
Фото: PxHere
— Простите, пожалуйста, вы мне не поможете? Где-то здесь должна быть работа художницы Антонины Ржевской...
— Вы, наверное, имеете в виду её картину «Сироты». О, это горячо любимый мною экспонат нашей крымской «Третьяковки». Да-да, так мы, местные жители, называем Севастопольский музей изобразительных искусств! Работа, о которой вы говорите, в соседнем зале. Пойдёмте, я покажу...
— Да, вот и она! Замечательное полотно. Насколько я помню, это одна из первых известных работ Антонины Леонардовны Ржевской. Художница написала её в 1893 году, и почти сразу картину приобрёл для своей коллекции меценат Козьма Солдатёнков.
— Верно. А в 1925-м работа оказалась в нашем музее. У неё очень печальный сюжет. Две крошечные девочки, мирно играющие на полу, вероятно, потеряли родителей, но пока не вполне осознают этого. А вот пожилая женщина в чёрном, что сидит рядом на диване, наоборот, убита горем. Взгляд её пустой, отсутствующий, как бывает в самые горькие моменты, когда уходят близкие... Картина мне детство напоминает.
— Вы, наверное, в детстве тоже кого-то близкого потеряли?
— Мы с сестрой рано остались сиротами. Родителей не стало, когда мы ещё в школу не ходили. Нас растила бабушка. И знаете, всё равно почему-то вспоминаю детские годы с улыбкой.
— Теперь я понимаю, почему вы назвали картину горячо любимой...
— Я часто прихожу в Севастопольский музей, чтобы полюбоваться этой работой. Вы только посмотрите на маленьких беззаботных девочек! Одной из них где-то три года, другой — около пяти. А как правдиво, жизненно изображена их бабушка! Даже хочется её утешить, поплакать вместе с нею!
— Согласен с вами! Художнице во всех её работах удавалось передать с помощью красок подлинные человеческие чувства. Может быть, потому, что она выросла в обедневшей дворянской семье. Ей с детства приходилось терпеть и нужду, и лишения... Вот поэтому и герои Антонины Ржевской вызывают в нас сочувствие.
— А вы обратили внимание на положение тела пожилой героини картины? Смотрите, её фигура наклонена вправо, будто теряет равновесие, а рука беспомощно опущена вниз. Кажется, что со смертью родного человека у женщины в буквальном смысле земля ушла из-под ног.
— Интересное наблюдение! Но, кстати, сюжет картины вымышленный. К счастью. Образы девочек-сирот художница писала со своих маленьких дочерей — Елены и Антонины. А в роли пожилой героини изобразила свою мать — Александру Ивановну Попову.
— Но главные герои здесь — всё же девочки. Ведь картина называется «Сироты». И, несмотря на печальный сюжет, она наполнена светом и нежностью...
— Думаю, это потому, что общий тон полотна светлый, по-детски беззаботный. Краски пастельные: преобладают голубые, розовые и сиреневые оттенки. Да и сами девочки — как маленькие ангелы в белых платьях. Смотришь на них — и от всего сердца сочувствуешь двум беззащитным созданиям, которые так рано лишились родителей. А ведь впереди у них большая и сложная жизнь.
— Вот так же и мы с сестрой. Было трудно, конечно, но мы не унывали! Трудились, помогали друг другу, поддерживали... Ведь мы родились и выжили! Слава Богу!
— Да, а значит, жизнь продолжается! Печали неизбежны, к сожалению. Но именно они заставляют чувствовать по-настоящему, ценить те драгоценные дары, которые нам даёт Господь: здоровье, крышу над головой, наших родных и друзей. А трудности и лишения учат нас сопереживать.
— А ещё учат состраданию такие замечательные художницы как Антонина Ржевская, автор полотна «Сироты», которое снова и снова возвращает меня в детство.
Картину Антонины Ржевской «Сироты» можно увидеть в Севастопольском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







