— Андрей Борисович, если я ничего не путаю, художница Антонина Ржевская родом из Тверской губернии?
— Не путаете, Маргарита Константиновна. Антонина Леонардовна родилась в 1861 году в селе Шалепники под Тверью, в семье помещиков Поповых. Когда она была совсем маленькой, родители разорились и перебрались в Тверь. В двадцать пять лет художница вышла замуж за москвича, Николая Ржевского, и переехала к нему. А последние свои дни доживала в Тарусе, в Калужской области, в доме своей дочери Елены.
— Вот, я же помню, что вся жизнь художницы прошла в центральной России. Потому и удивилась, когда увидела здесь, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, её картину «Музыка». До чего выразительная работа! Как вдохновенно и тонко передана атмосфера концертного зала во время звучания композиции!
— Это верно! Как сказал об этом холсте искусствовед Николай Романов: «Неслышимая музыка словно льётся с полотна звуками, преображёнными в краски». Он был директором московского Румянцевского музея в 1903 году, когда там впервые экспонировалась картина.
— Замечательный образ нашёл Николай Романов. Антонина Ржевская и впрямь преобразила звуки в краски. Как она сумела добиться такого удивительного эффекта?
— Через образы героев. Взгляните, как погрузилась в слушание девушка в белом платье. Она чуть наклонила голову и вся устремилась вперёд, навстречу звукам. Позади неё, скрестив руки на груди, стоит молодой человек в чёрном. Он предельно внимателен и сосредоточен.
— А ещё одна барышня облокотилась о бортик балкона и опустила подбородок на руку. Взгляд её полон нежности.
— Художница представила целую гамму возвышенных эмоций, и зритель невольно заражается ими, глядя на полотно.
— Наверное, герои картины слушают что-нибудь романтическое — Шопеэна, например.
— Скорее, симфонию «Пастораль» Александра Глазунова. Она впервые была исполнена в 1902 году, как раз когда Антонина Ржевская работала над картиной «Музыка». Премьера «Пасторали» была настоящим событием для людей, неравнодушных к искусству, вряд ли художница могла её пропустить.
— Симфония необычайно светлая и проникновенная. Вся её суть — в торжестве гармонии и радости. Именно это настроение царит на полотне «Музыка».
— Антонина Ржевская использовала особые приёмы, чтобы это передать. Смотрите — со стороны сцены льётся ослепительный свет. Он озаряет белые стены, украшенные лепниной, и как будто расширяет пространство, делает потолок выше. Вы, кстати, обратили внимание, что герои слушают музыку под самым потолком?
— Да, они сидят на балконе.
— Не просто на балконе, а на галёрке — там, куда билеты стоят копейки.
— Думаете, так художница подчеркнула материальное положение персонажей картины?
— Уверен! Ржевская сама знала нужду, недаром она придала свои черты девушке на переднем плане. В юности, когда умер отец, Антонина взяла на себя содержание семьи, устроилась работать корректором в типографию. Денег катастрофически не хватало. Так что на картине художница обозначила приоритеты, показала, на что готова тратить последние копейки.
— Такие вложения делать стоит. Музыка — это дар Божий. Она может поддержать в трудную минуту, утешить, воодушевить.
— Потому Антонина Ржевская и назвала свою картину так просто, лаконично и выразительно — «Музыка».
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.