
Фото: PxHere
— Простите, пожалуйста, вы мне не поможете? Где-то здесь должна быть работа художницы Антонины Ржевской...
— Вы, наверное, имеете в виду её картину «Сироты». О, это горячо любимый мною экспонат нашей крымской «Третьяковки». Да-да, так мы, местные жители, называем Севастопольский музей изобразительных искусств! Работа, о которой вы говорите, в соседнем зале. Пойдёмте, я покажу...
— Да, вот и она! Замечательное полотно. Насколько я помню, это одна из первых известных работ Антонины Леонардовны Ржевской. Художница написала её в 1893 году, и почти сразу картину приобрёл для своей коллекции меценат Козьма Солдатёнков.
— Верно. А в 1925-м работа оказалась в нашем музее. У неё очень печальный сюжет. Две крошечные девочки, мирно играющие на полу, вероятно, потеряли родителей, но пока не вполне осознают этого. А вот пожилая женщина в чёрном, что сидит рядом на диване, наоборот, убита горем. Взгляд её пустой, отсутствующий, как бывает в самые горькие моменты, когда уходят близкие... Картина мне детство напоминает.
— Вы, наверное, в детстве тоже кого-то близкого потеряли?
— Мы с сестрой рано остались сиротами. Родителей не стало, когда мы ещё в школу не ходили. Нас растила бабушка. И знаете, всё равно почему-то вспоминаю детские годы с улыбкой.
— Теперь я понимаю, почему вы назвали картину горячо любимой...
— Я часто прихожу в Севастопольский музей, чтобы полюбоваться этой работой. Вы только посмотрите на маленьких беззаботных девочек! Одной из них где-то три года, другой — около пяти. А как правдиво, жизненно изображена их бабушка! Даже хочется её утешить, поплакать вместе с нею!
— Согласен с вами! Художнице во всех её работах удавалось передать с помощью красок подлинные человеческие чувства. Может быть, потому, что она выросла в обедневшей дворянской семье. Ей с детства приходилось терпеть и нужду, и лишения... Вот поэтому и герои Антонины Ржевской вызывают в нас сочувствие.
— А вы обратили внимание на положение тела пожилой героини картины? Смотрите, её фигура наклонена вправо, будто теряет равновесие, а рука беспомощно опущена вниз. Кажется, что со смертью родного человека у женщины в буквальном смысле земля ушла из-под ног.
— Интересное наблюдение! Но, кстати, сюжет картины вымышленный. К счастью. Образы девочек-сирот художница писала со своих маленьких дочерей — Елены и Антонины. А в роли пожилой героини изобразила свою мать — Александру Ивановну Попову.
— Но главные герои здесь — всё же девочки. Ведь картина называется «Сироты». И, несмотря на печальный сюжет, она наполнена светом и нежностью...
— Думаю, это потому, что общий тон полотна светлый, по-детски беззаботный. Краски пастельные: преобладают голубые, розовые и сиреневые оттенки. Да и сами девочки — как маленькие ангелы в белых платьях. Смотришь на них — и от всего сердца сочувствуешь двум беззащитным созданиям, которые так рано лишились родителей. А ведь впереди у них большая и сложная жизнь.
— Вот так же и мы с сестрой. Было трудно, конечно, но мы не унывали! Трудились, помогали друг другу, поддерживали... Ведь мы родились и выжили! Слава Богу!
— Да, а значит, жизнь продолжается! Печали неизбежны, к сожалению. Но именно они заставляют чувствовать по-настоящему, ценить те драгоценные дары, которые нам даёт Господь: здоровье, крышу над головой, наших родных и друзей. А трудности и лишения учат нас сопереживать.
— А ещё учат состраданию такие замечательные художницы как Антонина Ржевская, автор полотна «Сироты», которое снова и снова возвращает меня в детство.
Картину Антонины Ржевской «Сироты» можно увидеть в Севастопольском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.