— Андрей Борисович, если я ничего не путаю, художница Антонина Ржевская родом из Тверской губернии?
— Не путаете, Маргарита Константиновна. Антонина Леонардовна родилась в 1861 году в селе Шалепники под Тверью, в семье помещиков Поповых. Когда она была совсем маленькой, родители разорились и перебрались в Тверь. В двадцать пять лет художница вышла замуж за москвича, Николая Ржевского, и переехала к нему. А последние свои дни доживала в Тарусе, в Калужской области, в доме своей дочери Елены.
— Вот, я же помню, что вся жизнь художницы прошла в центральной России. Потому и удивилась, когда увидела здесь, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, её картину «Музыка». До чего выразительная работа! Как вдохновенно и тонко передана атмосфера концертного зала во время звучания композиции!
— Это верно! Как сказал об этом холсте искусствовед Николай Романов: «Неслышимая музыка словно льётся с полотна звуками, преображёнными в краски». Он был директором московского Румянцевского музея в 1903 году, когда там впервые экспонировалась картина.
— Замечательный образ нашёл Николай Романов. Антонина Ржевская и впрямь преобразила звуки в краски. Как она сумела добиться такого удивительного эффекта?
— Через образы героев. Взгляните, как погрузилась в слушание девушка в белом платье. Она чуть наклонила голову и вся устремилась вперёд, навстречу звукам. Позади неё, скрестив руки на груди, стоит молодой человек в чёрном. Он предельно внимателен и сосредоточен.
— А ещё одна барышня облокотилась о бортик балкона и опустила подбородок на руку. Взгляд её полон нежности.
— Художница представила целую гамму возвышенных эмоций, и зритель невольно заражается ими, глядя на полотно.
— Наверное, герои картины слушают что-нибудь романтическое — Шопеэна, например.
— Скорее, симфонию «Пастораль» Александра Глазунова. Она впервые была исполнена в 1902 году, как раз когда Антонина Ржевская работала над картиной «Музыка». Премьера «Пасторали» была настоящим событием для людей, неравнодушных к искусству, вряд ли художница могла её пропустить.
— Симфония необычайно светлая и проникновенная. Вся её суть — в торжестве гармонии и радости. Именно это настроение царит на полотне «Музыка».
— Антонина Ржевская использовала особые приёмы, чтобы это передать. Смотрите — со стороны сцены льётся ослепительный свет. Он озаряет белые стены, украшенные лепниной, и как будто расширяет пространство, делает потолок выше. Вы, кстати, обратили внимание, что герои слушают музыку под самым потолком?
— Да, они сидят на балконе.
— Не просто на балконе, а на галёрке — там, куда билеты стоят копейки.
— Думаете, так художница подчеркнула материальное положение персонажей картины?
— Уверен! Ржевская сама знала нужду, недаром она придала свои черты девушке на переднем плане. В юности, когда умер отец, Антонина взяла на себя содержание семьи, устроилась работать корректором в типографию. Денег катастрофически не хватало. Так что на картине художница обозначила приоритеты, показала, на что готова тратить последние копейки.
— Такие вложения делать стоит. Музыка — это дар Божий. Она может поддержать в трудную минуту, утешить, воодушевить.
— Потому Антонина Ржевская и назвала свою картину так просто, лаконично и выразительно — «Музыка».
Обида. Виктория Галкина
На улице шел дождь. Настала классическая осенняя погода. Когда на улице слякоть и дует холодный ветер, я люблю укутаться в теплый плед и, свернувшись калачиком, читать книги, обязательно бумажные, чтобы иметь возможность услышать запах страниц. Или приготовить пирог, используя сезонные фрукты, а еще обязательно заварить жасминовый чай.
В то утро я посмотрела в окно — погода не радовала — и я решала заняться домашними делами. Я приготовила завтрак и стала делиться планами на день со своим молодым человеком. Пунктов в моем списке оказалось много, даже я удивилась количеству. Мы начали распределять время, чтобы все успеть. Поехали в магазин за продуктами. Проходя мимо прилавка со сладостями, молодой человек загляделся на творожный торт.
— Наступили холода и тебе захотелось согреться горячим чаем с тортом? — с улыбкой спросила я.
— Да, что-то захотелось — ответил он.
— Хочешь, сама приготовлю, у нас черника оставалась, как раз ты любишь с ягодами — предложила я.
— Давай, у тебя всегда вкусней получается, чем покупные — обрадовался парень.
Мы приобрели все необходимое и поехали домой. Молодой человек сел работать за компьютер в соседней комнате, а я начала готовить торт на кухне. Процесс занял несколько часов. Я даже немного устала. Когда убирала готовый торт в холодильник, ко мне подошел молодой человек и спросил:
— Прокрастинацией занимаешься? У тебя же было столько дел запланировано.
Я оторопела. Первая эмоция — обида, ведь прокрастинация — это психологический термин обозначающий склонность к откладыванию важных дел, подменяя их малозначительными. Как он мог? Ведь я для него старалась. Да, отложила свои дела, но лишь потому что хотела порадовать его вкусным тортом! Я промолчала и ушла. «Больше ничего делать не буду» — думала я.
Не успела как следует обидеться, как парень зашел в комнату.
— Прости, я обидел тебя? — по моему лицу все было понятно без слов, поэтому он продолжил — я сказал это не с целью тебя обидеть, а больше с шуточной точки зрения, ведь помню, как утром ты планировала многое успеть. А по итогу сидела на кухне.
— Сидела? — возмутилась я.
— Я не видел — пожал плечами он. — Прошло столько времени, думал, ты решила не готовить вовсе, ещё и неудачно пошутил, извини ещё раз.
Я не стала обижаться дальше, мы разобрали ситуацию, и она оказалась не столь драматичной. Но сколько гордыни я открыла в себе. Как же так, мне сказали что-то неприятное? Я сразу обижаюсь, а разве оно того стоит? Думаю, что нет. Господь учит нас смирению и любви. Преподобный Исаак Сирин говорил:
«Если хочешь узнать, смиренен ли ты, то испытай себя — не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют».
Я простила. На душе стало легко, вернулось хорошее настроение. Я мысленно поблагодарила Бога за благополучное разрешение ссоры и за возможность усмирить свое эго. А вечером мы вместе пили чай с творожным тортом и с улыбкой на лице вспоминали неприятную ситуацию, которую с Божьей помощью удалось решить и еще получить важный духовный урок.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
10 декабря. О возрождении веры в нашей стране
8 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого Освящения Храма Живоначальной Троицы в районе Чертаново города Москвы.
В своем первосвятительском слове после богослужения Святейший Патриарх говорил о возрождении веры в нашей стране.
Под покровом Пресвятой Богородицы мы прошли через страшные годы безбожия, как по милости Божией, несмотря на пытки лагеря, расстрелы, казни, лишения работы, наши родители сохранили веру православную, передали ее нам, как мы сейчас воспитываем своих детей и внуков и передаем им веру — вот так и должно быть в Церкви Божией. И в ответ на эти наши малые усилия Господь нам дает великие дары благодати и возрождение, действительно, удивительное возрождение православия в нашей стране. И организация новых приходов, и какое-то чудесное строительство новых храмов, в которые, как я говорю, большинство не верило, а ведь строим. Строим, тихо, спокойно.
Иногда меня спрашивают, а на какие деньги? А я говорю, вы знаете, я до конца не знаю. Я только знаю, что люди молятся, просят у Господа, а Господь вразумляет тех, у кого денежки есть, чтобы в это доброе и святое дело деньги-то вложили. И ведь вкладывают эти наши замечательные доброходы. А через это вложение и денег, и внимания, и усилия, сколько же из таких людей, которые вчера еще стеснялись назвать себя православными, да и в Церковь не ходили, стали активными членами новых приходских общин.
Чудесное возрождение веры православной в России, конечно, не является исключительно достижением нынешних людей, нынешнего поколения москвичей. Это во многом и во многом дар Божий в ответ на страдания, на муки, на смерти, на лишения ради Христа наших предыдущих поколений. Поэтому никогда из нашей памяти не должна уходить вот та страница, очень трагическая, но и одновременно героическая. Страница, на которой написаны имена наших предшественников, чаще всего их здоровье, жизнь полагавших за то, чтобы наступили те новые времена, которые можно назвать явлением славы Божьей на земле русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О причинах ненависти первосвященников ко Христу
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники, и старейшины народа искали погубить Его».
О причинах ненависти первосвященников ко Христу — иеромонах Назарий Рыпин.
Когда Христос вышел на свое общественное служение и явил себя как Мессия, Он пришел не к старейшинам, не к первосвященникам и книжникам, но пришел к галилейским рыбакам и мытарям, которых Он избрал, своими ближайшими учениками. Это был уже вызов той правящей партии в еврейском народе, которая была государственной верхушкой в этом, пусть под римлянами, но в государстве находящемся.
И, безусловно, это вызвало их ненависть ко Христу, что Он предпочел их, которые надеялись, что в земном плане они воспринимали Мессию, Он придет как правитель земной и, конечно, призовет их в первые помощники, в свой, очевидно, кабинет министров, правительство, но Он предпочел совершенно других людей. Ни знатных, ни книжных, ничего не значащих.
И вторая причина — это их зависть, потому что они понимали высочайшую нравственность Христа, они ее видели, осознавали. И ощущая свое порой ничтожество, или несопоставимость с этой высотой, в них это вызывало зависть, а, будучи людьми надменными и горделивыми, это, соответственно, вызывало уже и ненависть в них, и желание истребить его, потому что Он не вписывался в их человеческие, земные представления и планы о будущем их народа, государства и мессии, которого они воспринимали только в земном плане, как к земного царя.
Все выпуски программы Актуальная тема