Многие знакомы с персонажем рождественской повести Чарльза Диккенса – Эбенезером Скруджем. Алчный и жестокий Скрудж живет во власти своих страстей, в особенности жадности, но по милости Бога в корне меняет свою жизнь. Скруджа посещают духи Рождества, которые открывают ему глаза на прожитую жизнь и заставляют задуматься над ожидающей его за гробом участью. Сделав правильные выводы, Эбенезер Скрудж побеждает свои страсти, раздает накопленное богатство нищим и становится добрым и светлым человеком. Некоторые могут сказать, что подобное кардинальное перерождение возможно только в литературе. На самом деле это не так. Истории известен случай, когда человек в корне поменял свою жизнь в мгновение ока. Случай этот описан в библейской книге Деяний святых апостолов. Главным героем упомянутого исторического эпизода стал еврейский юноша Савл, более известный человечеству как апостол Павел. Савл был вначале ярым гонителем христиан, но во время путешествия в Дамаск чудесным образом увидел Спасителя и из преследователя христианства стал его самым усердным проповедником. О дальнейшей истории Савла мы узнаем снова из книги Деяний.
В те дни 9.19 был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. 9.20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. 9.21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. 9.22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. 9.23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. 9.24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. 9.25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. 9.26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 9.27 Варнава же, взяв его, пришел к апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. 9.28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. 9.29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. 9.30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. 9.31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.
Савл, чудесным образом изменивший свою жизнь, прибыл в Дамаск уже не гонителем Христа, а его верным учеником. Савл тут же примкнул к дамасской общине христиан и стал горячо проповедовать учение Спасителя местным иудеям. Дамаск был в недоумении – Савл направлялся сюда в одном качестве, но предстал совсем в ином. Иудеи первоначально не воспринимали Савла всерьез. Но увидев, что бывший гонитель не помутился рассудком и действительно проповедует Христа, иудеи Дамаска решили убить Савла – ведь благодаря его деятельности многие евреи присоединились к числу христиан. Савла предупредили о грядущем покушении. Он пытался покинуть Дамаск, но иудеи установили стражу у ворот города. В результате был разработан хитроумный план побега. Ночью местные христиане посадили Савла в большую корзину, которую спустили при помощи веревок с крепостной стены Дамаска. Апостол Лука, автор книги Деяний, пишет, что Савл сразу же отправился из Дамаска в Иерусалим. Но в послании Савла или уже апостола Павла к жителям Галатии мы находим сведения, что сначала Савл отправился в Аравию или по-другому Набатею, столицей которой являлся таинственный, вырубленный прямо в скале город Петра. Савл считал себя недостойным встретиться с апостолами Христа. Лишь через три года странствий Савл прибыл в Иерусалим и там сразу же прославился своей горячей проповедью Спасителя среди иудеев. Так же, как и в Дамаске, иудеи решили убить Савла. Поэтому он был направлен сначала в Кесарию, а затем в Тарс, где продолжил свою проповедническую деятельность. О дальнейших событиях мы узнаем вновь из книги Деяний.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











