Антонина Ржевская. «Музыка» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Антонина Ржевская. «Музыка»

Поделиться Поделиться

— Андрей Борисович, если я ничего не путаю, художница Антонина Ржевская родом из Тверской губернии?

— Не путаете, Маргарита Константиновна. Антонина Леонардовна родилась в 1861 году в селе Шалепники под Тверью, в семье помещиков Поповых. Когда она была совсем маленькой, родители разорились и перебрались в Тверь. В двадцать пять лет художница вышла замуж за москвича, Николая Ржевского, и переехала к нему. А последние свои дни доживала в Тарусе, в Калужской области, в доме своей дочери Елены.

— Вот, я же помню, что вся жизнь художницы прошла в центральной России. Потому и удивилась, когда увидела здесь, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, её картину «Музыка». До чего выразительная работа! Как вдохновенно и тонко передана атмосфера концертного зала во время звучания композиции!

— Это верно! Как сказал об этом холсте искусствовед Николай Романов: «Неслышимая музыка словно льётся с полотна звуками, преображёнными в краски». Он был директором московского Румянцевского музея в 1903 году, когда там впервые экспонировалась картина.

— Замечательный образ нашёл Николай Романов. Антонина Ржевская и впрямь преобразила звуки в краски. Как она сумела добиться такого удивительного эффекта?

— Через образы героев. Взгляните, как погрузилась в слушание девушка в белом платье. Она чуть наклонила голову и вся устремилась вперёд, навстречу звукам. Позади неё, скрестив руки на груди, стоит молодой человек в чёрном. Он предельно внимателен и сосредоточен.

— А ещё одна барышня облокотилась о бортик балкона и опустила подбородок на руку. Взгляд её полон нежности.

— Художница представила целую гамму возвышенных эмоций, и зритель невольно заражается ими, глядя на полотно.

— Наверное, герои картины слушают что-нибудь романтическое — Шопеэна, например.

— Скорее, симфонию «Пастораль» Александра Глазунова. Она впервые была исполнена в 1902 году, как раз когда Антонина Ржевская работала над картиной «Музыка». Премьера «Пасторали» была настоящим событием для людей, неравнодушных к искусству, вряд ли художница могла её пропустить.

— Симфония необычайно светлая и проникновенная. Вся её суть — в торжестве гармонии и радости. Именно это настроение царит на полотне «Музыка».

— Антонина Ржевская использовала особые приёмы, чтобы это передать. Смотрите — со стороны сцены льётся ослепительный свет. Он озаряет белые стены, украшенные лепниной, и как будто расширяет пространство, делает потолок выше. Вы, кстати, обратили внимание, что герои слушают музыку под самым потолком?

— Да, они сидят на балконе.

— Не просто на балконе, а на галёрке — там, куда билеты стоят копейки.

— Думаете, так художница подчеркнула материальное положение персонажей картины?

— Уверен! Ржевская сама знала нужду, недаром она придала свои черты девушке на переднем плане. В юности, когда умер отец, Антонина взяла на себя содержание семьи, устроилась работать корректором в типографию. Денег катастрофически не хватало. Так что на картине художница обозначила приоритеты, показала, на что готова тратить последние копейки.

— Такие вложения делать стоит. Музыка — это дар Божий. Она может поддержать в трудную минуту, утешить, воодушевить.

— Потому Антонина Ржевская и назвала свою картину так просто, лаконично и выразительно — «Музыка».

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем