существования. Последователи Спасителя открыто противились культу императора, за что уже в 64 году подверглись государственным гонениям, которые с разной интенсивностью продолжались вплоть до начала четвертого века. Первые казни христиан состоялись в самом Риме по приказу императора Нерона. Его жертвами стали и простые последователи Иисуса Христа, и Его прославленные ученики - апостолы Петр и Павел. Как бы предчувствуя горестные события будущего, апостол Павел до своего приезда в Рим, где ему суждено было умереть, направил местным христианам послание. Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 12.1 умоляю вас милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 12.2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 12.3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Послание к христианам Рима было написано апостолом Павлом около 58 года в греческом городе Коринфе. В столице же Павел окажется несколько позже - примерно в 60 году. Видимо предчувствуя, что дни его жизни подходят к концу, Павел рассуждает о жизни христианина как о жертве, которую человек приносит Богу. С точки зрения апостола данная жертва состоит в отречении христианина от страстей и пороков языческой среды. Стоит отметить, что целомудрие древних христиан делало их «белыми воронами» общества той эпохи. Павел призывает своих читателей не бояться людской молвы и строить жизнь, соотнося свои планы с волей Бога. С точки зрения апостола Господь желает человеку только добра. Узнать промысел Божий по мысли Павла можно через рассуждение и молитву. Кроме того, некоей гарантией присутствия Бога в жизни христианина является смирение человека, когда он думает о себе не больше, чем необходимо думать. Можно с уверенностью сказать, что если православный христианин будет следовать принципам жизни, изложенным апостолом Павлом в послании к Римлянам, то свой земной путь он пройдет с радостью в сердце и спокойствием в душе.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема