Индия многими россиянами воспринимается почти как иная планета. Вроде бы и название знакомо, и примерно знаешь, где эта страна располагается, и даже по телевизору видел что-то об Индии, но все равно Индия – это какой-то совершенно незнакомый, непривычный мир. Действительно, индийская культура, даже несмотря на долгий период колонизаторства, по-прежнему сильно разнится с европейской. Но все же есть у индийцев и у нас схожие черты, причем религиозные.
Я не собираюсь сейчас проводить аналогий между индуизмом и христианством. На самом деле, Индию и нас объединяет куда более конкретный момент, а вернее святой – апостол Фома. Апостол Фома был одним из ближайших учеников Христа, входил в число двенадцати апостолов. После Вознесения Спасителя Его ученики покинули Палестину и отправились проповедовать Евангелие по разным странам. Место своего назначения они определяли путем жребия. Апостолу Фоме в качестве региона для проповеди досталась… Индия. Надо сказать, что он не обрадовался подобному назначению – Индия еще со времен Александра Македонского считалась страной негостеприимной и даже враждебной. Апостол Фома согласился отправиться в Индию только после того, как Ему явился Христос и Сам попросил его об этом.
Проповедь его там была успешной. Как повествуется в книге «Деяния апостола Фомы» множество индийцев крестились от его рук. Это очень не нравилось местным языческим служителям брахманам, которые в итоге умертвили посланника Христа. Почитатели апостола сохранили его тело и устроили для него гробницу в индийской области Малабар. Предположительно гробница апостола находилась в городе Каламин. Святые останки апостола Фомы пребывали в Индии вплоть до четвертого века. Затем их перевезли в город Эдессу, откуда со множеством приключений мощи были в 13 веке переправлены на север Италии в город Ортона (область Абруццо), где и находятся до сих пор в католическом кафедральном соборе.
Но вернемся в Индию. Несмотря на то, что мощи апостола Фомы покинули эту землю, а его гробница к 15 веку была окончательно разрушена, Индия по-прежнему помнит своего первого проповедника Христа. В Индии до сих пор проживает народность, которая именует себя «христианами апостола Фомы». Люди, принадлежащие к этой народности, считают себя потомками тех индийцев, которые приняли крещение из рук святого апостола. Всего на сегодняшний день в Индии насчитывается 9,5 миллионов христиан апостола Фомы. К сожалению, они не объединены в рамках одной церковной общины. Часть из них теперь является католиками, часть принадлежит к английской протестантской традиции. Считается, что преемницей той древней общины христиан, которая была основана апостолом Фомой, является Маланкарская церковь Индии. Название ее восходит к слову «Малианкара» — географическому названию места на юго-западе Индии, где, согласно преданию, впервые появился апостол Фома. Маланкарская церковь – самобытная христианская традиция, со своими обрядами, богослужением, манерой пения. К сожалению, маланкарские христиане не состоят в общении с Православием по древним историческим причинам.
Есть в Индии и православные приходы – греческие и русские. Их пока мало, но будем надеяться, что апостол Фома поможет развитию Православия на индийской земле. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о почитании апостола Фомы в Индии.
27 января. Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодня 27 января. В этот день в 2009 году Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран Поместным собором шестнадцатым Патриархом Московским и Всея Руси.
Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла — протоиерей Артемий Владимиров.
С тех пор пронеслось много лет. Мы видим, какое грозовое время принес нам XXI век и призваны вместе со Святейшим Патриархом денно-нощно проливать наши горячие молитвы пред престолом Вседержителя о единстве русской церкви, возведенной сегодня не на Голгофу, подобную гонениям от большевиков в XX веке, но раздираемую стервятниками, теми тёмными политическими силами, которые хотели бы выклевать у России самое сердце, православие, введя в состояние смуты русскую церковь, сегодня обретшую статус церкви-исповедницы. Речь идёт и об открытых гонениях на православие на Украине, и о гонениях уже не скрытых, но явных — на наши приходы в Европе, в Прибалтике. И мы можем представить себе, какую ношу несёт на своих плечах Святейший Патриарх, молитвы которого столь значимы для нас немощных и грешных, и единство с которым для всех членов русской церкви значимо важно. Да укрепит Господь Святейшего Патриарха Кирилла, и его крестная ноша и стяжкой да будет облегчена!
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О богослужении дня
Сегодня 27 января. Отдание праздника Богоявления.
О богослужении дня — священник Валерий Голод.
Самые главные праздники нашей Церкви длятся не один день. Попразднство Богоявления продолжается 8 дней, а Отдание — это последний день, когда праздник отдается, то есть завершается. Период Попразднства и день Отдания в богослужении сопровождаются не меньшими торжествами, чем и сам день Крещения Господня. Службы включают в себя тексты праздника, и мы снова и снова вспоминаем евангельские события Богоявления, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения. На утренней в день Отдания поется великое славословие. Говоря об Отдании, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает благодать, связанную с тем или иным событием именно в этот, последний день Попразднства.
Человек не всегда может сразу и в полной мере прочувствовать духовный смысл праздника. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время Отдания с нетерпением, ожидая его возвращения.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О помощи святой Нины Грузинской
Сегодня 27 января. День памяти Святой равноапостольной Нины Грузинской, жившей в четвертом веке.
О помощи святой Нины — священник Стахий Колотвин.
Два месяца назад я в очередной раз с паломниками был у мощей равноапостольной Нины и очень часто грузины спрашивают: батюшка, у вас есть какие-то грузинские корни, что вы снова и снова приезжаете уже пятый раз? Я говорю: нет, но вот у меня маму зовут Нина, бабушку зовут Тамара, потому что эти имена далекие грузинские уже стали родными для русского народа, как и грузинские святые. И тем не менее, вспоминая то, что в эту дату военные победы в Великой Отечественной войне и множество побед в сражениях были совершены с молитвой равноапостольной Нины и на протяжении грузинской истории, однако и сколько было поражений. Был разорен сам Бодбийский монастырь.
Именно для нас, дорогие друзья, надо помнить, что для святой, которая всю жизнь посвятила проповеди Христа, самое главное, чтобы вера православная распространялась. И если вера православная не распространяется в сердце отдельно взятого человека, то будет ли святая такому человеку помогать укрепляться в этом уходе от Господа? Или наоборот, она допустит и наоборот помолится за этого человека, чтобы он прошел через испытания? Если и сам народ не способен сохранить веру христианскую достойно, то покорит этот народ Господь. И, как вот мы помним, и грузинский народ был и под пятой и у монголов, как и наш, а потом и у персов, и у турок, пока Россия не пришла и не вырвала из этих лап иноверцев. Точно так же не нас, дорогие друзья, равноапостольная Нина призывает следовать за Христом, поэтому будем соответствовать, иначе покоримся и мы другим народам. А лучше, конечно, на опережение — просим ее заступничества и исправляемся.
Все выпуски программы Актуальная тема