Послание апостола Павла к Евреям. Глава 11, стихи 9, 10, 17-23, 32-40.
Иерусалим в первом веке нашей эры был одновременно похож и не похож на современный. Похож тем, что также как и сегодня, на его улицах можно было встретить людей самых разных национальностей. Но было и существенное отличие – в израильской столице в те годы существовала обширная христианская община, состоявшая преимущественно из евреев. Христиане имеются в Иерусалиме и сегодня, но по большей части это греки, арабы или славяне. В середине первого века иерусалимская община находилась под мудрым управлением святого Иакова, сводного брата Иисуса Христа, сына Иосифа Обручника от первого брака. Благодаря Иакову иерусалимская Церковь развивалась и крепла. К сожалению, эти светлые дни продлились недолго – святой Иаков, брат Господень, погиб, сброшенный с крыши храма Соломона. Иерусалимская община оказалась на грани исчезновения. Однако христиан Святой Земли поддержал апостол Павел, направив им послание, известное теперь как Послание к евреям.
Братья, 11.9 верою обитал Авраам на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 11.10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. 11.17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 11.18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. 11.19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. 11.20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. 11.21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 11.22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. 11.23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
После гибели Иакова иудеи Иерусалима стали активно принуждать местных евреев-христиан вернуться в ветхозаветную религию. В отдельных случаях это у них получалось. Апостол Павел, осознавая опасность сложившейся ситуации, в своем послании не только призывает евреев-христиан держаться веры в Спасителя, но и приводит доказательства превосходства христианства над ветхозаветным иудаизмом. Иудейские проповедники в своих речах постоянно ссылались на еврейских праотцев Авраама, Исаака и Иакова, а также на пророка Моисея и прочих ветхозаветных святых. Апостол Павел, говоря о тех же личностях, убедительно доказывает, что жизнь и чудеса праведников Ветхого Завета были наполнены пророческими свидетельствами о Христе. Какими конкретно - апостол Павел перечисляет в дальнейшем.
11.32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 11.33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 11.34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 11.35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 11.36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 11.37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 11.38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 11.39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 11.40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Жизнь ветхозаветных праведников не была безоблачной. Они переносили различные испытания и терпели страдания, тем самым предизображая собой распятого Христа. Но Бог и святых Ветхого Завета хранил через Спасителя наделил радостью пребывания в Царстве Небесном. Апостол Павел, упоминая об этом, призывает современных ему христиан Иерусалима и православных христиан наших дней не отчаиваться в сложных обстоятельствах и хранить верность Спасителю, Который никогда не оставляет без помощи Своих учеников.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер