
Фото: Georgi Kyurpanov/Unsplash
В июле тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года на собрании строительного комитета храма в посёлке Сиверская в ста вёрстах от Петербурга, было очень шумно. Члены комитета никак не могли определиться, где взять деньги и землю для постройки храма, как получить разрешение, кому заказать проект – каждый предлагал свой вариант решения этих проблем. Бесконечные споры и колебания прервал председатель комитета, Аполлон Николаевич Майков. Он решил взять все хлопоты по строительству Сиверского храма на себя. Этот маленький и хрупкий старичок вдохновлял своим энтузиазмом остальных. Ему лучше всех удавалось привлекать жертвователей и уговаривать дачников пополнить церковный хор. Благодаря его неустанным заботам дело пошло гладко и быстро. Меньше года потребовалось на возведение церкви, и уже в июне тысяча восемьсот восемьдесят девятого года её освятили во имя святых апостолов Петра и Павла.
Аполлон Николаевич Майков приобрёл дачу в Сиверском в возрасте пятидесяти пяти лет, будучи уже известным поэтом. Тишина и красивейшая природа здешних мест привлекли Майкова, желавшего отдохнуть от шумной столичной жизни. Но неутомимая натура Аполлона Николаевича не позволила ему ограничиться прогулками и рыбалкой: ему захотелось облагородить этот благословенный край. Вскоре после возведения храма Майков озаботился новой задачей: устройством школы, поскольку все учебные заведения были от Сиверской далеко, к тому же переполнены. Два года Майков пытался добиться решения этого вопроса у местных властей, а когда увидел, что дело может затянуться на неопределённый срок, решил действовать на свой страх и риск. Он открыл школу в пожертвованном местным доктором помещении, сам снабдил его необходимой мебелью. Средства на содержание учителя и учебного заведения были собраны с сиверских дачников. В школе местным ребятишкам преподавали грамоту, арифметику, чтение, закон Божий и пение. По воскресеньям и праздничным дням здесь учили их неграмотных родителей. Школа пользовалась популярностью у сиверских жителей: когда набор учеников был уже окончен, многие родители предлагали принести из своего дома столы и стулья, чтобы их дети могли тоже получить начальное образование. Аполлон Николаевич задумался о том, как бы построить здание для школы большей площади, чтобы все желающие могли учиться. Денег на этот замысел было немного: в школьной кассе насчитывалось двести-триста рублей. Тогда Майков пожертвовал на покупку школьного дома тысячу рублей из гонорара за недавно вышедшее, шестое, издание своих сочинений. Кроме того, он начал устраивать литературно-музыкальные вечера для дачников, сборы от которых шли также в школьную кассу. Вдохновлённые его примером, сиверские энтузиасты в течение года собрали недостающую сумму. Вскоре новый двухэтажный дом для школы был куплен и оборудован необходимой мебелью, оснащён современными пособиями. К тысяча девятисотому году в Сиверской школе обучалось семьдесят пять местных детей.
Аполлон Николаевич говорил: "Если создана первая ступень разумной жизни – школа, то необходимо создать и следующую – библиотеку-читальню для народа. Будет тёплое, уютное местечко, с интересными для народа книжками, он мало-помалу сам научится сюда заглядывать». В тысяча восемьсот девяносто шестом году Майков начал собирать пожертвования на открытие народной библиотеки в Сиверской, сам перечислив тысячу рублей. К сожалению, смерть помешала поэту воплотить в жизнь это благородное начинание. Почитатели Аполлона Николаевича собрали деньги на устройство в Сиверской библиотеки-читальни. Сделали они это в знак уважения к поэту. Девятого июля тысяча девятисотого года была торжественно освящена и открыта народная библиотека-читальня имени Аполлона Майкова.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер