
Фото: PxHere
Известный духовный писатель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв составил акафист апостолу Андрею Первозванному — молитвенное песнопение, посвящённое святому. Любовь к своему небесному покровителю литератор выразил и в стихах.
Сегодня мы говорим об апостоле Андрее Первозванном и стихотворении Андрея Муравьёва «Апостол в Киеве».
Место действия — Великая Скифия (на территории будущей Древней Руси)
Время действия — I-й век по Рождестве Христовом.
Апостол Андрей Первозванный, младший брат апостола Петра, принадлежал к числу двенадцати ближайших учеников Христа.
После Вознесения Иисуса апостолы отправились проповедовать Евангелие в разных странах мира. Апостол Андрей обошёл с вестью о Христе многие города и селения по берегам Чёрного моря — на территории современных Македонии, северной Турции, Крыма.
По преданию, апостол Андрей побывал и в Великой Скифии, как в первые века христианства называли земли будущей Древней Руси.
В те давние времена путями сообщения среди непроходимых лесов служили реки. Вот и апостол Андрей отправился в Скифию по реке Борисфен, как в древности звался Днепр.
В стихотворении Муравьёва Андрей Первозванный шагает то по земле, то по воде. Поэт сравнивает это с евангельским чудом хождения Иисуса Христа по водам — такое можно совершить только тот, кто обладает великой верой.
Долины Скифии обнял вечерний сон,
И солнца поздний луч в тумане погребён;
Широкий Борисфен извивистой стезёю
Один блуждал в степях и беглою волною
Неколебимые пустыни оживлял:
Он бурные века грядущего сзывал,
И веки шли к нему — в одном усталом муже!
Пред ним, как даль степей, — грядущее наруже;
С святыней на устах и с посохом в руке
Бестрепетный идёт по пенистой реке...
Стихотворению Андрея Муравьёва «Апостол в Киеве» предшествует эпиграф: «И рече Андрей: видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божья!»
Это строки из древнерусской летописи XII века под названием «Повесть временных лет», где упоминается о том, что в глубокой древности на русской земле побывал один из ближайших учеников Христа. Апостол Андрей Первозванный воздвиг крест на холме, где позже появился Киев — главный город Древней Руси.
Апостол с вербы ветвь зелёную срывает
И посох странствия в крест дивный обращает;
Он, искупленья знак подняв на темя гор,
Грядущего развил невидимый обзор:
«Здесь дивный станет град! — воскликнул, вдохновенный —
И Христианства луч его осветит стены!
Здесь Царства колыбель! В веках зародыш сил!»
Так некогда Андрей пустыни посетил
И в Киевских полях божественной рукою
Воздвигнул первый крест над Русскою землею!
Русский духовный литератор, поэт, драматург и церковный историк Андрей Николаевич Муравьёв содействовал реставрации Андреевской церкви в Киеве.
Это было ещё одним проявлением любви к своему небесному покровителю — святому апостолу Андрею Первозванному.
Все выпуски программы Прообразы
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема