
Индия многими россиянами воспринимается почти как иная планета. Вроде бы и название знакомо, и примерно знаешь, где эта страна располагается, и даже по телевизору видел что-то об Индии, но все равно Индия – это какой-то совершенно незнакомый, непривычный мир. Действительно, индийская культура, даже несмотря на долгий период колонизаторства, по-прежнему сильно разнится с европейской. Но все же есть у индийцев и у нас схожие черты, причем религиозные.
Я не собираюсь сейчас проводить аналогий между индуизмом и христианством. На самом деле, Индию и нас объединяет куда более конкретный момент, а вернее святой – апостол Фома. Апостол Фома был одним из ближайших учеников Христа, входил в число двенадцати апостолов. После Вознесения Спасителя Его ученики покинули Палестину и отправились проповедовать Евангелие по разным странам. Место своего назначения они определяли путем жребия. Апостолу Фоме в качестве региона для проповеди досталась… Индия. Надо сказать, что он не обрадовался подобному назначению – Индия еще со времен Александра Македонского считалась страной негостеприимной и даже враждебной. Апостол Фома согласился отправиться в Индию только после того, как Ему явился Христос и Сам попросил его об этом.
Проповедь его там была успешной. Как повествуется в книге «Деяния апостола Фомы» множество индийцев крестились от его рук. Это очень не нравилось местным языческим служителям брахманам, которые в итоге умертвили посланника Христа. Почитатели апостола сохранили его тело и устроили для него гробницу в индийской области Малабар. Предположительно гробница апостола находилась в городе Каламин. Святые останки апостола Фомы пребывали в Индии вплоть до четвертого века. Затем их перевезли в город Эдессу, откуда со множеством приключений мощи были в 13 веке переправлены на север Италии в город Ортона (область Абруццо), где и находятся до сих пор в католическом кафедральном соборе.
Но вернемся в Индию. Несмотря на то, что мощи апостола Фомы покинули эту землю, а его гробница к 15 веку была окончательно разрушена, Индия по-прежнему помнит своего первого проповедника Христа. В Индии до сих пор проживает народность, которая именует себя «христианами апостола Фомы». Люди, принадлежащие к этой народности, считают себя потомками тех индийцев, которые приняли крещение из рук святого апостола. Всего на сегодняшний день в Индии насчитывается 9,5 миллионов христиан апостола Фомы. К сожалению, они не объединены в рамках одной церковной общины. Часть из них теперь является католиками, часть принадлежит к английской протестантской традиции. Считается, что преемницей той древней общины христиан, которая была основана апостолом Фомой, является Маланкарская церковь Индии. Название ее восходит к слову «Малианкара» — географическому названию места на юго-западе Индии, где, согласно преданию, впервые появился апостол Фома. Маланкарская церковь – самобытная христианская традиция, со своими обрядами, богослужением, манерой пения. К сожалению, маланкарские христиане не состоят в общении с Православием по древним историческим причинам.
Есть в Индии и православные приходы – греческие и русские. Их пока мало, но будем надеяться, что апостол Фома поможет развитию Православия на индийской земле. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о почитании апостола Фомы в Индии.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема