Принятая в России и в континентальной Европе юридическая система в своем основании имеет так называемое римское право - правовые принципы, согласно которым веками существовала Римская империя. Римское государство первым в истории постаралось регламентировать фактически все стороны жизни своих граждан – религиозную, в том числе. С точки зрения имперских правителей вера служила залогом благонадежности, а также лояльности гражданина по отношению к государственному строю. Захватывая новые территории, Рим навязывал завоеванным народам свои верования, а божества местного населения при этом часто вводил в свой обширный пантеон. Дозволяя покоренному населению сохранить веру в исконные божества, римское государство в ответ требовало признать божественное достоинство императора. Культ императора, общий для всего населения Римской империи, был, как казалось чиновникам, прочной основой единства огромного государства. Первым императором Рима, которого обожествили имперские язычники, был Октавиан Август. Начиная с его правления, отказ от почитания правителя империи в качестве бога стал считаться тяжким преступлением. Перед угрозой тюремного заключения или даже смерти большая часть жителей Римского государства приняла культ императора. Исключением являлись лишь евреи, которые фактически выбили себе право не верить в божество императора путем многочисленных восстаний. В итоге религиозная автономия иудеев была официально закреплена в законодательстве империи. Однако данное исключение не распространялось на христиан, которые вышли из еврейской среды, но с иудаизмом разошлись в самом начале своего существования. Последователи Спасителя открыто противились культу императора, за что уже в 64 году подверглись государственным гонениям, которые с разной интенсивностью продолжались вплоть до начала четвертого века. Первые казни христиан состоялись в самом Риме по приказу императора Нерона. Его жертвами стали и простые последователи Иисуса Христа, и Его прославленные ученики - апостолы Петр и Павел. Как бы предчувствуя горестные события будущего, апостол Павел до своего приезда в Рим, где ему суждено было умереть, направил местным христианам послание. Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 12.1 умоляю вас милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 12.2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 12.3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Послание к христианам Рима было написано апостолом Павлом около 58 года в греческом городе Коринфе. В столице же Павел окажется несколько позже - примерно в 60 году. Видимо предчувствуя, что дни его жизни подходят к концу, Павел рассуждает о жизни христианина как о жертве, которую человек приносит Богу. С точки зрения апостола данная жертва состоит в отречении христианина от страстей и пороков языческой среды. Стоит отметить, что целомудрие древних христиан делало их «белыми воронами» общества той эпохи. Павел призывает своих читателей не бояться людской молвы и строить жизнь, соотнося свои планы с волей Бога. С точки зрения апостола Господь желает человеку только добра. Узнать промысел Божий по мысли Павла можно через рассуждение и молитву. Кроме того, некоей гарантией присутствия Бога в жизни христианина является смирение человека, когда он думает о себе не больше, чем необходимо думать. Можно с уверенностью сказать, что если православный христианин будет следовать принципам жизни, изложенным апостолом Павлом в послании к Римлянам, то свой земной путь он пройдет с радостью в сердце и спокойствием в душе.
Нижний Новгород. Преподобный Тимон Надеевский
Нижегородская земля явила немало святых. Один из них — преподобный Тимон Надеевский. Он родился в 1766 году в городе Балахна близ Нижнего Новгорода. С юных лет стремился к молитвенному уединению. По благословению родителей в отроческом возрасте поступил в Нижегородское духовное училище, а затем — в семинарию. По окончании учёбы женился и стал диаконом. А когда через два года овдовел — избрал монашеский путь и принял постриг в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода. В 1825 году по благословению Серафима Саровского отправился возрождать Никольскую Надеевскую пустынь под Костромой. Тимон поселился в лесу близ заброшенной обители. Дни и ночи проводил в молитве и богомыслии. Пример преподобного вдохновил других подвижников, и вскоре Никольская Надеевская обитель ожила. Тимон до конца своих дней заботился о братии, принимал паломников. По его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Святой преставился ко Господу 21 января 1840 года. Перед тем, как упокоиться, он обратился к пастве со словами: «При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанной и миролюбивой, молитвой пламенной и сокрушением нелицемерным пролагайте себе дорогу в вечность. За гробом на небе наша Отчизна». В 2003 году Церковь прославила уроженца нижегородской земли Тимона Надеевского в лике святых.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Мурманск. Путешествие по городу

Фото: Dmitry Gornaev / Pexels
Мурманск расположен за Полярным кругом, на скалистом побережье Кольского залива Баренцева моря. Он был основан в начале двадцатого века как северный форпост Российской империи со звучным названием Романов-на-Мурмане. Днем рождения города считается 4 октября 1916 года. В этот день на высоком холме над морем состоялась торжественная закладка собора во имя святителя Николая Чудотворца. Возвести храм помешала революция 1917 года. Новые власти переименовали город в Мурманск. Бронзовую плиту, с закладки которой началось его строительство, поместили в музей. Вместо церкви на холме встал дом культуры. Лишь в 1946 году православные мурманчане получили разрешение совершать богослужения. Они вскладчину приобрели небольшой деревянный дом на окраине города и обустроили его под церковь. А спустя четыре десятилетия на её месте возвели величественный Никольский собор. С тех пор в столице Заполярья начали строиться храмы. В 1995 году Мурманск стал центром православной епархии. В планах горожан — строительство нового кафедрального собора. Центральный его Престол будет посвящён празднику Преображения Господня, второй освЕтят во имя царственных страстотерпцев. Величественный храм восполнит недописанную страницу истории Романова-на-Мурмане, станет данью памяти его основателя, императора Николая Второго.
Радио ВЕРА в Мурманске можно слушать на частоте 90,4 FM
Комсомольск-на-Амуре. Путешествие по городу
Комсомольск-на-Амуре расположен в Хабаровском крае, на левом берегу реки Амур. Город был основан в 1860 году как село Пермское. Первые дома русские поселенцы поставили у реки, в районе современной набережной. Здесь же стоял храм, посвящённый Илье Пророку. Его закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим. Однако, в семидесятых годах двадцатого века в городе образовалась православная община. Верующие купили частный дом на улице Лермонтова. И обустроили в нем храм в честь праздника Успения Божией Матери. Совершать богослужения и церковные таинства сюда приезжали священники из Хабаровска. В конце двадцатого века в Комсомольске-на-Амуре стали один за другим вырастать новые храмы. В 2006 году город украсил величественный собор Ильи Пророка. Сегодня он — главный храм центрального города Амурской епархии, Комсомольска-на-Амуре!
Радио ВЕРА в Комсомольске-на-Амуре можно слушать на частоте 99,9 FM












