Евреи стали народом рассеяния в 70 году первого века по Рождестве Христовом в результате неудачного восстания, которое они подняли против Римской империи. В результате имперские войска штурмом взяли Иерусалим. Главная святыня иудеев, Иерусалимский храм, была почти целиком разрушена. В напоминание о поражении римляне оставили евреям лишь одну стену храма – теперешнюю стену Плача. Трагедия 70 года была для Израиля, безусловно, катастрофичной, но в плане истории не первой. В 586 году до Рождества Христова Иерусалим был взят войсками Навуходоносора Второго, правителем Нововавилонского царства. Навуходоносор разграбил и разрушил Иерусалимский храм, многие евреи по его приказу были вывезены в Вавилон, где сделались рабами. Именно тогда евреи стали считаться народом рассеяния, нацией, потерявшей свою родину. Через 60 лет по окончании вавилонского плена часть евреев вернулась в Палестину и занялась восстановлением Иерусалима и его Храма, а часть осталась жить в Вавилоне. После того, как Израиль был захвачен Римом, еврейские диаспоры обосновались уже во многих городах Средиземноморья. Несмотря на рассеяние, евреи помнили о своей родине и до разрушения Иерусалима в 70 году старались посещать духовную столицу в дни религиозных праздников – главным образом в день Пятидесятницы.
Пятидесятницей или по-еврейски Шавуотом называется праздник, в ходе которого евреи вспоминают событие дарования Богом пророку Моисею десяти заповедей и всего ветхозаветного закона. Это событие произошло за две тысячи лет до Рождества Христова во время исхода евреев из Египта. На пятидесятый день путешествия по пустыне евреи дошли до горы Синай, на вершине которой пророк Моисей получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. В первом веке по Рождестве Христовом еврейский праздник Пятидесятницы получил новое значение. О том, как это произошло, рассказывает книга Деяний святых апостолов.
В те дни 2.1 при наступлении дня Пятидесятницы все апостолы были единодушно вместе. 2.2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 2.3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 2.4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 2.5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.2.6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 2.7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 2.8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 2.9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 2.10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 2.11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно книге Деяний в день Пятидесятницы в год смерти и воскресения Христа в Иерусалим прибыло большое количество иудеев, желавших отметить праздник в своей духовной столице. Многие из них стали свидетелями удивительного события – на учеников Иисуса Христа, святых апостолов, в виде языков пламени сошел Святой Дух. Апостолы, исполнились Божественной благодати и, как одно из следствий, неожиданно для себя и окружающих заговорили на иных языках. Приехавшие из разных регионов империи иудеи вдруг услышали проповедь о Спасителе на знакомых для себя языках – в первую очередь, на латыни и греческом. Получившие силу Святого Духа апостолы утратили страх перед еврейскими вождями, добившимися казни Христа, и начали всем жителям Иерусалима рассказывать о воскресении Спасителя из мертвых и Его учении. В результате многие евреи поверили во Христа, а сам день Пятидесятницы принято теперь называть днем рождения Православной Церкви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер