Апостолы от 70-ти – так называют учеников Христа, которых Иисус в последний год Своей земной жизни избрал, чтобы нести христианство по свету.
Апостол Прохор был верным учеником и спутником апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Когда апостол Иоанн отправился с миссионерской проповедью из Иерусалима в Малую Азию, с ним по доброй воле пошел юноша-христианин Прохор. Они вместе проповедовали христианское учение в городе Эфес. Во время правления римского императора Домициана апостола Иоанна схватили и отправили в ссылку на отдаленный греческий остров Патмос, который в то время был частью Римской империи. Апостол Прохор вместе с учителем отправился в каменоломни Патмоса.
В поэме Елизаветы Кузьминой-Караваевой «Семь чаш» апостол Прохор понимает, что не случайно его наставник, апостол Иоанн по воле Бога оказался на отдаленном, пустынном острове…
Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА:
«Подсказывает разум беспокойный,
Что речь твоя – вот клад искомый мною.
Ты много знаешь. Много видел в жизни…
Но и не в этом дело. Не напрасно
Сидишь на острове пустынном годы:
Уверен я – ты голоса здесь слышишь,
Тебя виденья посещают тайно,
И лестницу священную от неба
До волн зеленых ангелы спускают.
Так повтори мне их слова святые:
Изголодалось сердце. В мире жить
Одно лишь значит – непонятным мерить
Такое ж непонятное.»
Однажды, когда апостол Иоанн находился в своей пещере, он услышал обращенный к нему с неба Голос. Перед ним открылось великое и грозное видение.
«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю», - говорится в Откровении Иоанна Богослова.
Вот и в поэме Елизаветы Кузьминой-Караваевой «Семь чаш» апостолы видят на небе грозные письмена.
Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА: (МУЖСКОЙ ГОЛОС)
«Гроза идёт. Неразличима чаша
В руках невидимых. Лишь лезвие
Блестящей молнии простор пронзило.
Еще, еще. Весь небосклон исчерчен
Мелькающими быстро письменами…»
Апостол позвал своего ученика Прохора, чтобы тот записывал всё, что он будет диктовать, Так появилась Книга Откровения, или Апокалипсис, Иоанна Богослова, где человечеству впервые были приоткрыты тайны будущей судьбы Церкви и конца мира. По преданию, апостол Прохор писал под диктовку два дня и еще шесть часов…
«О, сердце, о, чистоты нетронутый источник», - с благодарностью говорит в поэме «Семь чаш» апостол Иоанн своему старательному ученику Прохору.
Апостол Прохор стал его достойным преемником. После смерти святого Иоанна Богослова апостол Прохор продолжал обращать язычников ко Христу и принял мученическую кончину в городе АнтиохИя в Малой Азии.
В финальных строках поэмы «Семь чаш» апостол Прохор делится с наставником радостью, которую он обрёл, уверовав во Христа.
Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА: (МУЖСКОЙ ГОЛОС)
«Мне кажется, что у меня по жилам
Не кровь струится – это серебро,
Что добела расплавлено. Мене больно.
Мне радостно. Как перья крыльев белы
У ангела, и у тебя отец.
И за моей спиною тоже крылья.
Отец, отец, в крылатый мир вступаем,
В мир царственной, священной белизны,
И в солнце мы горим и не сгораем,
Неопалимой Купине причастны,
Крещаемы Огнем Святого Духа».
«Жнецом Господним», как говорится в поэме «Семь чаш» об апостолах, стала и сама ее автор, русская поэтесса Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева.
После революции она эмигрировала из России и в 1932 году в Париже приняла монашеский постриг с именем Мария. Став монахиней в миру, мать Мария всю свою жизнь посвятила христианскому служению людям, неустанно занимаясь благотворительностью. Она организовала в Париже общежитие для одиноких женщин и дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных, не гнушалась самой трудной работы.
В годы Второй Мировой войны фашисты арестовали мать Марию как участницу Французского Сопротивления и казнили в концлагере. Поэму «Семь чаш» мать Мария написала незадолго до ареста, взяв за основу библейские пророчества о семи чашах гнева Божьего из Апокалипсиса или Откровения Иоанна Богослова. В 2004 году мать Мария была канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе: «Прообразы: святые в литературе».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия